Библиографическое описание:

Брянцева Е. В. Актуальные проблемы воспитания в российской школе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 67-69.

Неудовлетворённость общества школой и неудовлетворённость школы отношением к ней общества могут быть преодолены за счёт повышения эффективности педагогической деятельности. Но для этого надо сформировать конструктивную позицию педагогического коллектива, направленную на обновление всей системы …

Д. А. Медведев

 

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Процесс формирования развитой личности не совершается автоматически. Он требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, социальных условий, так и на реализацию возможностей для духовно — нравственного совершенствования.

Разностороннее развитие личности предполагает не только развитие интересов, но и развитие способностей. Между развитием способностей и интересов существует теснейшая взаимосвязь: с одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересами, с другой — интерес к той или иной деятельности поддерживается ее успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями.

Таким образом, цель воспитания школы — развитие социальной и культурной компетентности личности, ее саморазвитие в социуме, формирование человека — гражданина, семьянина — родителя, обеспечение необходимых научно — методических, организационных, кадровых и информационных условий для развития воспитательной системы школы.

Для достижения цели, мы ставим перед собой следующие задачи воспитания:

-          создание условий для взаимополезного взаимодействия педагогов, учащихся и родителей школы для улучшения качества жизни каждого;

-          формирование у учащихся креативности;

-          оказание помощи семье в решении проблем воспитания, организация психолого-педагогического просвещения родителей, усиление роли семьи в воспитании детей.

Реализация поставленных целей и путей их достижения будет возможным, если:

будет создана модель выпускника.

 

Это, конечно, некий идеал, к которому мы стремимся. Мы исходили из того, что ребенок, приходящий в первый класс, уже социализирован в семье, в группе детского сада, в интеллектуальном, моральном и других отношениях;

-          если к окончанию 5 класса каждый школьник определит свое место в классе; в подростковом возрасте «освоит» школу и внешкольное пространство, а в выпускных классах — «выйдет» в жизнь;

-          если будут созданы условия совместной деятельности всех участников образовательного процесса с привлечением различных социальных институтов.

Любая программа при всех ее достоинствах и недостатках — лишь общее направление деятельности. От учителей, классных руководителей, от богатства общественных связей школы зависит успешность работы. Каждый учитель должен стремиться наполнить программу интересным для ребят содержанием, быть убедительным, включать в урок, в классный час, во внешкольные занятия и мероприятия проблемы, жизненно значимые для подростков и выпускников, тесно связанные с окружающим социумом.

Пространства школы для социализации недостаточно. Чтобы наши выпускники уверенно чувствовали себя в мире взрослых, им надо раскрыть все многообразие и сложности пространства жизни.

В своей программе мы ориентируемся на следующие принципы воспитания:

1.      Принцип гуманистической ориентации воспитания.

Этот принцип требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечения свободы совести, мировоззрения.

Условиями реализации данного принципа являются:

-           добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

-           предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия на учащихся;

-           учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение и развитие новых интересов;

-           формирование у детей готовности к социальной самозащите своих интересов.

В практической педагогической деятельности нашей школы, этот принцип отражается в следующих правилах:

-           в общении с ребенком доминирует уважительное отношение к нему;

-          педагог должен не только призывать ребенка к добру, но и сам должен быть добрым;

-           педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем;

-          в школе, классе и других объединениях учащихся, педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства детей.

2.         Принцип природосообразности предполагает воспитание ребенка в единстве и согласии с природой, в заботе о природной среде, признание ребенка таким, каков он есть и создание ему доступной зоны развития.

3.         Принцип личностного подхода означает признание ребенка субъектом воспитательного процесса, выстраивания взаимоотношений педагога и ребенка на основе взаимодействия и взаимосотрудничества.

4.         Принцип деятельностного подхода предполагает, осознанную включенность ребенка в практическую деятельность, направленную на преобразование окружающего пространства в социально — значимом направлении, обеспечивающую его личностное развитие.

Система воспитательной работы школы должна включать в себя воспитание учащихся в процессе обучения, профессиональное самоопределение и внеурочную воспитательную работу, в ходе которой решаются проблемы коллективного и индивидуального воспитания в классе, школе.

За организацию воспитательной работы в ГОУ отвечают:

-           заместитель директора по воспитательной работе;

-           педагог — организатор;

-           социальный — педагог;

-           классные руководители;

-          педагоги дополнительного образования.

Управление воспитательным процессом в ГОУ должна осуществляться через аналитическую, планово-организационную, контролирующую функцию по следующим направлениям:

-          работа с педагогическими кадрами:

·         МО классных руководителей;

·         открытые мероприятия;

·         индивидуальная работа;

·         диагностика педагогического коллектива.

-          работа с учащимися:

·         по направлениям воспитательной работы;

·         индивидуальная работа.

-          работа с родителями:

·         общешкольный родительский комитет;

·         школьные мероприятия;

·         внешкольные мероприятия;

·         Совет профилактики;

·         индивидуальная работа.

Основными направлениями воспитательной системы школы являются гражданско-правовое воспитания, в частности развитие краеведения в школе и художественно-эстетическое направление.

Таким образом, школа формирует будущую личность, самостоятельного человека, который сам может принимать решения. И очень многое зависит от того, кто помогает ему познавать новое, направляет его в нужную сторону.

 

Литература:

 

1.                           Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М.: ТЦ Сфера, 2002 г.

2.                           Григорьев Д. В., Кулешова И. В. Воспитание в современной школе. — М. Изд-во Просвещение, 2009 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle