Библиографическое описание:

Демешко Ю. Н. Значение концертной деятельности в творческой жизни детского хореографического коллектива [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 118-120.

Детский хореографический коллектив — это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства. Дети любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений.

Однако деятельность творческого коллектива не может быть ограничена одним репетиционным процессом, иначе такой коллектив рано или поздно распадется. Тем более хореографические номера — одни из наиболее зрелищных концертных номеров, пользующихся у публики неизменной популярностью. Поэтому одним из важнейших звеньев в творческой жизни детского хореографического коллектива является концертная деятельность, т. е. постоянное или периодическое участие в различных концертных выступлениях.

Само понятие «концерт» (лат. concertо — состязаюсь) — публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе [3].

Концертное выступление — ответственнейший момент в жизни хореографического коллектива, конечный результат проделанной репетиционной работы, выраженный в исполнении хореографических номеров перед публикой, эффективная форма нравственного и эстетического развития исполнителей [3]. Выступление является качественным показателем всей организационной, учебно-творческой, воспитательной работы художественного руководителя и самих участников коллектива. По выступлению судят о сильных и слабых сторонах их деятельности, об умении собраться, о творческом почерке, самобытности и оригинальности, технических и художественных возможностях коллектива, о том, насколько правильно и с интересом подобран репертуар.

Творческий контакт со зрительской аудиторией имеет очень большое значение для артистов хореографического коллектива.... Публичные выступления вызывают у исполнителей особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью, взволнованностью, радостью, переживанием, гордостью, пробуждая интерес, вызывая положительное отношение к занятиям в хореографическом коллективе, позволяют увидеть значимость своих занятий танцевальным искусством, укрепляют и расширяют кругозор.

Г. Струве пишет: «Участие в концертах выявляет все возможности коллектива, его художественные достижения, достигнутый исполнительский уровень, демонстрирует его сплочённость, дисциплину, способность подчиняться воле руководителя, сценичность, эмоциональность, собранность. Каждый концерт имеет и воспитательное значение. Для участников коллектива должно быть не всё равно, оценят ли их общий, коллективный труд» [5].

Виды концертных выступлений хореографического коллектива могут быть различными как по объему выступления, так и по содержанию концерта.

Один из самых распространенных видов концертных выступлений — отчетный концерт. В этом случае творческий коллектив показывает развернутую программу в одном или двух отделениях, подготовленную собственными силами. Хореографический коллектив «Грация» школы искусств «Жас дарын» каждый год участвует в двух отчетных концертах: общешкольном и отделения. Для концерта отделения хореографии руководство школы договаривается о предоставлении сценической площадки вне стен школы, так как собственная сцена не годится для показа хореографических номеров — очень маленькая по размеру. В самостоятельном концерте коллектив исполняет 20–25 хореографических номеров. Концертная программа обычно разнообразная. Это достигается подбором разноплановых танцев контрастных по художественным образам, характеру музыкального материала, стилю и т. д. К примеру старшая группа исполняла казахский танец «Птицы», итальянскую «Тарантеллу», современные танцы «Черное и белое» и «Новое поколение»; младшая — казахский танец «Айголек», русский — «Матрешки», «Нежность» (вальс), детский танец «Солнышко» и др.

Фестивали- конкурсы дают прекрасную возможность хореографическому коллективу не только показать в концертном выступлении свою творческую работу перед широкой публикой, но и сравнить ее с творческими достижениями других коллективов.

К примеру, в марте 2014 г. хореографический коллектив «Грация» школы искусств «Жас дарын» принимал участие в республиканском конкурсе- фестивале «Музыка весны» в г.Астана, где занял 3 место, на областном конкурсе «Каблучок» — 2 и 3 места. В текущем учебном году планируется участие коллектива в фестивалях и конкурсах как областных, к примеру национальных культур «Тан шолпан», «Радуга», «Каблучок», так и в международных конкурсах — «Роза ветров», «Планета талантов» и др.

Концерты, посвященные какой-нибудь теме, празднику, знаменательной дате, а также жизни или творчеству какого-либо человека, относят к тематическим. Новогодние концерты, концерты, посвященные праздникам Дню независимости (16 декабря), 8 марта (Международный женский день), Дню батыра, Наурызу, «Посвящение в музыканты» и т. д. — все это тематические концерты, широко распространенные в нашей школе.

Концертно-исполнительскую деятельность детского хореографического коллектива следует планировать. К примеру, концертные выступления хореографического коллектива школы искусств обычно планируются руководством школы вместе с художественным руководителем коллектива — учителем по классу хореографии. Концертные планы, как правило, составляются на год или полугодие, с учетом основных праздников, знаменательных дат, конкурсных программ, обязательных отчетных концертов и степени подготовленности учащихся школы.

Количество концертных выступлений коллектива определяется его художественно-творческими возможностями, уровнем исполнительского мастерства, качеством и количеством подготовленного репертуара. Малое количество концертных вступлений так же плохо, как и слишком большое. Практика показывает, что подготовленный коллектив должен выступать не более 10–12 раз в год.

К организации и проведению любого выступления — независимо от того, выступает коллектив с большой программой в концертном зале или же исполняет несколько номеров на менее значимой площадке, — необходимо относиться одинаково ответственно и заинтересованно. Нельзя выступать на концертной эстраде с недоученными или плохо отрепетированными танцами.

Каждое концертное выступление коллектива должно анализироваться и обсуждаться. Следует отмечать положительные стороны, обращать внимание на недостатки с целью их устранения в дальнейшей концертно-исполнительской деятельности. И наоборот, если выступление было успешным, тепло встречено публикой, — формируется положительное мнение о коллективе, его исполнительских возможностях. Укрепляется у участников желание работать ещё плодотворнее, настойчиво овладевать техническим мастерством, расти творчески.

Ни в коем случае нельзя ругать исполнителей во время концерта, а тем более кричать что-то из-за кулисы во время исполнения номера. Это сбивает участников с ритма выступления, пропадает эмоциональный настой, воплощение образа отходит на второй план и все мысли сосредоточены лишь на том, что будет ему после окончания концерта от художественного руководителя. Так же не следует указывать, на ошибки сразу после выступления, так как исполнители находятся в приподнятом настроении и в этот момент могут просто не воспринять замечания руководителя. Лучше всего делать замечания по концерту на следующей репетиции, когда художественный руководитель сам проанализировал выступление коллектива, учёл все нюансы, недоработки и наметил план работы над недочётами.

Очень полезно записывать выступления на видеоплёнку, а потом совместно просмотреть с участниками коллектива. При наглядном материале легче показать и объяснить ошибки, да и сами исполнители могут увидеть свои недоработки, ошибки и то, над чем следует им поработать.

Концерт требует от руководителя громадной затраты нервной энергии. На плечи художественного руководителя ложится большая забота об организационной стороне выступления, контроль за подготовкой к нему.

Таким образом, выделим общие моменты, характеризующие концертную деятельность детских хореографических коллективов школ искусств. Основные формы концертной деятельности:

-          осуществляются прежде всего как способ активизации учебного процесса и демонстрации его результатов;

-          обеспечивают быстрое формирование сценической, а через это и личностной уверенности обучающихся;

-          создает условия для взросления — особенно это относится к профессиональным коллективам. Если концертная деятельность хореографического коллектива имеет постоянный характер, то на самом концерте выступление артистов данного коллектива приобретают ту легкость и непринужденность, которые сразу передаются публике. И, таким образом, помогает праздничной атмосфере в концертном зале.

Заключая сказанное, следует подчеркнуть, что художественный руководитель хореографического коллектива должен рассматривать концертное выступление как важнейшее событие в своей творческой жизни и жизни коллектива. Превращение концерта в средство воспитания, придание ему педагогического смысла — важнейшая задача руководителя.

Ведь свет рампы, аплодисменты и признание зрителей — вот ради чего коллектив выходит на сцену, ради чего все изнуряющие репетиции. Успех коллектива — это заслуга его художественного руководителя, укрепляется его репутация, а значит и репутация коллектива в целом.

 

Литература:

 

  1. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусства. 2-е изд. перераб. И доп. — М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. — 288 с.
  2. Лесовиченко А. М. К проблеме концертной деятельности музыкального учебного заведения/ А. М. Лесовиченко // Интеллект, культура и образование: мат-лы Сибирской конф. «Интеллект, культура и образование». г. Новосибирск, 14–16 сентября 1993 г. / отв. ред. И. С. Ладенко. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 1994. — С. 129–132.
  3. Концерт [Электронный ресурс]. URL // http://ru.wikipedia.org/wiki.
  4. Макарова Е. А. Методическое пособие для студентов специальности «Культурология прикладная»/ Е. А. Макарова [Электронный ресурс]. URL // http://lib.podelise.ru/docs
  5. Организация работы и творческой деятельности хореографического коллектива [Электронный ресурс]. URL // http://www.vevivi.ru/best/
  6. Коновалов В. М. Концертная деятельность любительского эстрадного оркестра [Электронный ресурс]. URL // http://www.dissertation1.narod.ru/avtoreferats2/av177.htm

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle