Библиографическое описание:

Алчанова З. С. Развитие культуры межнациональных отношений в младшем школьном возрасте [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 65-67.

Воспитание культуры межнационального общения подрастающего поколения в условиях многонационального поликультурного общества приобретает особую значимость. Подлинно народное (этническое) воспитание способствует приобщению детей к духовным ценностям народа. Конечной целью этнического воспитания является привитие индивиду навыков идентифицирования себя со своим этносом и интегрирование в другие этнические общности.

Одной из актуальных проблем современного мира и, в частности, школы можно считать проблему развития культуры межнациональных отношений младших школьников. Это проблема не нова. Но именно в последние годы отмечен рост интереса к этой проблеме со стороны специалистов. Дети по разным причинам испытывают затруднения именно во взаимопонимании, принятии и социализации. На сегодняшний день можно увидеть следующее: актуальность проблемы возрастает именно потому, что возрастает уровень дискриминации личности, экстремизма, расизма, насилия и нетерпения как факторов, разрушающих нравственные, эстетические и культурные принципы каждого человека. В силу указанных причин, на данном этапе развития человечества, именно эта проблема является наиболее актуальной.

В младшем школьном возрасте существенно изменяется по характеру общения и взаимоотношений ребенка со сверстниками. В группах сверстников локализуются основные связи и отношения учащихся: они становятся тем полем, на котором развертываются столь значимые для детей коллизии отношений.

Общение со сверстниками — обязательная предпосылка становления личности ребенка. В процессах общения ученик вырабатывает коммуникативные умения и навыки, формирует знания об окружающем мире людей и о собственном «Я» путем сравнения себя со сверстниками, а затем и взрослыми. Совместная деятельность и общение образуют единство [2, с. 105].

В условиях многонациональной школы младшие школьники включаются в процесс межнационального общения. Отсюда следует необходимость воспитания культуры межнационального общения.

Культура межнационального общения — это уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, истории, национальному достоинству. Культура межнационального общения предполагает выполнение людьми правовых и морально-этнических норм в многонациональной среде [3, с. 18].

Ряд исследователей педагогики в своих работах предлагают разные пути решения проблем в межнациональном общении младших школьников.

П. В. Степанов указывает, что для развития у школьников культуры межнационального общения необходимо их ознакомление с разнообразными культурами, их изучение. На первое место, по мнению автора, должна выходить работа педагога не столько над проблемой расширения и углубления знаний школьника о других культурах, сколько над проблемой отношения ребенка к другим культурам вообще. Решающим фактором воспитания в школьнике толерантности, как отмечает исследователь, могут являться встречи ученика с иными культурами в специально педагогически организованной для этого среде, привлекательной и ценной для него. Процесс формирования толерантной позиции детей с наибольшей эффективностью будет проходить в рамках гуманистической воспитательной системы школы с ее открытостью внешней социокультурной среде; с ее направленностью на освоение этой среды; с предлагаемыми ею вариантами общения и деятельности в среде с ее ценностными ориентирами, которые задают отношения, возникающие в процессе межкультурного диалога [1, с. 105].

В свою очередь В. П. Комаров выделяет 6 основных принципов воспитания культуры межнационального общения:

1)        направленность учебно-воспитательного процесса на повышение уровня культуры межнационального общения;

2)        формирование культуры межнационального общения как интегративного качества учащихся на трех уровнях — познавательном, эмоционально-оценочном и поведенческом;

3)        постоянный и всесторонний учет национально-культурного фактора во всех сферах жизнедеятельности учащихся — учебной, производственной, социокультурной;

4)        представление учащегося активным субъектом целостного воспитательного процесса, с учетом его особенностей в данном учебном заведении;

5)        преемственность в педагогической деятельности — четкая логика воспитательного процесса при его системно-функциональном построении;

6)        индивидуальный и дифференциальный подход к воспитанию учащихся разных национальностей, с учетом особенностей микро- и макросреды [4, с. 9].

Формирование этнотолерантности, как отмечает автор Г. В. Палаткина, следует начинать с раскрытия понятия «быть отличным от.»... Автор считает, что необходимо так строить педагогический процесс, чтобы при реализации самостоятельной или групповой деятельности дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Знакомство с культурой, через познание мира различных народов, который ярко и полно раскрывается в эпосе, сказках, пословицах, поговорках, будет происходить постепенное сближение, основанное на терпимости. Очень важно, чтобы дети почувствовали, что дружеский настрой к другому народу, партнерские отношения делают собственный мир богаче, а жизнь полнее и интереснее. Автор подчеркивает, что организованный процесс воспитания культуры межнационального общения требует соблюдения основного правила — толерантности по отношению к людям различных вероисповеданий и этнической принадлежности.

В. М. Бызова, на примере сказок народа, продемонстрировала как жанр устного творчества (фольклор) эффективно влияет на формирование нравственных качеств ребёнка. В фольклоре национальное своеобразие выражается через национальные сословно-психологические типажи сказочных героев. Сказки развивают способность выделять существенные признаки связи и отношения, знакомых детям явлений. В произведениях устного народного творчества всегда указывается конкретное географическое место действия, особое место отводится снаряжению, определяющему специфику северной жизни (лыжам, лодкам, снастям и т. д.) [2, с. 96]

Л. Мунирова считает, что организация на уроках является позитивным взаимодействием представителям этнокультурных групп. Дети, принадлежащие разным этническим группам, непосредственно взаимодействуют друг с другом, а учитель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально строит их сотрудничество, при этом щедро оделяя личным, индивидуальным вниманием каждого ребенка [1, с. 108].

Межнациональное общение учащихся способствует изменению характера взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, прибавляется теплота, человечность; сплоченность класса резко возрастает; дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя. Ученики относятся к другим и себе с большим уважением; в то же время растет и самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует.

Таким образом, анализируя исследования различных авторов, можно сделать вывод, что в работе по формированию представлений и элементарных понятий об этнокультуре разных народов учитель начальных классов может использовать разные методы. Чем разнообразней и содержательней разъяснительная работа, тем больше влияния она окажет на детей. Рассказ, беседа, чтение, инсценировки, обсуждение сказок, просмотр диафильмов, кинофильмов, проведение уроков-фестивалей национальных культур, уроков-КВН, викторины, аукционы, организация национальных гостиных, с приглашением представителей разных национальностей и многое другое — вот те формы работы, которые могут использоваться в воспитательной практике учителей начальных классов. Каждый из видов работы имеет свои особенности и требует как от учителя, так и от учащихся различной подготовки.

 

Литература:

 

1.         Воскресенская Н. М. Образование и многообразие культур /Н. М. Воскресенская // Педагогика, 2007. № 2. — С. 105–107.

2.         Джуринский, А. Н. Поликультурное воспитание в современном мире / А. Н. Джуринский. — М., 2007. — 158 с.

3.         Кулагина С. Г. Поликультурное образование личности, // Межкультурная коммуникация: Материалы регион, науч, конф, / Омский гос, ун-т,-Омск, 1999,- С.18–20

4.         Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы/В.В Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова// Педагогика. 1999. № 4. С. 9–10.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle