Библиографическое описание:

Азарова Н. К., Горшкова О. А., Боровикова Н. Н., Трофимова Е. П., Чабан М. В. Почта: социально-психологическая игра для детей 8–12 лет девиантного поведения [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 128-130.

Данная игра направлена на детей с девиантным поведением (физическая, вербальная, агрессия, нежелание подчиняться правилам поведения). Игра адресована педагогам и психологам, работающим с трудными детьми и с детьми от 8 до 12 лет.

 

Педагогу часто приходится решать проблемы детей, которые значительно отличаются от других детей своим поведением. Как воздействовать на трудного ребенка? Этот вопрос возникает не только у родителей, но и у педагогов. В категорию «трудных», попадают разные дети. Это и конфликтные дети, и дети которые, не умеют общаться со сверстниками, взрослыми или трудновоспитуемые и т. д. Во всех этих случаях речь идёт о таких детях, поведение которых значительно выходит за границы социальной нормы, то есть дети активно сопротивляются воспитательным воздействиям со стороны учителей и родителей.

Работа с трудными детьми на сегодняшний день является актуальной темой так как, современное «цивилизованное» общество систематически страдает от накалённого уровня криминогенной обстановки, особенно в подростковой среде. В погоне за материальными благами, взрослые упускают тот момент, когда у подростка, начинается переход к девиантному типу поведения (физическая, вербальная, агрессия, нежелание подчиняться правилам поведения). Отсутствие внимания, общения со стороны родителей создают предпосылки для благоприятных условий формирования у подростков отклоняющие от нормы поведения.

Затрудняют общение ребенка и взрослого многие достижения цивилизации: появление дополнительных телевизоров в семье и различных приставок к ним, компьютеров, других бытовых новшеств, интернета и т. д.

Данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, управления собственными эмоциональными состояниями, корректного выражения эмоций и понимания их выражения у окружающих, самопознания и самопринятия. Формирование и развитие у обучающихся основ знаний, умений, навыков эффективного взаимодействия с окружающими, самим собой.

Название игры: Социально-психологическая игра «Почта» (для детей девиантного поведения).

Длительность игры: рассчитана на длительный период, пока не исчезнут письма из города зла.

Цель. Формирование коммуникативных навыков и собственных ценностей, принятие себя и других, как личность, развивать умение договариваться, приходить к единому решению, помогать другому, учитывать мнения партнера, распределять обязанности с учетом интересов каждого.

Задачи:

1.      Создать условия для свободного выражения эмоциональных состояний, чувств.

2.      Создать условия для разрешения психотравмирующей ситуации, связанной с детскими переживаниями.

3.      Осознать собственной ценности, уметь принимать себя таким, какой есть.

4.      Формировать сплоченность в коллективе.

5.      Развивать навыки эффективного общения.

6.      Формирование навыков управления эмоционально-волевой сферы.

7.      Формирование толерантного отношения друг к другу.

8.      Формирование жизненной позиции.

9.      Развитие письменной речи

Оборудование: стулья, лист бумаги А 4, или тетрадный лист бумаги, ручка или карандаш (на каждого ребенка), один ящика из картона размером 50 на 50 см (ставится в цент круга) и два ящика из картона 30 см на 60 см (город зла и город добра, можно использовать коробки из под обуви).

В процессе игры с детьми психолог или воспитатель обеспечивает безопасность и поддержку.

Примечание для ведущего:

1.      1.Учитывать возраст детей. Если обучающие 8 лет, то письма читать лучше педагогу или психологу.

2.      Минимизировать количество запретов и ограничений, кроме обязательных: не бить друг друга, и не выражаться нецензурно.

3.      Не оценивать деятельность детей.

4.      Демонстрировать положительное отношение к детям.

5.      Проводить игру в сформированном классе, группе.

Данная игра имеет два направления:

1.                  Развивающее направление направленно на создание условий для развития личностного роста учащихся, бесконфликтного общения, саморегуляции эмоций и поведения, Создание ситуации достижения успеха, предоставляется возможность высказывать свое отношение к негативному поведению.

2.                  Коррекционное направление предполагает создание условий для коррекции у школьников неадекватной самооценки, асоциального поведения, отклонений эмоционально-волевой сферы, конфликтности и агрессивности в общении, сплочение коллектива.

3.                  Воспитательная направленность обеспечивает усвоение этических норм поведения, способов травмобезопасного поведения, и, формирование у детей активной жизненной позиции. Эти задачи решаются в процессе игры.

Предполагаемый психологический результат:

В результате игры в городе зла становится все меньше писем, со временем исчезают совсем. Дети перестают проявлять девиантное поведение (физическая и вербальная агрессия, негативное поведение и т.д) налаживает взаимоотношение между одноклассниками и педагогами. Коллектив становится сплоченным. Появляется взаимопомощь. Улучшается успеваемость.

Ход игры:

Дети садятся в круг на стулья. В центр круга ставится почтовый ящик размером 50 на 50 см. Детям выдает карандаш или ручки с листком бумаги. Дети пишут друг, другу письма, излагая негативное отношение, друг к другу или негативную ситуацию, которая произошла с детьми. Письма листочки складываются пополам, подписывают адресанта(кому адресовано это письмо) и отправляются в почтовый ящик. Письма могут подписываться отправителем, а могут оставаться анонимными. Кто не получил писем, тот становится почтальоном. Если почтальона не оказалось среди детей, то педагог должен взять на себя роль почтальона. Почтальон вынимает письма из почтового ящика и раздает детям. Письма могут отправить психологу или педагогу(тому кто ведет эту игру), для разрешение конфликтной ситуации. Как правило, письма к ведущему приходят от детей с низкой самооценкой или от застенчивых, тревожных детей. Дети читают письма и начинают вести переписку.

В процессе игры дети могут проявлять вербальную агрессию, негативное высказывание разного рода. Необходимо детей возвращать к высказыванию через написание письма. Переписка ведется 1 час. Следующий час направлен на обсуждение ситуаций и нахождение вместе с классом выхода из конфликтной ситуации.

Ведущий просит детей прочитать свои письма по желанию. Не называя фамилии, имени, ведущий обсуждает только ситуацию и пытается найти решение вместе с классом.

Вопросы для поиска решений из конфликтной ситуации.

Как бы ты решил эту ситуацию?

Что бы ты изменил в этой ситуации, чтобы ситуация разрешилась благополучно?

Исходя из ситуации, вопросы могут быть разные.

В результате игры детям приходиться учиться общаться друг с другом, учиться договариваться, потому что рейтинг положительных отзывов об обучающихся и об хороших поступках растет и дети стремятся быть в числе положительного рейтинга, так как ребенку хочется слышать о себе не критику, а что то приятное. Более того дети на подсознательном уровне имеют возможность избавится от психотравмирующих ситуаций связанных с детскими переживаниями, переживших ранние(критика родителей и конфликтные ситуации). Благодаря этой игре дети учатся сотрудничать, принимать себя и других, таким, какие они есть. Более того, у каждого ребенка есть возможность узнать о себе, от других, как положительные качества, так и отрицательные. Точнее получить оценку со стороны, что дает возможность ребенку изменить свои худшие стороны. По окончании игры педагог или психолог просит детей написать письмо своим обидчикам, но написать для них что-нибудь положительное. Например:

—Ты Петров драчун и эгоист, но у тебя есть и хорошее качество. Ты Петров можешь помочь в трудную минуту.

Ведущему важно делать акцент на положительных качествах или ситуациях, помогать увидеть в каждой ситуации решение и положительные моменты в любой ситуации. Ведущий должен заострить внимание детей на то, что в каждом ребенке есть положительные качества.

Педагог или психолог предлагает продолжить переписку в течение недели.

— Ребята, у вас есть возможность продолжить переписку в течение недели. Но письма будете отправлять в два города. Первый город — город добра, второй город — город зла. В письмах вы будете писать о человеке, который совершил зло по отношению к вам или описывать ситуацию, свидетелем которой вы стали. Отправлять эти письма нужно в город зла. В город зла можно отправлять и пожелание определенному человеку, который совершил зло. Во второй город вы отправляете письма определенному человеку, который совершил хороший поступок, а также пожелание этому человеку, можете даже похвалить человека.

В течение месяца можно достать письма из ящика и прочитать. Срок, когда письма можно достать и прочитать, устанавливают дети. Ситуации и поступки, обсуждаются детьми и каждый, делает вывод для себя. В конце каждого месяца, подсчитываются хорошие поступки и дают похвальную грамоту тетям, которые получили высокий рейтинг положительных отзывов. Эту грамоту дети могут придумать сами или выдает администрация.

 

Литература:

 

  1. Людмила Анн « Психологические тренинги с подростками».
  2. Из опыта работы по профилактике девиантного поведения среди подростков. Ольга Барашок.
  3. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/121076.html, свободный.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle