Библиографическое описание:

Борзенко Н. А. Метод проектов как эффективный метод преподавания профессионального иностранного языка в неязыковом вузе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 161-163.

Предметом изучения в данной работе является метод проектов. Автор раскрывает необходимость применения этого метода в преподавании иностранного языка в неязыковых вузах, его особенности и преимущества.

Ключевые слова: метод проектов, профессиональная подготовка, активная позиция обучаемого, творческий потенциал, языковая компетенция.

 

Совершенствование сферы науки и образования является одним из ключевых моментов развития Российского государства, сопровождающееся модернизацией системы высшего образования в целях достижения ее качественного соответствия интеллектуальному потенциалу общества.

В связи с этим, широкое применение в отечественном образовании получают нетрадиционные для него формы обучения и контроля эффективности, знаменующие своим приходом критерии смены образовательной парадигмы. Современные условия стремительного развития науки и обновления информации указывают на то, что невозможно научить человека на всю жизнь. На первый план выходят необходимость заложить в нем основы языковых знаний, пробудить интерес к их накоплению, а также к постоянному самообразованию. Важнейшая цель, которую ставит перед собой преподаватель — сформировать учащегося, как личность, способную к саморегуляции в условиях непрерывного образования. Естественным образом возникает вопрос о качестве профессиональной подготовки студентов. По мнению А. А. Вербицкого, ситуация, когда учащийся выступает «объектом» воздействий обучения, не способствует развитию активной позиции обучаемого в учебно-познавательной деятельности, препятствует процессам его самоопределения, как специалиста. Следует отметить, что в реальной профессиональной деятельности специалист ежедневно сталкивается с различными проблемами. В связи с этим, его основной задачей является умение реагировать на них и способность самостоятельно их решать. Именно этому, как полагает А. А. Вербицкий, необходимо научить учащегося за время его учебы в вузе. В связи с этим, необходимо сделать упор на перенос внимания с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность учащегося [1, c.58–73].

Главная идея предложенного подхода к обучению иностранным языкам, заключается в том, чтобы сместить акцент с различных стандартизированных упражнений и активизировать мыслительную деятельность учащихся, предоставляя преподавателю роль помощника, способного, в зависимости от целей, задач, выбранных учащимися для достижения, подобрать методы и технологии обучения, способствующие как личностному, так и профессиональному росту студентов.

Одним из современных методов, предоставляющим учащимся возможность получать знания самостоятельно путем решения практических задач и проблем, в процессе чего знание иностранного языка является не определяющим фактором, а именно интеграция знаний из различных предметных областей выходит на первый план, является метод проектов.

Актуальность использования метода проектов можно объяснить тем, что он способствует не только успешному освоению материала, но и развивает у студентов творческий потенциал, умение систематизировать полученные знания, а также способность применять их для решения практических и познавательных задач, разбираться в информационном потоке, уметь анализировать информацию. Так как этот метод направлен, прежде всего, на получение практического результата, а так же ориентирован на интересы и способности учащихся, то это делает его незаменимым в современном образовании.

Ряд авторов, таких как Зимняя И. А., Полат Е. С. относят метод проектов к методам и технологиям личностно-ориентированного подхода в обучении, в целом, и в обучении иностранным языкам в частности. Согласно данному подходу в центре обучения находится не учитель, а ученик [4, c. 24–28].

Применение такой формы работы связано с тем, что ей присущ ряд достоинств, связанных с ориентацией студентов на свою будущую специальность, на привлечение и поддержание их интереса к определенной проблеме, на активизацию умения работать самостоятельно. Проектная деятельность подразумевает возможность показать практическое применение приобретенных знаний и умений по выбранной студентом специальности через решение одной или нескольких задач или проблем. Для того чтобы достичь подобного результата, необходимо научить учащихся мыслить самостоятельно, обнаруживать проблемы, решать их, используя для этого совокупность знаний из разных областей. Немаловажной также является способность предугадывать результаты и возможные последствия, складывающиеся как результат выбранного решения [2, c. 52–56].

При разработке проекта для учащихся, преподавателю, для лучшего достижения целей обучения, необходимо придерживаться следующих критериев:

1.                  Тема проекта должна быть сформулирована проблемно;

2.                  Необходимо предоставлять учащимся возможность выполнять различные виды деятельности;

3.                  Учитывать практическое, профессиональное, познавательное, теоретическое значение прогнозируемых результатов.

Существует большое количество разных типов проектов. Различаются, например, мини-проекты, выполняемые в течение одного занятия, а также проекты, развиваемые в срок от несколько дней до семестра, года. По виду деятельности выделяют исследовательские, творческие, практико-ориентированные. Бывают индивидуальные, парные и групповые проекты, в зависимости от количества участников [3, c. 36–41].

Данная статья представляет опыт работы над проектом «Глобализация в нашей жизни». Проект относится к исследовательскому типу. Главной целью проекта является определение понятия «глобализация». Кроме того, важно изучить влияние данного понятия на различные сферы жизни человечества, определить факторы, вызывающие распространение глобализации повсеместно. Для работы над проектом были выделены следующие задачи:

1.                  Образовательные:

-                   формирование у учащихся необходимого лексического запаса для работы по данной теме;

-                   формирование коммуникативных навыков, устных и письменных;

-                   развитие способности работать с потоком информации, анализировать его, выделяя необходимое, и выстраивать логическое повествование;

-                   реализация межпредметных связей.

2.                  Развивающие:

-                   развитие навыка работы в команде;

-                   развитие навыка самоопределения в группе;

-                   формирование навыков самоанализа и самодисциплины.

3.                  Воспитательные:

-                   формирование интереса к исследуемой теме, с помощью нестандартных форм работы;

-                   развитие социально важных качеств, таких как тактичность, взаимоуважение, умение высказывать и принимать критику [6].

В разработке проектов определены следующие шаги:

1.                  Планирование проекта преподавателем в рамках изучаемой темы;

2.                  Выбор тем проектов с опорой на учебный материал, профессиональную ориентацию учащихся; определение целей и задач;

3.                  Обсуждение структуры проекта, сбор идей, определение плана работы;

4.                  Ознакомление с лексической и грамматической составляющей;

5.                  Сбор информации; обмен идеями; определение того, какая информация по выбранной теме уже известна учащимся, а какую предстоит собрать;

6.                  Работа по группам, определение ролевых функций, составление плана по распределению времени и материалов;

7.                  Регулирование действий студентов преподавателем: обсуждение, комментирование и корректировка промежуточных результатов;

8.                  Подготовка презентации проекта;

9.                  Представление проекта;

10.              Обсуждение результатов проекта, успехов, недостатков;

11.              Оценивание проекта;

12.              Самооценивание проекта.

Для оценивания деятельности группы были определены следующие параметры:

1.                  Глубина изучения темы;

2.                  Активность участников группы;

3.                  Способность аргументировать;

4.                  Оформление результатов;

5.                  Способность отвечать на вопросы [6].

При проведении работ над проектом «Глобализация в нашей жизни» были выделены основные этапы.

Первый этап: представление ситуации, которая позволяет выделить несколько проблемных тем, например «Глобализация в экономике», «Глобализация в торговле», «Глобализация и культура», «Глобализация и образование» и др.

Второй этап предполагает активизацию лексического и грамматического материала по проблеме исследования, а также формирование коммуникативной ситуации, побуждающей к говорению на иностранном языке (например, приведите примеры влияния глобализации на торговлю, или какие факторы способствуют глобализации образования).

Третий этап сопряжен с непосредственной творческой деятельностью, результатом которой должен стать определенный продукт, а именно проект.

На этом этапе проводился анализ собранной информации, создавались презентации, проводилась подготовка к выступлению.

На протяжении всего процесса разработки проектов преподаватель является координатором и помощником самостоятельной деятельности студентов.

Четвертый этап оказался самым ответственным. Он включал в себя презентацию, защиту, обсуждение проектов, а также оценку и взаимооценку. Участники проектных групп анализировали, комментировали и вносили свои предложения в представленные проекты. Учащиеся смогли увидеть положительный опыт в процессе презентаций проектных работ.

Важным показателем успешного выполнения проекта является показатель сформированности языковой компетенции. Он определяется путем наблюдения за ходом работы студентов на всех этапах подготовки проектов, а также при защите и ответах на вопросы.

В успехе реализации метода проектов немаловажную роль играет правильно организованная работа и совместные усилия всех участников проектов на всех стадиях, а также верно определенная степень владения студентами умениями и навыками, необходимыми для реализации проектной деятельности, и способность умело распределять роли при работе над проектами в соответствии со степенью имеющихся возможностей.

Метод проектов удовлетворяет потребность в активном, самостоятельном, практически ориентированном обучении, дает возможность проявить себя как сильным, так и более слабым студентам. Этот метод позволяет:

1.                  Повысить мотивацию к изучению иностранного языка с опорой на профессиональное обучение;

2.                  Использовать приобретенные в процессе обучения знания и умения на практике;

3.                  Сформировать условия для формирования профессиональных навыков общения.

При использовании данного метода, иностранный язык используется в максимально приближенных к реальности ситуациях, таким образом, студенты на практике наблюдают необходимость применения иностранного языка. Студенты, используя различные источники, в частности интернет, получают информацию о своей будущей профессиональной деятельности не только в рамках собственной культуры, но и в культурах других стран.

Немаловажно отметить, что использование метода проекта меняет роль преподавателя в обучающем процессе. Разные этапы проектной деятельности предполагают и выступление преподавателя то в роли источника новой информации, то консультанта, помощника, наблюдателя. Применение инновационных методов в учебном процессе свидетельствует о высокой квалификации преподавателя, о качественно новом уровне преподавания.

 

Литература:

 

1.                  Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход, М., 1991.

2.                  Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.

3.                  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухпркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под редакцией Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.

4.                  Повышение качества общего и профессионального образования в условиях модернизации. Сборник научных трудов/Под редакцией Никитиной Н. Н. –Ульяновск: УлГТУ, 2003.

5.                  Белогрудова В. П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода// Иностранные языки в школе. — 2005.- № 8.

6.                  Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. — 2000. — № 2.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle