Библиографическое описание:

Апряткина Е. Н. Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и пути их решения [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 35-37.

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Определены содержание и соотношение понятий «духовность» и «нравственность». Представлены и рассмотрены средства, способствующие формированию духовно-нравственной сферы дошкольников.

Ключевые слова: дошкольное детство, духовность, нравственность, духовно-нравственные ценности и ориентиры, субъектная личность.

 

Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем. В настоящее время в числе важнейших задач, стоящих перед обществом и требующих безотлагательного решения, находятся вопросы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Подрастающее поколение растет и воспитывается в среде с размытыми нравственными ориентирами, низким уровнем общественной морали, в атмосфере бездуховности, безверия и агрессивности. Поэтому современное педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям духовно-нравственные ценности и ориентиры, являющиеся ядром личности, благотворно влияющие на все стороны и формы взаимоотношений растущего человека с окружающим миром: на его мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, этическое и эстетическое воспитание, эмоциональное состояние, общее физическое и психическое развитие.

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения на основе приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям, ценностям своей этнической и культурной группы, определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом РФ «Об образовании».

Уточним содержание основных элементов этой составной лексической конструкции. Как понимать «духовное», «духовность»? Каково их соотношение с понятиями «нравственность», «нравственное»?

Анализ научной литературы показывает, что «дух» и «духовность» — изначально религиозные понятия, широко используемые и в философии. При этом ни в религии, ни в философии они не имеют однозначного определения и в разных религиях и философских учениях истолковываются по-разному. Но, несмотря на это, в философской литературе можно выявить некоторое общее понимание духовности, в своей основе не противоречащее ее пониманию и в религии. Так, по мнению В. А. Лекторского: «Общим для религиозного и светского сознания является понимание духовности, связанное с выходом за пределы эгоистических интересов, личной пользы, своекорыстия. Духовное предполагает, что цели и смысложизненные ориентиры личности укоренены в системе надиндивидуальных ценностей» [2;17]. Таким образом, духовность является свойством души, состоящим в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными, проявляющимся в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, милосердия, великодушия, истины, справедливости, сострадания, красоты и гармонии.

Выстраивая свою жизнь, духовный человек является субъектной личностью, способной взвешивать и анализировать все возможные модели своего поведения и делать сознательный выбор независимо от внешних влияний. Это возможно только в том случае, если субъект принял, усвоил и соблюдает иерархию общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей, присущих обществу, гражданином которого он является. Подобное, иерархически структурированное ценностное сознание не дается человеку от рождения. Оно складывается постепенно и является результатом сложной и напряженной внутренней работы человека.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о подчиненном положении слова «нравственное» в лексической конструкции «духовно-нравственное воспитание», так как нравственности не существует без мировоззренческой основы той или иной картины восприятия мира. Нравственное воспитание выступает средством практической реализации мировоззрения человека, обеспечивает единство его мыслей и чувств, слов и дел, убеждений и поведения. Духовно-нравственное воспитание включает формирование взглядов, убеждений, способности чувствовать и действовать в соответствии со своим духовным началом и соответствующими нравственными установками. Результатом духовно-нравственного воспитания является умение индивида предвидеть и реально оценивать глубину и характер возможных последствий совершаемых поступков, а также умение нести за них ответственность, то есть действовать согласно своей совести, своему духовному началу.

Таким образом, напрашивается вывод о неразрывном единстве понятий «духовность» и «нравственность». При его отсутствии начинается разрушение личности индивидов и, как следствие, распад общества и государства.

Материалы совещания-семинара руководителей следственных управлений Следственного комитета РФ свидетельствуют о глубоком кризисе развития духовно-нравственной сферы современного российского общества. Особенно неблагополучная ситуация среди подрастающего поколения страны. По результатам совещания стало известно о значительном росте числа малолетних преступников и совершаемых ими преступлений, о росте уровня детского алкоголизма и наркомании в стране. В частности было сказано, что ежегодно малолетними преступниками совершается около 150 тысяч преступлений. Это составляет примерно 10 % от общего числа криминальных проявлений в стране. Еще 20 лет назад этот показатель составлял не более 3 %. За свои преступления в 62 воспитательных колониях сейчас сидят более 10 тысяч несовершеннолетних преступников, что на порядок меньше ежегодно совершаемых ими преступлений. Это объясняется тем, что многие приговариваются к наказанию условно, либо к исправительным работам, либо к штрафам. Примерно треть несовершеннолетних заключенных отбывают наказание за убийство и причинение тяжкого вреда здоровью, тогда как еще 5 лет назад этот показатель составлял всего 14 %. По мнению представителя ФСИН, это говорит о том, что «контингент стал значительно более сложным в криминальном отношении». Около 40 % несовершеннолетних осужденных склонны к рецидиву, добавил он. 29 % из несовершеннолетних осужденных имеют психические отклонения, 8 % страдают алкоголизмом и наркоманией.

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов в интервью «Российской газете» отметил, что ежегодно в России, только по официальным данным, производится более 76 тысяч абортов среди несовершеннолетних, по неофициальным данным их в три-четыре раза больше. Неблагополучная ситуация наблюдается с подростковыми родами. Так, по его словам, у несовершеннолетних матерей ежегодно рождается более 20 тысяч детей. Среди них большое число отказов от родившегося ребенка. 2010 году было выявлено почти 654,5 тысячи детей-сирот, из них почти 84 тысячи — это дети при живых родителях. И с каждым годом эти показатели растут. Такого не было в нашей стране ни после войны, ни после гражданской революции.

Наиболее благоприятным периодом в жизни индивида для формирования его духовно-нравственной сферы является дошкольное детство. Именно в этом возрасте происходит активное развитие душевных и телесных сил человека, приобретаются первичные знания об окружающем мире, происходит процесс нравственного самоопределения и становления самосознания, усваиваются установленные в обществе образцы поведения, образуются нравственные навыки и привычки, которые в дальнейшем будут регулировать поступки индивида. Непрерывное систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Разрешение проблем духовно-нравственного воспитания дошкольников требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Одним из наиболее действенных средств в формировании ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и многих других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека является художественное слово. Еще В. А. Сухомлинский подчеркивал важность чтения как источника духовного обогащения, которое не сводится к умению читать. Он называл чтение окошком, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

Понимая, что читательская культура является существенным показателем духовно-нравственного потенциала общества, мы в нашем дошкольном учреждении создали библиотеку. Мысль о ее создании давно созревала в наших умах. Но только теперь, осознав всю важность формирования духовно-нравственной сферы дошкольников и понимая, что первыми помощниками в этом деле у нас будут книги, мы с энтузиазмом взялись за дело.

Библиотека нашего детского сада — это нечто среднее между общественной и домашней библиотекой. Она принадлежит всем сотрудникам, родителям, детям. Но в то же время, каждый из них считает ее «своей». Библиотека — это не просто помещение для прочитывания книг. Это своеобразный клуб, в котором общаются взрослые и дети.

Чтобы любому посетителю было комфортно, мы попытались придать помещению уют. Стены библиотеки обтянуты гобеленом теплых тонов. Возле окна удобно расположена мягкая мебель, вокруг великое множество комнатных растений. На многочисленных полках расположены книги. Сюда можно заглянуть в любой момент, чтобы почитать, посмотреть книжки или просто отдохнуть.

Книги для детей и взрослых расположены по жанрам, тематике, формату. Самые маленькие посетители с удовольствием рассматривают книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-раскладушки. На полках можно найти отдельные произведения и собрания сочинений известных детских писателей, энциклопедии, сказки разных народов мира, сборники игр, загадок, пословиц и поговорок, детских песен.

Педагоги стремятся научить детей слушать и слышать красоту слова, ритм, смысл произведения, видеть литературные образы, эмоционально воспринимать содержание. Не менее важно научить дошкольников беречь и ценить книги, правильно ими пользоваться.

Многие литературные персонажи нашей библиотеки «оживают» в драматизациях или в кукольных спектаклях, костюмы для которых изготавливаются совместно с родителями.

Мы, сотрудники детского сада, советуем родителям, бабушкам и дедушкам, как организовать семейное чтение, чтобы оно способствовало эмоциональному сближению всех членов семей воспитанников; рекомендуем спектакли и фильмы, которые позитивно влияют на успешное всестороннее, гармоничное, духовно-нравственное развитие личности дошкольников.

Опираясь на возрастные особенности детей дошкольного возраста, из всего разнообразия литературных жанров особое предпочтение мы отдаем сказке, объединяющей опыт прошлых поколений и обладающей богатейшим материалом для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом — бессмертие человечества. В этом — вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу» [1; 7].

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, театрализованное исполнение сказок с последующим обсуждением поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, проведение конкурса знатоков сказок и конкурса на самую интересную собственную сказку, выставки сказочных рисунков детей и многое другое. Одной из наиболее интересных и любимых, как детьми, так и родителями форм работы со сказочными произведениями является занимательная семейная викторина, в процессе которой дошкольники, осваивая поучительный опыт героев сказок, анализируя их поступки, формируют свой собственный духовный мир и личные ценностные ориентации.

Формирование духовно-нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагогов, систематической и планомерной работы, как педагогического коллектива, так и родителей.

 

Литература:

 

  1. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 168 с.
  2. Лекторский В. А. Духовность и рациональность // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 3–18.
  3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. «Радяньска школа», 1985. — 22 с.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle