Библиографическое описание:

Матянина Т. И., Логинова А. А. Использование возможностей клуба как формы дополнительного образования детей и подростков для их успешной социализации [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 121-122.

Актуальность данной проблемы обусловлена сложностью обеспечения полноценного общения и досуга детей и подростков в современном российском обществе. Где, как не в клубе ребенок может найти образец правильного общения и не стать жертвой пагубных привычек и искаженного общения.

Особенностью «Клуба общения», который действует на базе Центра внешкольной работы «Парус», является многофункциональное и многомерное клубное пространство — объективно существующая устойчивая система связей между субъектами клубной деятельности, проявляющая себя через набор социальных ролей субъектов клуба, взаимообусловленность и взаимозависимость различных видов деятельности, систему организации общения и взаимодействия субъектов, способ организации физического или виртуального пространства клуба.

Показателями сформированности клубного пространства являются:

-          сложившаяся совокупность сфер деятельности клуба, ориентированной на развитие сфер индивидуальности (образовательная деятельность, досуговая деятельность, общение, организационная деятельность, информационная деятельность, культурно-массовая деятельность);

-          сложившиеся взаимодействия и взаимоотношения представителей разных поколений в клубе;

-          организационное строение клуба, включающее характеристики открытости клуба, институт членства, развитие системы управления и самоуправления;

-          наличие специфических стилевых характеристик клуба;

-          наличие стилистически оформленного и оборудованного клубного помещения, в том числе и пространства для индивидуального и группового общения молодежи;

-          информационное пространство клуба;

-          устойчивые связи и взаимодействия клуба с другими государственными и негосударственными институтами разного уровня (от федерального до локального) для достижения общих целей, основанные на разработанной нормативно-правовой базе;

-          сформированная материально-техническая база клуба.

Социально-экономическими предпосылками стали распад старой межведомственной системы организации работы с детьми и подростками.

Организационными предпосылками институционализации клубов, где подростки и дети смогли бы организовать свое общение, явилось наличие развитой сети учреждений по работе с молодежью по месту жительства, продолжавших выполнять свои функции в изменившихся социально-экономических условиях, наличие значительного кадрового корпуса клубных педагогов.

Научно-методической предпосылкой стал значительный багаж русской и советской клубной педагогики, наработанный за вековую историю развития молодежного клубного движения в России.

Внешними характеристиками клуба как социального института является сложившаяся в стране к середине 90-х годов прошлого века устойчивая сеть клубных учреждений по месту жительства, определенный уровень развития нормативно-правовой базы, система материального и финансового обеспечения клубной работы, включенность клубов в реализацию государственных задач по работе с молодежью.

Внутренняя организация нашего клуба как социального института обоснована целью коммуникативной и досуговой деятельности — обеспечение позитивной занятости детей и подростков.

Основные направления работы клуба реализуются через включенность в конкретные программы:

Социально-педагогические программы, имеющие своей целью, как правило, позитивные изменения в личностях подростков, создание атмосферы клубности, включение подростков и молодежи в организацию деятельности клуба, в процесс управления клубом. При этом оказание конкретных социальных или досуговых услуг, организация массовых дел, являются инструментом в реализации цели, а не самой целью.

Программы одного проекта имеют целью оказание конкретной социальной, социально-педагогической услуги или системы услуг для подростков и молодежи в режиме работы клуба по месту жительства.

Программы развития учреждения по работе с детьми и подростками по месту жительства или обеспечивающие деятельность учреждения имеют своей целью совершенствование системы организации деятельности конкретного учреждения.

Программы экспериментальной работы имеют своей целью отработку в экспериментальном режиме системы организации деятельности клуба общения.

Набор стандартов поведения членов подростково-молодежных клубов определяется системой норм и традиций, сформированной педагогами и ребятами системой членства, специфическим клубным стилем.

Основой организации досуговой деятельности в клубе является общение, которое в силу специфических характеристик клубной организации и наличия в них различных по жизненному опыту и социальной роли субъектов носит специфический характер. Это общение нескольких уровней:

-          общение молодых людей в своих возрастных группах (свободное, равное общение в предметной, досуговой и социальной деятельности);

-          общение взрослых в своих возрастных группах (свободное и равное общение в педагогической деятельности);

-          педагогическое взаимодействие, в основе которого лежит субъект-субъектная педагогическая парадигма. Условиями эффективности данного взаимодействия в клубе является согласованность индивидуальных потребностей молодежи и взрослых, клубный стиль и традиция как основа взаимодействия.

Задачи социального становления в подростково-молодежном клубе по месту жительства:

-          развитие в деятельности клуба по месту жительства интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной сфер и сферы саморегуляции молодого человека;

-          присвоение детьми и подростками базовых социальных ценностей — прав человека, межкультурного диалога, демократического гражданства;

-          идентификация и присвоение системы ценностей, норм и традиций локального социума (города, района, улицы) и клуба;

-          формирование индивидуальной системы ценностей и норм, соотносимых с социальными и групповыми ценностями и нормами;

-          развитие мотивационно-потребностной сферы молодого человека на основе приобретенного позитивного опыта организации досуга.

-          приобретение подростками опыта социального проектирования, самоорганизации, управления и самоуправления в досуговой и социальной сфере.

Подготовленность педагогического коллектива клуба к решению педагогических задач социального становления молодых людей является ключевым условием его эффективности.

В ходе наших наблюдений подтверждено, что включение клубных форм в образовательный процесс учреждения дополнительного образования детей делает возможным выход его на новый качественный уровень: увеличивается возможность самопознания, самовыражения, самоутверждения личности, что благоприятствует овладению ею широким диапазоном знаний, образованностью в новых социальных отношениях, отношениях сотрудничества и активной жизненной позиции.

Деятельность воспитанника в условиях клубных форм обязательно связана с самообразованием, с более глубоким познанием проблем, связанных с развитием его склонностей, интересов, жизненных планов.

Поэтапно происходит наращивание самоуправляющих функций воспитанника в клубных формах: от исполнительского уровня активности до созидательного, самостоятельного выдвижения целей, задач, планирования своей деятельности и свободного времени, поиска приоритетных дел на каждый конкретный промежуток времени.

Таким образом, связь клубных форм с общественной деятельностью школьника-подростка, в процессе которой он воздействует на духовную жизнь окружающих, объективно придает социальную значимость его коммуникативной деятельности и субъективно возвышает его сознание.

 

Литература:

 

1.         Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ.учреждений сред. проф. Образования / — М: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

2.         Инновационные направления в развитии воспитания. Методическое пособие / В. П. Сергеева и др. — М: УЦ «Перспектива», 2012.

3.         Мирошкина, М. Р. Проблемы социального становления молодежи в условиях глобального общества / М. Р. Мирошкина // Научный поиск в воспитании: стратегии, парадигмы, практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции / Москва, МГПИ. — М., 2007.

4.         Фомина А. Б. Учреждение дополнительного образования детей: инновационная социально-педагогическая модель: в 2-х частях, Москва, 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительного образования, дополнительного образования детей, месту жительства, деятельности клуба, Похожая статья, социального становления, дополнительного образования подростков, системы организации деятельности, формы дополнительного образования, клубных форм, учреждения дополнительного образования, ресурсов дополнительного образования, Использование возможностей, деятельности клуба общения, педагогов дополнительного образования, Фомина А. Б. Учреждение дополнительного образования, сфер деятельности клуба, учреждении дополнительного образования, «Центр дополнительного образования, Использование возможностей школьного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle