Авторы: Колюжнов Василий Георгиевич, Колюжнова Любовь Ивановна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)

Библиографическое описание:

Колюжнов В. Г., Колюжнова Л. И. Здоровьесберегающие технологии на занятиях математики и технических дисциплин [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 146-148.

Здоровья не видно.

Но потерять его обидно.

 

Поступающие ребята в средние профессиональные учреждения в большей своей части уже имеют значительные отклонения от норм здорового человека. Постоянно слушая музыку через наушники, студенты постепенно глохнут. Постоянное сидение за компьютером отрицательно сказывается на здоровье.

Это не только утрата части зрения, слуха, но и нарушение осанки, увеличивается уровень заболеваний желудочного кишечного тракта, сердца, а также растёт численность студентов, имеющих психологические проблемы: лёгкие и высокие степени депрессии.

Проблема состоит в том, что необходимо сохранить данный уровень здоровья и укрепить его психологическую составляющую.

Здоровьесберегающие образовательные технологии — совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить студенту возможность сохранения здоровья в период обучения, сформировать необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.

Задача преподавателя и всех членов образовательного процесса на каждом занятии создавать условия благоприятного климата для обучения, общения и развития. Это доброжелательность, тактичность, недопустимость окрика, резких замечаний, при указании на ошибку сопереживание и указание способа как её не допускать, помнить, что слово ранит, а улыбка располагает собеседников.

Для снятия эмоционального напряжения, обеспечения психологической разгрузки учащихся преподаватели используют чередование видов деятельности, работу в парах, группах, метод проектов, метод кейс — стадий.

Активные и интерактивные методы обучения дают возможность студенту приготовиться заранее, проявить все свои возможности. Использование информационных технологий способствует снижению утомляемости учащихся и лучшему усвоению материала.

На уроках математики есть возможность сформировать мотивацию к здоровому образу жизни через решение задач.

Например, по теме «Проценты»

1.        В одной сигарете содержится 8 мг никотина. Синильная кислота составляет 50 % от никотина. Табачного дёгтя в 10 раз больше, чем никотина. Окись углерода составляет 80 % от количества табачного дёгтя. Определите содержание самых ядовитых веществ в одной сигарете.

2.        По статистике курящих подростков мальчиков — 60 %, девочек — 40 %. Определить, сколько курящих подростков в школе, если на 1 курсе учатся 40 девочек и 75 мальчиков.

3.        Средний вес новорождённого ребёнка 3кг 300г. Если у ребёнка курящий отец, то его вес будет на 4 % меньше нормы. А если курящая мать — меньше на 10 %. Определите, сколько теряет в весе новорождённый, если а) курит отец; б) курит мама.

На занятиях по специальным дисциплинам автомеханики рассматривают вопрос об автомобиле как об источнике загрязнения окружающей среды, о соблюдении техники безопасности, производственной санитарии.

При выполнении курсовых проектов студенты делают расчёты освещённости и вентиляции участков, годовой потребности воды на бытовые нужды.

Сухомлинский утверждал, что «…забота о здоровье — это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Мотивированный преподаватель старается увлечь и студентов, предлагая такие виды заданий для запоминания: собрать разрезанные формулы, математическое и техническое лото, игра «Ход конём»

Использование стихотворений или запоминалок помогает развить память.

Например:

-        Пифагоровы штаны на все стороны равны.

-        Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

Разгадывание ребуса, кросснамбера, файнворда создаёт психологически комфортные условия в процессе обучения.

 

При использовании технических средств обучения ИКТ для сохранения зрения необходимо делать физминутки — разрядки для глаз.

Работа в группе снимает стрессовую ситуацию, студент может выполнить задания, которые ему по силам, сможет получить помощь однокурсников, может подготовиться дома и после этого отвечать перед группой.

Одной из граней здоровье сберегающей технологии является разработка и реализация индивидуальных «маршрутов» обучения.

Внеаудиторная деятельность формирует культуру здоровья: конкурсы плакатов «Нет сигарете и наркотику на Земле», игромания, выезды на природу, посещение спектаклей и участие в их постановках. Встречи с медработниками и представителями службы наркоконтроля.

Организация таких встреч необходима, так как девушки в погоне за фигурой доводят себя до серьёзных заболеваний.

Во дворце спорта организованы секции по лёгкой и тяжёлой атлетике, плавания, футбола, баскетбола и другие. В клубе «Асцелла» секции борьбы.

В техникуме проводится много различных мероприятий спортивного характера, среди них Кросс Наций, Рубеж, соревнование по всем видам спорта. В ледовом дворце работают секции хоккея и фигурного катания.

Почти 48 процентов студентов занимаются различными видами спорта.

Уверены, что данная работа обеспечит студенту возможность сохранения здоровья в период обучения, сформирует необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научит использовать их в повседневной жизни.

 

Литература:

 

1.      Суравегина И. Т. «Здоровье и окружающая среда»

2.      Москаленко М. Н. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики. — М.,2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle