Библиографическое описание:

Горбацевич О. А., Горбацевич Н. В. Цели и задачи совершенствования системы образования в России в условиях современного общества [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 29-30.

Преобразования в обществе и системе образования находятся в тесном взаимодействии. Система образования должна шагать в ногу со временем, объединяя новые информационные и коммуникационные технологии. Решение поставленных перед системой образования общественных задач повысит уровень профессиональной компетенции будущих специалистов в России.

Ключевые слова:система образования, педагогическая и информационная технология, образование и общество, профессиональная компетенция.

 

В последние годы ведущие страны мира вступили на путь преобразования образовательных систем. Это вызвано быстрыми социально-экономическими переменами в обществе, которые задают новые параметры обучения и воспитания подрастающих поколений, выдвигают новые задачи, требуют кардинального пересмотра традиционных методов преподавания. Наиболее широкомасштабные изменения происходят на Европейском континенте, переживающем эпоху глубокой интеграции. Процессы развития новой Европы ставят перед образованием задачу подготовки компетентных специалистов, которые будут жить в расширенной системе общеевропейского сотрудничества, интенсивного обмена информацией и продуктами человеческого труда. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами, стоящими перед государством. Именно оно определяет структуру всей системы в целом, принципы ее функционирования и направления, перспективы развития.

Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики. Именно они регламентируют деятельность всех образовательных учреждений и органов управления образованием в стране.

Подготовка подрастающего поколения к жизни, осуществление целей и задач немыслимы без соответствующей образовательной системы. Процесс формирования системы образования прошел долгий путь от эпохи Древней Руси до настоящего времени. Они самопроизвольно возникали и закрывались. Учебный материал подготавливали сами преподаватели. Они преподавали то, что понимали, и так, как себе это представляли. Никакой системы контроля за качеством образования не было.

С укреплением государственности власти попытались взять действующие школы под свой контроль. Были созданы специальные общегосударственные и местные органы управления.

Сегодня система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: государственных образовательных стандартов образовательных программ, сети образовательных учреждений, органов управления образованием.

Система образования — один из основных социальных институтов, который играет важную роль в становлении личности; исторически сложившаяся общенациональная система образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений. Именно система образования отвечает за подготовку к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности будущих специалистов и удовлетворяет их индивидуальным образовательным потребностям.

Существует правовое определение понятия «система образования», сформулированной в ст.8 Закона РФ «Об образовании», принятого в 1992 году. В данном документе система образования Российской Федерации трактуется как совокупность взаимодействующих:

-     преемственности образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

-     сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

-     органов управления образованием и подведомственных учреждений и организаций.

Целью системы образования является обеспечение права человека на образование, и с этой точки зрения критерием эффективности ее деятельности является уровень образованности, воспитанности и обученности ее выпускников.

Образовательные программы определяют содержание образования на каждом конкретном уровне в данном образовательном учреждении.

Образовательная программа — документ, который определяет содержание образования определенного уровня и направленности.

Опыт многих стран показывает, что вложения в инновации многократно окупаются, так как приживаются в основном наиболее жизнеспособные и исключительно рентабельные варианты. Во многих странах сегодня уровень благосостояния все больше измеряется количеством инноваций и степенью их применения. Сегодня нововведения требуют организованного, планомерного, массового и общественного отношения.

Педагогические и информационные технологии способствуют реализации основных концептуальных идей и достижению поставленных целей в области образования и науки. Преподаватель использует их в своей профессиональной деятельности.

Для образования внедрение инноваций является основным путем повышения эффективности обучения, поэтому все страны стремятся вводить в системе образования как можно больше новшеств. Это требует, чтобы инновационная деятельность во всех областях труда велась во взаимосвязи с общественным развитием и всегда носила организованный и плановый характер.

Преобразования в обществе и системе образования находятся во взаимодействии. Человек, живя в обществе, не может развиваться автоматически, сам по себе, отдельно от него.

Нововведения в образовании являются не только педагогическими, но и общественными проблемами. Имея ту же цель, что и новшества в обществе, — они должны способствовать развитию и прогрессу.

Само построение системы образования для дальнейшего общественного развития подразумевает, что корни системы берут свое начало в природе, в сущности самого общества. Следовательно, система образования должна шагать в ногу с другими сферами общественной деятельности.

С появлением применения новых информационных и коммуникационных образовательных технологий. Появилась новая форма обучения — дистанционная. Теперь каждый школьник или студент может принять участие в международных учебных, исследовательских проектах, телеконференциях, дискуссиях, которые проводятся в университетах различных стран мира.

Современный век — век информационных технологий во всех сферах человеческой деятельности, во многом определяющих вектор развития человеческого общества. Эти технологии развиваются так стремительно, что чрезвычайно трудно успеть за их движением.

Умение работать с информацией действительно становится в наше время ключевым интеллектуальным умением, лежащим в основе любой профессиональной и культурной компетенции. Ключевой задачей современной системы образования должна стать задача формирования этого умения.

В российской современной системе образования пока еще существует множество проблем. От их решения и зависит успех развития системы образования в целом. От того, насколько человек будет способен самостоятельно мыслить, приобретать знания, работать с информацией, зависит его возможность развития дальнейшей профессиональной компетенции. Соответственно он сможет использовать сформированные у него интеллектуальные умения в профессиональной подготовке, совершенствуя и развивая их дальше. Обществу нужны образованные, самостоятельно мыслящие люди, умеющие оперативно принимать обоснованные решения.

Опыт многих стран, совсем недавно испытавших определенные трудности в социальной сфере и экономике, говорит о том, что внимание именно к сфере образования, науки дает импульс для успешного рывка в экономике и роста национального дохода. Необходимо уделять значительно больше внимания методике обучения в системе образования нашей стране. Максимально эффективно использовать информационные и коммуникационные технологии, тем самым совершенствуя модель образовательной системы и повышая уровень подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров.

 

Литература:

 

1.      Нейматов Я. М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. М.: Алгоритм, 2002. — 480 с.

2.      Педагогика./Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Высшее образование, 2007. — 430 с.

3.      Педагогика./Педагогические теории, системы, технологии. Под ред. С. А. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 512 с.

4.      Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 368 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle