Библиографическое описание:

Пилиева Л. Л. Управление качеством образовательного процесса в школе в условиях реформирования [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 90-93.

При рассмотрении управления качеством образования оттолкнемся от определения, данного Н. А. Селезневой и А. И. Субетто, согласно которому это «есть управление качеством по отношению ко всем объектам и процессам в образовании» [1; 3].

Осуществление управления качеством образования представляет собой сложную, многофункциональную задачу, решаемую одновременно на нескольких уровнях (общегосударственном, межотраслевом, ведомственном, региональном, уровне образовательного учреждения), с учетом адекватного изменения по различным направлениям (организационному, структурному, содержательному, кадровому, методическому).

В теории японского менеджмента подход к концепции всеобщего управления качеством базируется на достижении четырех уровней качества:

1)      соответствие стандарту,

2)      соответствие использованию,

3)      соответствие потребностям рынка,

4)      соответствие скрытым потребностям.

Рассмотрим, как интерпретируется понятие «управление качеством» в работах различных авторов применительно к образовательному процессу.

Под управлением качеством С. Ю. Трапицын понимает целенаправленную, комплексную и скоординированную деятельность руководящего состава, преподавателей и обучающихся по реализации воздействия на образовательный процесс в целях достижения его целей.

В последние годы проблема качества образования приобрела чрезвычайную актуальность. Серьезное влияние на актуализацию качества образования как современную социально-педагогическую проблему оказывает возрастающая интеллектуализация производства, появление рынка образовательных услуг, развитие информационных технологий. В современном понимании качество образования — это не только соответствие знаний учащихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг.

Чрезвычайная актуализация проблемы качества образования связана также с развитием в последние десятилетия так называемой «философии всеобщего качества». В рамках этой философии происходит переосмысление традиционного понятия качества как степени соответствия какому-либо стандарту, в нашем случае образовательному, то есть в какой степени потребители удовлетворены предоставляемыми образовательными услугами.

В контексте этого подхода качество образования в школе XXI в. определяется как соотношение цели и результата, выражающееся в совокупности характеристик, которые отражают уровень достигнутых количественных и качественных результатов, уровень организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, условия, в которых он протекает.

Целью школы в настоящее время является сохранение принципа равных возможностей на этапе начального образования и разнообразие образовательных маршрутов на этапах основного и среднего.

Одной из проблем, с которыми столкнулась школа на пути достижения этой цели, была трудность оценки качества образования, управление которым состоит в динамизме, получении объективных, оперативных, непрерывно обновляемых и многооспектных данных и своевременной коррекции работы с детьми. Огромный поток анализируемого материала замедлял обработку информации, и существенного изменения можно было добиться, только за счёт применения новых информационных технологий. Проблемы управления образовательным процессом в школе стали наиболее успешно решаться в рамках реализации программы инновационной деятельности в сфере информационно-коммуникационных технологий в системе образования, которая даёт возможность повысить эффективность принятия и реализации управленческих решений.

Однако в ходе работы с этой иформацией мы не забыли и о том, что качество образования подразумевает не столько анализ качества знаний, сколько сформированность у ученика устойчивой мотивации познания, развитость различных сторон его жизни. Уважение учителем личности ребёнка, создание максимально благоприятных условий для развития его способностей побудили нас активизировать работу по изучению психологических параметров обучаемых. Результативность учебной деятельности учащихся является только частью полной информации об индивидуальных особенностях ученика. Не менее важное место занимает психометрическая информация, которая осуществляется с помощью психологического тестирования. Психологическое тестирование помогает проследить траекторию изменения интеллектуального развития ученика за несколько лет.

Определив уровень интеллектуального развития школьника, можно в какой-то мере прогнозировать то, каковы будут его успехи в обучении, чётко увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика, проанализировать соответствие достижения запланированным результатам, то есть определить каково качество предпринятых психолого-педагогических мер, иначе говоря, качество образования.

Между тем в области управления качеством образования в высшей школе сохраняется ряд противоречий. Это противоречия:

-          между потребностью общества в людях, которые, получив образование высокого качества, умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, обладают критическим и творческим мышлением, и недостаточной разработанностью содержания и технологий образования, позволяющих подготовить таких выпускников;

-          между достижениями педагогической науки в области повышения качества обучения и их реализацией в педагогической практике;

-          между признанием педагогической наукой необходимости изменений в процессе обучения, позволяющих повысить его качество, и преобладанием традиционных подходов в практике обучения;

-          между базовой подготовкой педагогов, которая ограничивается чаще всего освоением традиционных методик обучения, и потребностью современной школы в педагоге, способном работать в инновационном режиме, обеспечивая высокое качество обучения.

В современной школе главной задачей педагогов является всестороннее содействие становлению и развитию человеческой индивидуальности. Для выполнения данной задачи школе необходим учитель — профессионал, способный с учетом меняющихся социально-экономических условий и общей ситуации в системе образования выбирать наилучшие варианты педагогического процесса, просчитывать их результаты.

Система работы в рамках управления качеством образования в среде педагогов направлена на решение следующих задач:

1.         Разработку схемы работы с учителями по организации диагностик результатов обученности учащихся;

2.         Обучение педагогов методике проведения диагностик учащихся;

3.         Совершенствование навыков самоанализа деятельности учителя;

4.         Формирование умения строить учебно-воспитательный процесс на основе диагностики фактического уровня усвоения учащимися содержания образования;

5.         Разработку дополнительных критериев диагностики учащихся, связанных с познавательными умениями и творческими способностями.

Важность обеспечения качества образования получает все более широкое признание, однако по вопросу о том, что же означает эта концепция на практике, мнения расходятся. Тем не менее, в основе большинства попыток дать характеристику качеству образования лежат два принципа [3].

1.         Одним из показателей качества систем образования является степень обеспечения когнитивного развития ребенка (что традиционно оценивается во многих странах);

2.         Во главе угла роль образования в деле продвижения общих ценностей и обеспечения творческого и эмоционального развития [4] (степень достижений этих целей оценить гораздо сложнее).

Рассмотрим три наиболее известных подхода для понимания и обеспечения качества образования.

ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ определяют пять ключевых компонентов, определяющих качество образования [5]:

-          учащиеся (learners), которые здоровы, хорошо питаются, готовы к деятельности и учёбе;

-          среда (environment) — здоровая, безопасная, защищённая, учитывающая гендерные особенности, имеющая необходимые ресурсы;

-          содержание (content) — способствующее приобретению жизненных навыков и знаний;

-          процессы (processes) — хорошо подготовленные учителя, использующие ориентированные на ребёнка педагогические приёмы и технологии;

-          результаты (outcomes) — знания, навыки и ценностные установки, связанные с национальными приоритетами.

Глобальная Компания по Образованию (Global Campaign for Education) добавляет к этому списку ещё один компонент [6]:

-          реагирование(responsiveness) — на многообразие потребностей детей и в целях подотчётности перед родителями.

Другой подход к качеству включает четыре следующих области [7]:

-          релевантность (relevance) — контексту, потребностям и гуманистическим идеалам;

-          эффективность (efficiency) — в выработке и достижении стандартов;

-          нечто особенное (something special) — находящееся за пределами обычных ожиданий;

-          включение (inclusion) — всех детей, независимо от пола, способностей и благосостояния.

И третий подход, близкий по сути первому подходу, использует пятимерную модель обучаемые-ресурсы-процесс-результаты-контекст [8]:

-          Индивидуальные черты учащихся. Социально-экономическая среда, пол, наличие физических или умственных недостатков, расовая или национальная принадлежность, ВИЧ/СПИД, чрезвычайные ситуации конфликта или стихийного бедствия — все это служит потенциальными источниками неравенства, которые следует учитывать в политике повышения качества;

-          Контекст. На качестве сказывается широкий круг конкретных условий, начиная с экономического положения общества и кончая национальной политикой в таких областях, как цели, стандарты, учебные программы, учителя и многое другое;

-          Ресурсы. Эта категория включает материальные ресурсы (учебники и учебные материалы, классы, библиотеки, школы) и людские ресурсы (администраторов, инспекторов и, самое важное, учителей);

-          Преподавание и обучение. Педагогические процессы предопределяют повседневное обучение. К ним относятся, в частности, время, затраченное на обучение, использование различных методов обучения, характер оценки достигнутых результатов. Косвенное влияние на преподавание и обучение оказывают такие факторы, как школьная безопасность, участие местного сообщества, ожидания и лидерство.

-          Результаты. Этот аспект можно выразить в плане успеваемости (обычно на экзаменах) и в более широком плане, с точки зрения социально-экономических приобретений.

Таким образом, можно сказать, что качественное образование позволяет обеспечить каждому ребенку наилучшие стартовые условия для того, чтобы в будущем он стал успешен. Критерий хорошей образовательной системы (её высокого качества) — это мера, в которой наименее обеспеченные члены общества имеют возможность преуспеть. И поэтому современное образование должно быть переориентировано от «знаниевой» к личностной парадигме, оно должно стать средством для достижения безопасного комфортного существования личности в нестабильном и динамическом мире, способствовать ее саморазвитию. В свете этого качество «образования -результата» есть совокупность качеств личности, формируемых через категории культуры личности, социально-гражданственной зрелости, уровня знаний, умений, творческих способностей. Что касается качества «образования — процесса», то оно соединяет в себе свойства образовательного процесса, организованного в той или иной образовательной системе, обусловливающих его приспособленность к реализации социальных целей по формированию личности.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: управление качеством образовательного процесса в школе как целостная многоуровневая система опирается на следующие принципы: сочетание централизации и децентрализации; единство единоначалия и конечности в управлении; обеспечение полноты и объективности информации о ходе образовательного процесса.

В системе управления качеством образовательного процесса высшей школе важные функции выполняют оптимизационные модели и технологии педагогического мониторинга и ресурсного обеспечения.

Оптимизация управления качеством образовательного процесса в школе станет возможной, если выявлены основные противоречия, внешние и внутренние факторы и социально-педагогические направления развития и функционирования системы профессионального образования.

Управление качеством образовательного процесса в школе строится на основе системного, личностно-деятельностного, управленческо-технологического и ситуационного подходов.

 

Литература:

 

1.         Субетто А. И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы (опыт мониторинга). — СПб. — М., 2000.

2.         Гребенкина Л. К. Технология управленческой деятельности заместителя директора высшей школы / Л. К. Гребенкина, Н. С. Анциперова. — М.: Педагогический поиск, 2000. — 220 с.

3.         Управление качеством образования / Под ред.М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000.320 с

4.         Сергеева В. П. Управление образовательными системами / В. П. Сергеева. — М.: ЦГЛ «Народное образование», 2002. — 172 с.

5.         Образование для всех к 2015 году. Добьёмся ли мы успеха? Резюме Всемирного доклада по мониторингу ОДВ 2008. — ЮНЕСКО, 2007.

6.         Обучение на протяжении всей жизни. — М.; Весь Мир, 2006.

7.         Оценка качества образования: обзор международных подходов и тенденций. — Всемирный банк, 2005.

8.         Пинская М. А. Учебно-методический курс «Внутриклассное оценивание». — М.: Академия народного хозяйства, 2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle