Библиографическое описание:

Ливанова В. О., Рустова Н. Б. Потенциал традиций в современном профобразовании [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 22-26.

В статье рассматривается традиция развития профессионального образования в России, начиная от самых истоков до современности. Профобразование имеет самостоятельную богатую и специфичную историю. Проблема развития профессионального образования на сегодня очень актуальна. Ощущается острая необходимость в квалифицированных, и образованных рабочих. Изучение традиций российского образования — это одна из возможностей создания в школе ту саму профессионально ориентированную среду, которая поможет современному школьнику осознанно подойти к вопросу выбора профессии, учитывая личные возможности и предпочтения.

 

В истории развития человеческой цивилизации, культуры и образования, в социальной действительности, нет изолированных фактов и явлений. Все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждое движение человеческой мысли, его открытия и изобретения, осмысление мироздания и окружающей действительности, выраженное в творчестве, научных открытиях и философских воззрениях выдающихся представителей человечества, а так же традиции и обычаи страны передающиеся из поколения в поколения, являются тем фундаментом, тем мощным основанием, на котором стоится всё новое, но сохраняющее мощный энергетический заряд и огромный потенциал прошлых эпох. Что же такое потенциал? Если обратится к большой советской энциклопедии, то понятие потенциал, трактуется, таким образом: «Потенциал — (от лат. Potentia — сила). В широком смысле — средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть, мобилизованы приведены в действие, использованы для достижения определённой цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности, отдельные лица общества, государства в определённой области». Что же такое потенциал традиции в современном образовании? Как влияет опыт и национальные традиции, в обучении и воспитании подрастающего поколения, прошлых веков на развитие современного образования, и влияют ли? Так как тема нашей статьи «потенциал традиции в современном профобразовании», то мы рассмотрим, есть ли, какие — либо источники в истории русского образования, которые могли бы повлиять, или влияют на развитие профобразования в нашей стране. Какой опыт, средства и запасы имеющиеся в прошлом, могут быть мобилизованы и приведен в действия в настоящем. Для того, что бы, это увидеть обратимся к истории, к истории русского образования.

Образование в России богато традициями, в том числе и по созданию профориентирванного обучения и профориентирванной среды. Зарождение традиций профессиональной подготовки, молодежи (в современном понимании этого термина) прямо связано с тысячелетней историей нашей страны. На каждом историческом этапе становление профессионального обучения, напрямую связанно с социально-экономическим и культурным развитием общества. На начальном этапе (VI — X вв.), профессиональная традиция связана с ремесленниками, занимающихся производством вещей. Первоначальная форма обучения — ремесленное ученичество. Сначала в круг обучаемых входили только дети самих ремесленников, но затем ремесленному мастерству (гончарному, кузнечному и иному делу) мастера стали приобщать и других детей. Промежуток X—XI вв. оказался переломным в отечественной истории, он был связан с принятием христианства как государственной религии. Пришедшие новые культурные и экономические традиции, одной из самых развитых стран своего времени- Византии, вызвали развитие новых ремесел. Появившиеся вместе с приглашенными византийскими мастерами формы обучения были более эффективны. Оставаясь индивидуальным, обучение каменному строительству, ювелирной технике, стеклоделию, иконописи и другим видам работ проходило в небольших мастерских. При этом для обучения выбирались ученики образованные, грамотные. В этот отрезок времени постепенно стал происходить перевес в сторону своих, русских мастеров и специалистов, по отношению к иностранным. Последующие столетия (XII — XVI вв.) характеризуются становлением, закреплением и расширением форм ремесленного обучения. От индивидуальной формы, обучение все шире переходит к групповой, когда мастер имел нескольких подмастерьев, помощников, учеников. Постепенно групповые формы обучения стали доминирующими. Это позволяло выходить за рамки индивидуального опыта, вырабатывались подходы начальной методики в обучении профессии. Началом становления для профессионального обучения стало время становления Российской империи. Петр I и его единомышленники, очень много сделали для зарождения профессиональных учебных заведений. В своём фундаментальном труде «История русской педагогии» Каптерев П.Ф пишет: «Исторические судьбы России привели её к осознанию настоятельной государственной потребности в подготовленных теоретически, обученных людях, для отправления государственной службы. Откуда было взять их? В существовавших школах учили Часослову, Псалтири, разумению божественных писаний и даже схоластическим богословию, философии, пиитике, риторике, но не сообщали сведений пригодных к прохождению государственной службы. Полагаться же по — прежнему на практическую выучку приказного в приказе, офицера на войне, доктора в больнице, было неудобно, путь был слишком длинный и трудный, дававший притом не особенно хорошие результаты. Очевидно, нужны были профессиональные подготовительные школы, которые государство и начало заводить с большой энергией. Практическое, прикладное образование, применённое к государственным потребностям, развивалось в двух последовательных формах: элементарной, ремесленно технической выучки известной профессии и профессионального образования на более, или менее широких научных основаниях. Образование понималось как создание хорошего гражданина, толкового служилого человека, профессионала…» [1, с 129–130]. Еще во время правления Петра I для всех главных сословий общества были организованы свои школы. Школы математических и навигационных наук, геодезические школы, горные училища и другие заведения подобного рода. В разных концах страны, в том числе на Урале и Алтае, возникли учебные центры, в современном понимании, в которых учились не только дети низших сословий, но даже крепостных. При металлургических заводах на Урале и в Олонецком крае правительство организовало первые горные школы, готовившие специалистов горного дела. В этих школах, так называемых горнозаводских, изучались черчение и механика, токарное, столярное, гранильное, паяльное и пробирное искусства. «Единый образовательный тип древнего времени церковно- религиозный, с Петром I разбился сначала на два типа: церковный и светский, а потом последний раздробился на множество частных профессиональных школ» [1, с 130]. Речь, в данном случае, не шла о свободном выборе, профессия «передавалась по наследству». Например, по указу Анны Иоановны, детей служащих в медицинской канцелярии должно было готовить к медицинской деятельности, дети солдат учились в гарнизонных школах. Переходить из одной школы, в другие было запрещено «К школам разных типов были приписаны различные общественные слои, разнее сословия, которые обособлялись всё больше и больше. Педагогическое единство исчезло, педагогия сделалась сословной. Превращение единого церковного образования в многообразное профессионально — практическое было необходимым моментом в развитии русской педагогии» [1, с 130]. Таким образом, появление профессионального образования можно считать ответом на экономические и политические вызовы времени, которое за время от Петра I до Екатерины II прошло две ступени: от технического и ремесленного до более научного, теоретического и практического. Эти школы нового тип перебросили мост к современным учебным заведениям. В истории развития образования важную роль всегда играли выдающиеся представители культуры и науки. Выдающиеся государственные деятели, понимающие практическую необходимость организации систематического обучения молодежи, закладывали фундамент нынешней системы профессионального образования. Имена Василия Никитича Татищева и Виллима Ивановича Геннина связывают с появлением (и отделением от сугубо ремесленнической деятельности) специальных педагогов-профессионалов. С расширением грамотности появились и первые учебные пособия. Все это вело не только к становлению общей системы образования в России, но и формированию пусть еще не массовых, но уже специализированных профессиональных школ.

Вторая половина XIX в., вплоть, до революции 1917 г. — характеризуется развитием в России системы профессионального обучения. Этап последовательного создания профессиональной отечественной школы совпал с периодом ее капиталистического развития. Вклад русских ученых и педагогов, здесь очень значителен. Предложенный русским ученым И. А. Вышеградским «Общий нормальный план промышленного образования в России» был принят правительством как план развития. В 1888 г. утвержденные «Основные положения о промышленных училищах» впервые в России законодательно установили единую систему разрозненных прежде профессионально-технических учебных заведений. Их подразделили по типам:

-        средние технические училища, готовившие техников как ближайших помощников инженеров и других руководителей промышленного дела;

-        низшие технические училища, подготавливавшие рабочих для определенного производства;

-        ремесленные училища, обучавшие конкретному ремеслу, связанному чаще всего с бытом людей.

Впервые в содержание профессионального образования были введены планы, определявшие основные пути подготовки квалифицированных рабочих, мастеров и техников. В этих планах главное место заняли специальные предметы. В это время были образованы различные общества, которые ставили своей целью содействие экономическому развитию и процветанию страны. Русское техническое общество, Вольное экономическое общество, Московское общество распространения технических знаний, Политехническое общество при Московском техническом училище, общества содействия развитию женского, сельскохозяйственного, кустарно-ремесленного и других видов образования внесли огромный вклад в развитие национальной системы профессионального образования. Участие в их работе принимали виднейшие педагоги-инженеры и педагоги-практики, экономисты и другие прогрессивные деятелями России.

Первые годы после революции (1917–1920) наполнены страшными событиями гражданской войны и полным разрушением основ дореволюционной системы профессионального образования. Но страна не могла преодолеть разруху без хорошо обученных рабочих, поэтому после окончания гражданской войны были предприняты шаги по формированию государственной системы профессионально-технического образования. При всей сложности социально-экономической ситуации, принятые тогда решения определили перспективу развития системы профессионального образования и заложили основы для создания школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). При выработке подходов к развитию системы четко проявились две различающиеся концепции. Значительная группа педагогов-теоретиков, методистов и практиков считала необходимым организовывать обучение на основе внесения педагогических принципов во всю систему подготовки квалифицированных рабочих с выделением специфики учебно-производственного процесса. Второе направление было связано с работой созданного Центрального института труда (ЦИТ): коллектив энтузиастов, возглавляемый директором А. К. Гастевым, разработал методические приемы обучения, некоторые из них опередили свое время. ЦИТ впервые дал представления о научной организации труда, здесь была разработана обучающая система ЦИТ, включающая на первом своем этапе моторно-тренировочную систему подготовки рабочих. В этот период были решены вопросы соотношения общеобразовательного и производственного минимума, разработана единая сетка общеобразовательных дисциплин ФЗУ. Были испытаны метод проектов, заимствованная американская организационная форма, известная как «Дальтон-план». Эти попытки и искания не прошли бесследно, из них отбиралось всё лучшее. Огромная творческая активность отдельных педагогов и целых педагогических коллективов, вовлеченных в строительство новой профессиональной образовательной системы, дали результат: фундамент государственной системы профессионального образования молодежи в 1920— 1930-е гг. был заложен. В советской школе большое значение уделялось трудовому воспитанию и выбору будущей профессии. В 30-х годах была создана Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору, которая разрабатывала систему школьной профориентации. Затем в силу политических изменений и потрясений эта работа была свернута. Период, с 1933 по 1940 г. характеризуется развитием начального профессионального образования с ярко выраженной производственной направленностью, массовым и широким распространением различных форм технического обучения на предприятиях. С 1940 г. было принято решение о создании и развитии системы государственных трудовых резервов как структуры народно-хозяйственного комплекса страны. Это предполагало организацию единого централизованного планирования подготовки и распределения рабочих кадров. Появился новый тип учебного заведения ФЗО (фабрично-заводское обучение), выполнявший государственный заказ на подготовку квалифицированных рабочих. Мудрость этого решения проявилась в годы Великой Отечественной войны, когда сотни тысяч подготовленных юношей и девушек заменили своих отцов и старших братьев, ушедших на фронт.

В послевоенные годы продолжалось совершенствование системы профессионального образования. В 50–60 г.г. наблюдается оживление профориентационной работы. В 1958 г. вместо различных форм подготовки (школы ФЗО, горнопромышленные училища, РУ, ЖУ, СУ трудовых резервов и др.) создается единый тип учебных заведений — городские (ГПТУ) и сельские (СПТУ) профессионально-технические училища на базе 8-летней школы. Следующим этапом развития системы ПТО (1969 г.) явилось преобразование профтехучилищ в учебные заведения со сроком обучения 3–4 года для подготовки квалифицированных рабочих со средним образованием из числа молодежи, окончившей восьмилетние общеобразовательные школы. В последующие годы учебные заведения, дающие вместе со специальностью полное среднее образование, стали основным типом наряду с техническими училищами, где выпускники общеобразовательных школ за 1–1,5 года получали высокую подготовку по избранной специальности.

В 1970-х годах профессиональная ориентация в стране восстановлена благодаря трудам знаменитого психолога Е. А. Климова, работавшего в то время в Ленинграде в Институте профессионально-технического образования. Именно он всерьез занялся теоретическими и методическими основами профессиографии и выбора профессии. Его классификация профессий до сих пор служит фактическим стандартом в России (типы профессий по предмету труда: «человек», «техника», «знаковая система», «художественный образ», «природа»). В 1984 г. вышло Постановление ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», где особое место уделялось развитию трудового обучения и профориентации молодежи. В этот период было сделано довольно много:

-        Создано более 60-ти региональных Центров профессиональной ориентации молодежи, а в районах — множество пунктов профконсультации (в Госкомтруде СССР эту работу курировал О. П. Апостолов, много сделавший для возрождения отечественной профориентации).

-        На базе Госкомтруда началась активная подготовка профконсультантов (в СССР практических психологов в массовом порядке еще не готовили).

-        В школах ввели курс «Основы производства. Выбор профессии».

В итоге в 1986 г. была создана реальная государственная служба профориентации молодежи с перспективой дальнейшего совершенствования. Однако, сложный период распада страны и переход одной социально-экономической и политической системы, в другую, в последнее десятилетие XX в., привёл систему начального профессионального образования к тяжёлому кризису. Показательно, что в это сложное время в новых для страны социально — экономических отношениях проявилась жизнестойкость системы профессионального образования и ее необходимость для общества. Россия, вступив в рыночные отношения, остро почувствовала потребность в высоко, квалифицированных и образованных рабочих. Современная эпоха предъявляет к человеку высокие требования как к специалисту и гражданину. Стремительное экономическое развитие, научно — технический прогресс, развитие информационных и инновационных технологий, делают труд человека всё более сложным, интеллектуальным размывая границы между умственным и физическим трудом. В настоящее время в России государство повернулось в сторону развития профессионального образования, осознав, что в эпоху высоко — технологичного общества его экономическое благополучие, конкурентно — способность и безопасность, зависят от того, насколько высока квалификация рабочего, владеющего не только, профессионально — техническими знаниями, но и значительным кругом общекультурных ценностей. Число лиц, желающих получить профессиональное образование, с каждым годом растет. Однако возникают проблемы профессионального образования в России в современной системе образования. Хорошим инновационным решением стало создание и развитие ресурсных центров профессионального образования. Благодаря поддержке органов государственной власти, такие центры создаются практически во всех регионах России. Представляется интересным опыт и роль инновационных программ в развитии ресурсных центров профобразования.

Современные школьники не всегда реально оценивают свои возможности, выбор профессии за редким исключением происходит под влиянием родителей, моды, рекламы, «за компанию», престижность также влияет на выбор. Изучение традиций российского образования — это одна из возможностей создания в школе ту саму профессионально ориентированную среду, которая поможет современному школьнику осознанно подойти к вопросу выбора профессии, учитывая личные возможности, предпочтения и, что немаловажно, спрос на рынке труда. Профобразование имеет самостоятельную богатую и специфичную историю. Оно прошло эволюционный путь от ремесленного обучения до системы государственных трудовых резервов советской эпохи и системы начального профобразования XXI. Как же влияет этот мощный потенциал традиции на современное проф. образование. Если взять из понятия потенциал, тот его аспект, где говорится о том, что это — «средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть, приведены в действие, использованы для достижения определённой цели». То, конечно средства и запасы в каждую историческую эпоху были свои и базировались на тех экономических условиях и реалиях, в которых жила и развивалась страна. А вот источником могли служить не только материальные ценности, но и традиции в развитии профессионального образования предшествующих эпох, которые закладывались как фундамент, а затем происходил поиск и реализация новых форм профессионального образования. Но есть в этой традиции, нечто такое, о чем мы, современники, не должны забывать. Так как, Потенциал (от лат. Potentia — сила), то это — сила идеи. А так же сила тех выдающихся государственных деятелей, представителей науки и культуры, которые, положили жизнь на благо и процветание Родины. Постоянное стремление обеспечить образование молодежи, понять её решающую роль в будущем развитии страны, создать мощный профессиональный кадровый базис для развития экономики, преодолевать косность, рутину, бескультурье, вот что составило, живую душу идеи, и её сокровенную суть. Это — тот мощный потенциал, который, если и утихает на время, то в будущем возрождается с новой силой.

 

Литература:

 

1.                  Каптерев П. Ф. «История русской педагогии» — СПб.; Алетейя, 2004–500с

2.                  http://ktovobrnauke.ru/2009/2/profobrazovanie-rossii-integraciya-nachalas.html

3.                  http://gusew.rusedu.net/post/1596/22750

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle