Библиографическое описание:

Сырова Н. В., Иванова Е. Роль оригами в формировании специализированных навыков будущих дизайнеров [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 335-337.

Дизайн — востребованная в наше время деятельность, отвечающая запросу потребителя о функциональности и эстетическом единстве окружающей среды. Соответственно востребованы и профессиональные дизайнеры, способные не только отвечать этому спросу, но и предвосхищать его, предлагая необычные, впечатляющие, грамотно разработанные решения независимой и свободной творческой деятельности.

Возникает вопрос, как научить будущих дизайнеров всем необходимым качествам в условиях чрезвычайно быстро меняющегося мира, ведь специалист дизайна должен кроме владения базовыми навыками быть трудолюбивым, стрессоустойчивым, обладать гибким мышлением, уметь продуцировать идеи и воплощать их в жизнь, по-особому чувствовать пространство и направления течения реальности, работать как в единстве культуры, так и вырываясь из неё.

Итак, какой же потенциал в обучении будущих дизайнеров может содержать оригами.

Оригами — [яп.] — старинное японское искусство складывания и конструирования из бумаги разного рода изображений декоративного характера без ножниц и клея. «Ори» в переводе с японского «складывать», «ками» — бумага. Казалось бы, складывание фигурок из бумаги — развлечение, с ними можно играть, ставить спектакли, отдыхать от напряженной учебы и использовать в качестве детских подарков, однако оригами это еще и доступный способ самовыражения, со своим международным языком общения, занимающий огромное значение как в культуре азиатских, так и европейских стран.

Оригами — способ в малом выразить великое, в затейливых бумажных фигурках увидеть вселенную во всем её многообразии. Неудивительным является присутствие космической символики в оригами. Так, в основе построений лежит квадратная форма бумажного листа, которая на Востоке являлась древним символом Космоса, Единого, Пустоты.

И если бумажный квадрат — символическое выражение Великой Пустоты, то оригами является визуализацией её философии. Видение мира как единого процесса снимает противоречия, существующие в мире вещей. Десять тысяч вещей находятся в нас все вместе, все вещи объединяет единый принцип становящегося мироздания. В оригами этот принцип реализуется благодаря непрерывному становлению бумажной формы через всё многообразие зримых образов. Фигурка оригами не является статичной законченной формой. Трансформируя бумажный лист, осуществляя новые складки, художник создает новые и новые образы. В идее непрерывной трансформации заключено особое восточное понимание времени, в котором мироздание воспринимается как процесс постоянного становления, где нет места статичным формам. Маленький квадрат бумаги, трансформируемый в тысячи тысяч фигурок подобен дню, наполненному тысячью дел. Возможно ли в одном дне увидеть вечность? Заключённый в фигурках оригами принцип метаморфозы, означающий, что из всего может получиться всё, принцип трансформации, указывающий на изменчивую природу вещей, раскрывает сущность конструктивного принципа оригами как внутренней идеи, имманентно присущей всем формируемым образам [3].

Такой подход к дизайн-конструированию позволяет расширить привычное нам мироощущение и привнести в проектную деятельность свежий, новый поток идей, образов и начал, которые можно увидеть только охватив взглядом глобальный уровень в постановке проблемы. Действительно, видение целого не менее важно, как и умение сосредоточиться на узкой задаче — этот принцип целостности и гармонии сложен для понимания и осознания, но необходим успешному деятелю в сфере дизайна.

Чтобы проследить описываемые в этой статье процессы, необходимо обратиться и к истории оригами.

В древности в Китае бумагу использовали самым различным образом, в том числе и в религиозных обрядах, из неё же изготовлялись и разнообразные полезные в быту вещи, вроде знаменитых подвесных фонариков. При их изготовлении использовался прием складывания. В Японии записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка или абстрактной геометрической фигуры были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека.

К появлению оригами причастен синтоизм, обративший внимание буддистов на тайну листа бумаги. Немаловажным оказалось также и сходство звучания японских слов «бумага» и «божество» — «ками». В представлениях японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги.

Новый этап в развитии оригами начался после второй мировой войны и связан с именем знаменитого японского мастера Акиро Йошизава. С помощью изобретенных им несложных условных знаков процесс складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде серии рисунков-чертежей. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способствовал его широчайшему распространению [4].

В начале XIX века немецкий педагог, создатель первых детских садов Фридрих Фрёбель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии, а с открытием занавеса Японией в XX веке оригами начинает активно завоёвывать любовь европейцев.

Современное оригами, попавшее на европейскую почву, постепенно утрачивает религиозную символику. Становление формы, развиваемое в традиционных моделях во времени, в современных формах оригами стремится к статике и развитию в пространстве.

Для современного дизайна в оригами являются привлекательными такие черты как модульность, соподчиненность частей в едином целом, условность визуального языка, знаковая реализация действительности, наличие сетки как моделирующего фактора, максимальная выразительность, достигаемая минимальными средствами, ритмическая организованность, чистота конструкции, лаконичность выразительных средств и т. д.

Техника оригами находит широкое применение и в промышленном дизайне. Стремясь угодить взыскательному потребителю, дизайнеры создают концептуальные, но вместе с тем вполне жизнеспособные в быту проекты, черпая вдохновение не только в окружающем нас мире и живой природе, но и культуре, искусстве и традициях различных народов. Традиционные японские принципы организации предметно-пространственной среды оказали не малое влияние на мировой дизайн и архитектуру. А в последние годы технология оригами всё чаще внедряется в разработках экономичных и экологичных вариантов мебели.

Используют оригами и его принципы и в рекламе, стремясь выделиться, удивить, запомниться потребителю. Потребитель рекламы сродни ребенку. Новый рекламный ролик, новый слоган, новый плакат на родной улице напоминает новую игрушку. Обычный лист бумаги в качестве рекламного носителя применяют уже многие десятилетия. Капризный потребитель, не любит утруждать себя чтением информации, какой бы важной и нужной она не представлялась заказчиком рекламы.

Сегодня оригами используется производителями рекламы наряду с другими приемами. Приоритет в этом принадлежит США и некоторым странам Европы. Прежде всего, Англии, Испании, Италии, Франции. Специалисты в области рекламы давно оценили эффект, который производит знакомая большинству с детства фигурка, игрушка. Оригамная фигурка будто говорит: «Все мы родом из детства, всем знакома радость создания и ощущение чуда, когда из простого листочка бумаги возникает что-то прямо на ваших глазах».

В середине 90-х годов на телевидении в США появилась реклама «CITI BANK». Долларовая купюра, лежащая сначала неподвижно, вдруг оживала, начинала двигаться изгибаться и в считанные доли секунды складывалась в симпатичного оригамного зайчика. Рядом с первым зайчиком появлялся второй долларовый зайчик.

Пару секунд знакомства, обнюхивания, ухаживания и на экране уже множество маленьких зайчат прыгают, быстро заполняя все пространство.

В финале надпись: «Мы размножим ваши деньги». В этом ролике счастливо соединились сравнительная простота появления из плоского листа фигурки и эффект фокуса, неожиданности [8].

Но это то, что относится к собственно изображениям оригамных фигурок, когда дизайнеры используют или широко известные модели, или заказывают мастерам новые оригамные модели. Однако применение оригами и технологии складывания не может быть ограничено лишь изображением на плакатах или в рекламных роликах.

Одной из наиболее востребованных форм оригами в рекламе можно назвать собственно фигурки, с нанесенной на них рекламной информацией. При этом фирмы в основном предпочитают, чтобы несложные фигурки создавались прямо на глазах потенциального потребителя. Оригамный сувенир, открытка, буклет выделяются уникальностью, неповторимостью и разнообразием. Это всегда работа, сделанная вручную, это всегда ограниченные тиражи и эксклюзивность форм, это множество рекламных поверхностей, спрятанных одна внутри другой как фигурки матрешки, это всегда удивительные открытия для искушённых зрителей.

Таким образом, роль искусства оригами в учебном пространстве заключается в формировании таких профессиональных и личностных качеств дизайнера, как:

-          — умение воспринимать и отражать реальность в контексте определенной культуры, стилистического направления и т. п.;

-          — умение оперировать необходимым инструментарием — изобразительно-выразительными средствами декоративного искусства, а именно: композиционными закономерностями декоративного искусства, чувством пространства, физическими и фактурными особенностями материалов, средствами символико-знаковых порядков т. п..

-          — трудолюбие, терпение, стрессоустойчивость, противостояние косности и зацикленности на маловариантности, креативность.

-          — развитию чувства гармонии, вкус, глазомера, мелкой моторики, образности мышления.

 

Литература:

 

1.         Аронов, В. Р. Концепция современного дизайна. 1990–2010. В. Р. Аронов.-М.: «Типография «Новости», 2011г.-224с

2.         Афонькин, С. Волшебные шары — кусудамы / С.Афонькин, Е.Афонькина- СПб.: Кристалл, 2001г. –223с.: ил.

3.         Васерчук, Ю. А. Бумагопластика в проектной культуре дизайна: материал, технология, принципы моделирования: диссертация кандидат искусствоведения:17.00.06/ Ю. А. Весерчук, — М.2007.-427с

4.         Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги./ Б. Г. Гагарин.- Ташкент, 1988.-42с.

5.         Дизайн: иллюстрир. сл.- справ. / под общ. ред. Г. Б. Миневрина; В. Т. Шимко. М.: Архитектура — С, 2004. — 288 с.: ил.

6.         Зимина, Е. К. Креативная бумага / Е. К. Зимина // ОЦРТДиМ. Творчество педагога в системе дополнительного образования. Н.Новгород. ООО «Педагогические технологии», 2003.-С.44–55

7.         Зимина, Е. К. Межпредметная связь школьных дисциплин при помощи оригами в начальной школе/ Е. К. Зимина, Е. Л. Иванова, Е. С. Истомина // Проблемы развития непрерывного профессионального образования: Сборник статей по материалам VI Международной научно-практической конференции (ноябрь 2012).-Н.Новгород: НГПУ им. К.Минина,2012.-С.272–274.

8.         Нестеренко, О. И. Краткая энциклопедия дизайна./О. И. Нестеренко.-М.: Мол.гвардия,1994.-315с.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle