Библиографическое описание:

Сергеева А. И. Роль духовных ценностей будущих педагогов как педагогическая проблема [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 178-181.

В настоящее время духовные ценности складываются в основном стихийно, под влиянием самых различных факторов и, прежде всего, жизненно насущных потребностей, содержание которых сегодня определяется становлением в России рыночных отношений, далеко не всегда отвечающих духовности, человеческой морали, нравственности, психическому здоровью общества и культуре народа в целом (И. С. Артюхова, О. А. Ахвердова, И. В. Боев, Л. И. Губарева, В. Н. Гуров, Д. В. Гуров, Н. Н. Ерошенко, Н. В. Козловская, СВ. Митрофанова, В. П. Озеров, Г. М. Соловьев и др.). Все это в значительной степени обусловливает социальную значимость данной проблемы.

Ключевые слова: ценности, духовные ценности, физическая культура.

 

Между тем, анализ научной литературы и изучение практического опыта свидетельствуют о том, что до сегодняшнего дня в науке нет однозначного понятия «духовные ценности» и представлений об их основных составляющих, что не позволяет конкретизировать, оптимизировать и структурировать учебно-воспитательный процесс на основе диагностируемой и проверяемой цели. Придерживаясь определения данного С. Л. Рубинштейном, что ценность — значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию — функцию ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках [6, с.148].

Отсутствуют и работы, в которых представлена целостная картина духовных ценностей, раскрывающая их содержание, проявление и формирование в процессе профессиональной подготовки студенческой молодежи. Не осмыслены и не вскрыты полностью содержательно-процессуальные возможности физической культуры в этом направлении. Т. Гоббс впервые ставит вопрос о субъективности, относительности ценностей, поскольку «то, что один человек называет мудростью, другой называет страхом; один называет жестокостью, а другой — справедливостью и т. п». [1,с.65]. В качестве научной основы определения ценностных понятий Т. Гоббс пытается использовать социально-экономические подходы: «... ценность человека, подобно всем другим вещам, есть его цена, то есть она составляет столько, сколько можно дать за пользование его силой, и поэтому является вещью не абсолютной, а зависящей от нужды в нем и оценки другого» [1, с. 68].

Б. Спиноза еще более критически относится к ценностным понятиям, являющимся, по его словам, лишь «предрассудками», которые только мешают достижению людьми своего счастья. Он полагает очевидным, что «умный человек выберет своей целью свою пользу» [6, с. 90]. В русской религиозной философии, в частности в работах В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского, идеальный и абсолютный характер сферы ценностей определяется через понятие духовности, имеющей божественное происхождение. Так, у Н. О. Лосского основа ценностей — это «Бог и Царство Божие». Он дает следующее определение абсолютной ценности: «это — Бог как само Добро, абсолютная полнота бытия, сама в себе имеющая смысл, оправдывающий ее, делающий ее предметом одобрения, дающий безусловное право на осуществление и предпочтение чему бы то ни было другому» [3, с. 266].

Несомненно, что успех работы ВУЗа по подготовке высококвалифицированных специалистов во многом зависит от качественного набора пополнения студентов. Однако следует учитывать, что у принятого в ВУЗ молодого человека многие разочарования возникают в результате его недостаточной осведомленности о будущей специальности, характере деятельности, необходимых способностях и умениях, социальных и психологических требованиях, предъявляемых специалисту.

Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удовлетворения потребностей. Они формируются в процессе усвоения личностью социального опыта и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах. В них отражены представления студентов, о желаемом. В формировании определенных ценностей, способных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физического, психического и социального развития личности [4].

В сфере физической культуры ценности по качественному критерию могут быть представлены как:

-        материальные (условия занятий, качество спортивной экипировки, льготы со стороны общества);

-        физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и навыки, физические качества, физическая подготовленность);

-        социально-психологические (отдых, развлечение, удовольствие, трудолюбие, навыки поведения в коллективе, чувства долга, чести, совести, благородства, средства воспитания и социализации, рекорды, победы, традиции);

-        психические (эмоциональные переживания, черты характера, свойства и качества личности, творческие задатки);

-        культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качества, общение, авторитет) [9].

К духовным ценностям относятся общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправомерном, о смысле истории и предназначении человека и т. д. [1].

Духовные ценности направляют образовательное, профессиональное и социальное самоопределение личности учащегося, его внутреннюю мотивацию, выбор им образа своего «Я», траектории жизненного пути.

В развитии духовных ценностей будущих специалистов преподаватель играет ключевую роль. При этом сам преподаватель «должен быть воспитан», обладать определенными качествами, среди которых должны быть: духовное богатство; интерес к личностному своеобразию студентов и терпение в общении с ними; личностная и социальная зрелость (К. Шнайдер); стремление к самопознанию и самосовершенствованию; адекватное отношение к своим способностям и возможностям; личная ответственность за свои действия в ситуациях взаимодействия со студентами; способностью к сопереживанию; значительная продвинутость в собственном росте и развитии. Педагог должен также обладать профессиональной компетентностью, владеть приемами самопознания и саморазвития, уметь выстраивать общение со студентами на основе педагогики сотрудничества (диалогического принципа и метода). А в современных условиях преподаватель высшей школы должен еще владеть новыми информационными и педагогическими технологиями.

Итак, отмечено, что цель образования состоит не только в обеспечении академической успеваемости, но также в развитии других аспектов человеческой личности. Оно должно вести к развитию глобального мышления, эмоциональной стабильности и высоконравственному образу жизни, развивать в человеке такой взгляд и внутреннее отношение, которые привели бы к качественному изменению его поведения. Обучение не может быть простой передачей знания и информации, оно призвано быть процессом преображения, ведущим человека к совершенству. Можно создать гениальных ученых, инженеров, адвокатов, технологов, управляющих, литераторов и т. д., но если эти великие профессионалы будут лишены покоя ума, любви и доброты, то какое общество мы получим? Будем ли мы счастливы с беспринципными политиками, безнравственными бизнесменами, в семьях, не согретых любовью и сотрудничеством? Осознавая вышесказанное, преподаватель высшей школы должен понимать свою роль в развитии личности студенты, в том числе его духовных ценностей и стремиться соответствовать предъявляемым к нему современным обществом требованиям.

На основании объединения однородных признаков можно условно выделить факторы, влияющие на формирование духовных ценностей личности: 1) социально-психологический; 2) организационно-методический; 3) психолого-педагогический; 4) материально-бытовой; 5) социально-демографический [7].

Социально-психологический фактор включает четыре составляющие независимые переменные: 1) социально-психологический климат (сплоченность коллектива, индивидуальный и групповой социометрический статус, общественное мнение, взаимоотношения в группе и т. д.); 2) сложившиеся в вузе физкультурно-спортивные традиции; 3) социальное окружение, пример близких друзей; 4) мнение родителей, преподавателей, старших.

Развитие и становление духовных ценностей будущего специалиста возможно лишь в здоровом студенческом коллективе. Однако далеко не всякий коллектив становится действительным средством развития и совершенствования личности, формирования ее культуры, социальных, духовных, нравственных и профессионально значимых качеств, а лишь целенаправленно развивающийся, сплоченный коллектив со сложившимися отношениями взаимной требовательности и товарищеской взаимопомощи, ответственным отношением к учебе и общественной деятельности [8].

Среди различных студенческих объединений, в которых происходит развитие и становление личности студента, ведущее место отводится учебной группе, являющейся первичным коллективом, той социальной ячейкой, с которой студенты связаны с первого по выпускной курс и проводят в ней больше половины своего времени. Учебная группа — это социальная микросреда общения и коммуникации, где происходит учебно-познавательная, научно-исследовательская, трудовая, физкультурная, художественно-эстетическая и другие виды общественно и личностно полезной деятельности, которые усиливают взаимное психологическое влияние друг на друга и создают прочную основу социализации и развития личности студента. Учебная группа выступает как средство прямого и опосредованного воздействия на личность, выполняет функции регулятора, катализатора, контролера и организатора.

Коллектив и коллективные формы обучения обладают значительными потенциальными возможностями в профессиональном, социальном, духовно-нравственном формировании личности. К сожалению, имеющиеся возможности коллектива по различным причинам реализуются далеко не полностью, а содержание его деятельности не отличается богатством и разнообразием. Как правило, основное внимание сосредотачивается на вопросах успеваемости и посещаемости. За пределами внимания остаются общественная деятельность, организация совместного досуга, занятия физической культурой и спортом и т. д. Причинами этого являются несоответствие «формальных» и «неформальных» лидеров группы, а также неоднородность состава группы по возрасту, жизненному и социальному опыту, условиям жизни и мотивам выбора профессии.

В совокупности факторов, повышающих активность студентов, определенная роль принадлежит физкультурно-спортивным традициям, с помощью которых успешно решаются задачи по формированию у будущих специалистов активной социальной и профессиональной позиции, приобщению их к физкультурно-спортивной деятельности и формированию положительного отношения к ней, привитие любви к своей профессии, вузу.

Основным фактором формирования духовных ценностей в процессе занятий физической культурой является личность преподавателя и то, как он понимает задачи воспитания. Согласно Н. Н. Никитиной, духовно-нравственное воспитание, мировоззрение педагога является следствием не только эмоционального отклика на явления жизни и учебно-воспитательной деятельности, но и их осмысления, глубокого осознания, результатом которого становится построение его профессиональной и жизненной позиции. Хотя характерной особенностью процесса формирования физической культуры студента является влияние воспитателя на развитие воспитанника, наблюдается и обратное взаимодействие. Если преподаватель физической культуры не понимает или не разделяет того мнения, что воспитание представляет собой процесс взаимодействия между студентом и преподавателем и трактует воспитание как односторонний, линейный процесс, в ходе которого источником любых видов активности является он сам, причем реакция студента будет для него безразлична, то такая позиция тоже определенным образом повлияет на осуществление поставленной целях [5]. Между тем бесспорно влияние учащихся на преподавателя физической культуры. Экхард Майнберг отмечает, что в сознании каждого учителя физической культуры существует определенный образ учащегося, глубинную сущность которого он не всегда представляет себе достаточно ясно. При этом возможны минимум два экстремальных, противоположных образа учащихся. Например, в основе «закрытой концепции преподавания», придерживаясь которой преподаватель педантично следит за строжайшим соблюдением четко установленной последовательности в применении любых, даже самых незначительных учебных приемов, лежит определенное представление о студенте, некий его имплицитный образ. Преподаватель физической культуры, опирающийся на такого рода «закрытую концепцию преподавания», руководствуется исключительно деловой стороной вопроса, до мельчайших подробностей разрабатывая методику преподавания, предписывающую учащимся действовать только в соответствии с его заранее сформированными целевыми установками и ожиданиями. «Закрытая концепция преподавания» исходит из образа учащегося, сводя ученика, в конечном счете, к некоему подобию механизма, реагирующего на чисто внешние раздражители. Преподавание в этом случае определяется рамками жесткой причинно-следственной схемы. То, что этому учащемуся, в котором личность студента, по сути дела исчезает, превращаясь в некую малую величину, соответствует односторонняя концепция преподавателя, направленная на обязательное достижение определенной цели, совершенно очевидно. Поскольку преподаватель озабочен лишь строгим соблюдением принципов своей концепции, он почти наверняка будет стремиться к осуществлению своей цели без учета интересов учащихся.

Противоположная точка зрения связана с «открытой концепцией преподавания». Организованный на ее основе учебный процесс учитывает интересы учащихся, не втискивая их поведение в рамки заранее установленных житейских шаблонов и схем, от которых они не имели бы права отступить ни на шаг. В основе этой концепции лежит образ учащегося, ориентированный на развитие свободной самостоятельности и творческих возможностей.

Такое преподавание является прямой противоположностью изначально запрограммированного учебного процесса, представляющего собой парадигму закрытой концепции. Для осуществления открытого преподавания учителю рекомендуется занимать в отношении ученика позицию, проникнутую заботой, уважением, терпением, пониманием и терпимостью. Ученик при этом воспринимается как личность, обладающая правом на свободу действий. Важную роль в формировании духовных ценностей личности играет организационно-методический фактор. Он включает в себя все стороны и многообразие воздействий на студента. В нем отражается совокупность принципов построения методов и форм организации учебной и вне учебной деятельности [9].

Ценностное отношение личности к физической культуре является интеграцией более частных отношений: отношений личности к различным формам и средствам физической культуры и включает аксиологический, интеллектуальный, эмоциональный и деятельностный компоненты.

 

Литература:

 

1.    Выжлецов Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. — 1995. — № 6. — С. 61–73.

2.    Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентации. — М., 1992,

3.    Лосский Н. О. Бог и мировое зло. — М.: Республика, 1994.

4.    Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентации. — М., 1992,

5.    Рассел Б. История западной философии: В 2 т. — М.: Миф, 1993. — Т 1.

6.    Рассел Б. История западной философии: В 2 т. — М.: Миф, 1993. — Т 1.

7.    Тарасенко И. Р. Автореферат по диссертации «Формирование социально-духовных ценностей средствами физической культуры в процессе профессиональной подготовки студенческой молодежи». — Ставрополь, 2005.

8.    . Тарасенко И. Р. Содержательные и критериальные характеристики технологии формирования социально-духовных ценностей личности в системе физического воспитания // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Сб. научн. тр. по матер, межрег. научно-практ. конф., посвященной 55-летию факультета физической культуры Ставропольского государственного университета. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. — С. 159–161.

9.    Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — М.: Академия, 2000.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle