Библиографическое описание:

Корнева О. С. Междисциплинарная интеграция в системе современного экономического образования [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 167-169.

В современных условиях реализации ФГОС третьего поколения на основе компетентностного подхода внедрение новых образовательных стандартов предъявляют новые требования к структуре и качеству подготовки специалистов и побуждают к серьезному пересмотру содержания учебных программ высшего профессионального образования. Поиск эффективной модели формирования профессиональной компетентности будущих экономистов в процессе обучения в Сахалинском государственном университете определил перед нами следующую задачу: усилить междисциплинарную интеграцию математики, экономики и информатики посредством информационных технологий как инструмента формирующего информационную компетентность экономистов и создать интегрированные учебные курсы, объединяющие отдельные образовательные области в единое целое.

Сегодня есть насущная необходимость к интеграции предметов, в появлении интегрированных курсов, где информатика изучается в аспекте применения к другим предметам вузовской программы. Уже сейчас множество технологических решений используется студентами практически на любых занятиях. Это и разнообразные презентации, и реферирование в рамках заданных тем по материалам интернета, и компьютерное моделирование различных ситуаций и задач, и электронные учебники, дистанционные консультации, деловые игры, тематические телеконференции и пр. Интегрированные учебные курсы — высшая стадия срастания учебных дисциплин. Интегрированные курсы являются организационной единицей учебно-воспитательного процесса и способствуют активизации мыслительной, познавательной деятельности обучающихся, расширению их знаний [1].

В ООП Сахалинского государственного университета по направлению «экономика» (профиль «финансы и кредит») реализуются два интегрированных курса: финансовые информационные технологии (7–8 семестр) и информационные системы финансового анализа (7–8 семестр). Их специфика состоит в том, что каждый из них объединяет предметы взаимно удаленных образовательных областей и блоков, а именно экономические, математические и информатические дисциплины, входящие в базовую и вариативную части учебного плана по направлению подготовки «экономика». На Рисунке изображены образовательные области интегрированных курсов «финансовые информационные технологии» (ФИТ) и «информационные системы финансового анализа» (ИСФА), включающие математику, экономическую теорию, информатику (ФИТ) и бухгалтерский учет, финансовый анализ, информационные системы в экономике (ИСФА) соответственно.

Рис. 1. Образовательные области интегрированных курсов ФИТ и ИСФА

 

Приведем краткую характеристику обоих интегрированных курсов, реализованных в основной образовательной программе СахГУ по направлению подготовки «экономика», особенностью которых является усиление междисциплинарной интеграции, обновляющих содержание нескольких смежных предметов, и как следствие, способствующих активизации мыслительной, познавательной деятельности обучающихся, расширению их знаний и формирующих конкурентоспособных и востребованных специалистов.

Название курса: финансовые информационные технологии. Курс, созданный как специальная дисциплина для экономистов (профиль «финансы и кредит») и совмещающий в себе методы, формы и содержание таких учебных дисциплин как математика, экономическая теория и информатика. Назначение курса — исследование и применение количественных методов анализа в финансово-экономической сфере. Разработанные в этом курсе лабораторные работы могут выполняться как в рамках отдельного интегрированного курса, а также рекомендованы для отдельных дисциплин: макро и микроэкономика, финансовый менеджмент, инвестиции, рынок ценных бумаг, экономико-математическое моделирование, финансовая математика, эконометрика. Дисциплина по выбору относится к вариативной части профессионального цикла и изучается после таких дисциплин как эконометрика, финансовая математика, финансы, рынок ценных бумаг, инвестиции, финансовый учет и анализ, финансовый менеджмент.

Цель изучения курса: знакомство с основами построения и исследования экономико-математических моделей и проведения компьютерного эксперимента; исследование причинно-следственных связей в экономике; решение финансово-экономических задач средствами MS Excel; закрепление теоретического курса экономики и получение практических навыков планирования, прогнозирования, организации, учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Структура дисциплины: общая трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ (108 часов), в том числе: 7 семестр лабораторные занятия — 36 часов, 8 семестр лабораторные занятия — 26 часов, самостоятельная работа — 46 часов.

Содержание курса: основные этапы моделирования в среде MS Excel; оптимизация управленческих задач с помощью инструментов Подбор параметра, Поиск решения, Сценарии, Таблица подстановки; линейная, целочисленная, нелинейная оптимизация; корреляционно-регрессионный анализ в MS Excel; решение задач регрессионного анализа в MS Excel; консолидация, группировка, фильтрация данных; сводные таблицы и сводные диаграммы; математические, статистические, финансовые функции MS Excel; технология решения экономических задач с применением финансовых функций MS Excel: простые и сложные проценты как основа операций, связанных с дисконтированием платежей, расчет потоков платежей применительно к различным видам финансовых рент, планирование и оценка эффективности финансово-кредитных операций, расчет страховых аннуитетов, планирование погашения долгосрочной задолженности, планирование погашения ипотечных ссуд и потребительских кредитов, финансовые расчеты по ценным бумагам; планирование и анализ инвестиционных проектов.

Методы обучения: лабораторный практикум, компьютерный эксперимент, работа с учебно-методическими материалами, задания для самостоятельной работы, работа в малых группах, работа с тестирующей системой.

Формы контроля: тесты, контрольные работы, зачет

Мотивационно-прикладные задачи: оптимизация транспортных перевозок; оптимизация плана выпуска продукции; оптимизация графика работы сотрудников; планирование объемов производства отраслей с помощью балансовой модели Леонтьева; прогнозирование продаж, затрат, оборотного капитала с использованием регрессионного анализа; оптимизация портфеля активов банков, фондов, страховых компаний; расчет распределение прибыли по итогам за год; расчет эффективной и номинальной процентной ставки; составление плана погашения кредита; расчет амортизационных отчислений; расчет эффективности и риска инвестиционного проекта; расчет доходности, размера выплаты и продолжительности ценных бумаг.

Название курса: информационные системы финансового анализа. Известно, что на рынке труда среди экономистов, работников финансовых служб, бухгалтеров и менеджеров наиболее востребованными являются специалисты, владеющие навыками работы с программой 1С: Предприятие. Поэтому изучение ее, как фактически ставшей стандартом в профессии экономиста, является одним из весомых условий будущей успешной профессиональной деятельности. Назначение курса — получить навыки работы с универсальной программой 1С: Предприятие, а также научиться качественному поиску, анализу и обработке нормативно-правовой информации в области профессиональной деятельности на базе информационной правовой системы КонсультантПлюс. Дисциплина по выбору относится к вариативной части профессионального цикла и изучается только после базовых дисциплин «бухгалтерский учет и анализ», «финансовый учет и анализ», «информационные системы в экономике».

Цель изучения дисциплины: получить навыки работы с универсальной системой 1С: Предприятие для решения задач планирования и оперативного управления, ведения управленческого учета; овладеть методами комплексной автоматизации организационной и хозяйственной деятельности предприятия; рассмотреть основные тенденции развития и повышения эффективности обработки финансовой и управленческой информации на предприятии; изучить основные принципы работы в информационной правовой системе КонсультантПлюс.

Структура дисциплины: общая трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ (108 часов), в том числе: 7 семестр лабораторные занятия — 36 часов, 8 семестр лабораторные занятия — 26 часов, самостоятельная работа — 46 часов.

Содержание дисциплины: системы автоматизации финансового анализа; редства автоматизации хозяйственной деятельности предприятия; понятие комплексной информационной системы управления предприятием; бухгалтерские системы в составе корпоративных информационных систем; информационная база финансового анализа; подготовка и сбор данных для финансового анализа; классификация и кодирование информации; концепция и технологическая платформа системы 1С: Предприятие; заполнение информационной базы; загрузка и заполнение справочников и классификаторов; ввод хозяйственных операций по учету уставного капитала, основных средств, кассовых и банковских операций, материально-производственных запасов; кадровый учет и заработная плата; стандартные отчеты: оборотно-сальдовая ведомость, карточка счета, кассовая книга, отчет по проводкам; регламентированные и финансовые отчеты: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств; законодательная и нормативная база КонсультантПлюс для профессиональной деятельности; информационный банк КонсультантПлюс; основные поисковые и сервисные возможности; методика организации поиска; полнотекстовый поиск; карточка реквизитов документов; одновременный поиск по нескольким информационным банкам; общая схема работы с документом и списком документов КонсультантПлюс.

Методы обучения: лабораторный практикум, решение сквозных производственных задач, работа с учебно-методическими пособиями по 1С и КонсультантПлюс, имитация профессиональной деятельности, работа в тренинго-тестирующих системах.

Формы контроля: тесты, промежуточный контроль оборотно-сальдовой ведомости в системе 1С, итоговый контроль бухгалтерской отчетности в системе 1С, зачет.

Мотивационно-прикладные задачи: формирование уставного капитала предприятия в 1С; учет основных средств и нематериальных активов предприятия в 1С; амортизация основных средств в 1С; учет денежных средств предприятия в 1С; учет операций по расчетному счету предприятия в 1С; учет материально-производственных запасов в 1С; учет готовой продукции и ее реализация в 1С; учет труда и заработной платы в 1С; оптимальные способы поиска документов в различных ситуациях в КонсультантПлюс.

Таким образом, поиск оптимальных путей интеграции учебных дисциплин и знаний в условиях реализации новых образовательных стандартов, способствовал созданию приведенных здесь двух интегрированных учебных курсов в системе экономического образования Сахалинского госуниверситета, которые обновляют содержание нескольких смежных предметов и углубляют группы знаний из разных учебных дисциплин, и как следствие, способствуют активизации мыслительной и познавательной деятельности обучающихся. Формируется качественно новый уровень профессиональной компетентности экономистов, который выражается в более высокой степени владения средствами информационных технологий и навыками управления информацией в финансово-экономической деятельности [2].

 

Литература:

 

1.    Смирнов, Е. И. Фундирование опыта в профессиональной подготовке и инновационной деятельности педагога: монография. — Ярославль, 2012. 646 с

2.    Корнева, О. С. Информационные технологии и системы в профессиональной подготовке экономистов // Системные стратегии: наука, образование, информационные технологии: сборник статей Всероссийской междисциплинарной научно-практической конференции. — Вологда: ВГПУ, 2013. — С. 33–35

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle