Библиографическое описание:

Сапогова О. Л. Компьютерные программы в системе работы по расширению объема словаря у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 266-268.

В настоящее время, в связи с принятием Кодекса Республики Беларусь об образовании, развитие системы специального образования направлено на повышение качества и доступности образования для лиц с особенностями психофизического развития, в том числе лиц с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Работы по повышению качества образования младших школьников с ТНР предполагает внедрение новых образовательных технологий в процесс обучения и воспитания.

Неотъемлемой частью процесса обучения младших школьников с ТНР являются коррекционные занятия, которые должны обеспечить формирование речевой деятельности учащихся, развитие их личности и осуществление успешной адаптации и интеграции в социум. Коррекционные занятия «Коррекция нарушений устной речи» предполагают работу по формированию фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, семантической структуры речи и т. д.

В процессе проведения коррекционных занятий учитывается уровень владения лексикой младшими школьниками с ТНР. Работа по расширению, уточнению и активизации словаря учащихся в первую очередь направлена на устранение затруднений в усвоении школьной учебной программы. Особое место в системе обогащения лексического запаса младших школьников с ТНР имеет работа над словом: его морфемным составом, прямым и переносным значением, способностью вступать в синонимические и антонимические отношения, сочетаться с другими словами.

Одним из резервов коррекционной работы по совершенствованию лексики младших школьников с ТНР является применение обучающих компьютерных программ, которые все более широко находят свое место в коррекционном процессе. Использование рационально составленных компьютерных обучающих программ с обязательным учетом специфики психолого-педагогических закономерностей усвоения информации младшими школьниками с ТНР, позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс овладения лексикой, стимулировать познавательную активность и самостоятельность.

Компьютерные обучающие программы представляют собой особый тип педагогических инструментов, которые призваны «визуализировать» скрытые в традиционном обучении особенности в развитии ребенка; делать «видимыми» сходство или различие в вопросах развития у детей одной группы; показывать, как преобразовывать выделенные проблемы развития ребенка в задачи его коррекционного обучения; показывать педагогические пути решения новых, ранее не ставившихся дидактических задач, которые невозможно решать только при помощи традиционных средств обучения (О. Е. Грибова [1], Т. К. Королевская [2], О. И. Кукушкина [2] и др.).

Компьютерные программы могут стать элементом в структуре коррекционных занятий с учащимися начальной школы, выполняя, с одной стороны, стимулирующую функцию (формирование положительного отношения к занятию), с другой стороны, способствовать преодолению нарушений лексико-грамматической стороны речи.

Логопедический тренажер «Дэльфа-142.1» разработан для специальных (коррекционных) школ. Основной целью создания компьютерного тренажера, утверждает О. Е. Грибова [1], являлось дидактическое обеспечение процесса коррекции речи на логопедических занятиях. Тренажер предлагается использовать в системе упражнений по формированию устной и письменной речи учащихся школы для детей с ТНР. По мнению автора, тренажер позволяет решать большое количество задач коррекционной работы и одной из них является расширение словарного запаса; внести игровые моменты в процесс коррекции нарушений речи; использовать различный стимульный материал — картинки, слова, звучащую речь и т. д.; работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика.

В компьютерном тренажере нашел отражение раздел «Слово». В рамках данного раздела О. Е. Грибова предполагается формирование умений и навыков младших школьников с ТНР по освоению лексического и грамматического значения слова. Одним из направлений работы является формирование обобщенного лексического значения слова. Методика использования тренажера «Дэльфа-142.1» предполагает возможность организации тренировочных упражнений рецептивного и продуктивного характера. В программе предусмотрены специальные упражнения, направленные на формирование умения классифицировать слова по обобщающим понятиям.

При работе с тренажером пары тематических групп определяются по выбору пользователя: фрукты-овощи, одежда-обувь, игрушки-учебные принадлежности, дикие животные-домашние животные, взрослые-дети и т. д. Ученику предстоит определить, к какой из данных групп относится слово, появившееся на экране монитора. Логопедический тренажер позволяет проводить работу по формированию лексического запаса младших школьников с ТНР и включает упражнения, направленные не только на увеличение количества слов, но и на уточнение и расширение значения, лежащего в основе лексемы.

Упражнение «Антонимы» способствует расширению парадигматических связей лексем в языковом сознании школьника. Кроме расширения представлений о лексических значениях у учащихся, начиная с первого класса, целенаправленно формируют представления об обобщенных морфологических значениях слов: слова-названия предметов, слова-названия действий предмета, слова-названия качеств (признаков) предметов. Данный тренажер содержит упражнения «Найди имя существительное», «Найди глагол», «Найди имя прилагательное», «Найди предлог». Использование терминологической лексики можно заменить предлагаемой альтернативой: «предмет — не предмет»; слово, обозначающее предмет.

Одним из недостатком данного тренажера является его устаревшие системные требования к компьютеру. В современных условиях быстрого развития информационных и компьютерных технологий выявленный недостаток делает неудобным использование логопедического тренажера «Дэльфа-142.1» в коррекционном процессе по техническим характеристикам. Вторым и наиболее значимым недостатком является то, что он является тренажеров, т. е. отсутствует обучающая помощь ребенку и возможность организации таковой.

Применение компьютерных программ в процессе логопедической работы с младшими школьниками с ТНР позволяет учитывать закономерности и особенности психического и речевого развития учащихся. Оптимальному решению данных задач способствуют специализированная, по мнению авторов Л. Р. Лизуновой и З. А. Репиной [4], компьютерная игра «Игры для Тигры». В компьютерной игре представлен блок заданий, направленный на развитие лексических и грамматических средства языка, коммуникативных навыков.

С помощью программе предполагается расширение лексики у детей с ТНР, однако у пользователя нет четких представлений о напралениях работы с данной игрой, указаний на лексический состав и виды упражнений.

Современные развивающие компьютерные игры дают возможности для формирования разнообразных умений и навыков у младших школьников с ТНР. В частности, на закрепление умения учащимися понимать и использовать в речи слова и предлоги, выражающие пространственные отношения (над, за, справа, слева, вверху, внизу) учитель-логопед может применить компьютерную игру «Алик. Скоро в школу» (например, задание «Сосчитай птенцов»). Данная игра окажется полезной для закрепления материала по различению и подбору противоположных по значению прилагательных (большой, маленький; длинный, короткий; высокий, низкий).

Для уточнения у младших школьников с ТНР умения называть и показывать транспорт (который едет по дороге, плывет по воде, летит по воздуху) на логопедических занятиях могут быть использованы компьютерные игры «Веселые моторы 1», «Веселые моторы 2», в которых представлены все виды транспорта: наземный, подземный, воздушный, водный.

На формирование лексики у учащихся начальных классов направлен один из разделов компьютерной программой «Учимся говорить правильно». Игровые задания «Слово-действие», «Подбери действие», «Слово-признак», «Подбери признаки» раздела «Развитие связной речи» способствуют уточнению и расширению словарного запаса младших школьников с ТНР. Следует отметить имеющуюся в программе возможность выбора уровня сложности заданий, что позволяет дифференцированно использовать данный продукт в работе с детьми с ТНР.

Для закрепления умения устанавливать антонимические отношения учащимися с ТНР может использоваться раздел «Антонимы» компьютерной игры «Учись рисуя». Необходимо отметить такой недостаток игры, как недифференцированное использование всех частей речи одновременно.

Проанализированные нами компьютерные программы могут быть использованы на коррекционных занятиях по развитию грамматического строя и связной речи младших школьников с ТНР. Поэтапное формирование лексики не заложено в указанных компьютерных программах. В них отсутствует расчлененность учебной работы на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают осуществление пошаговой работы.

Следует отметить возможности среды Microsoft Office, в частности программы PowerPoint, которые позволяют создавать необходимые для определенного логопедического занятия коррекционно-развивающие задания. Программа PowerPoint позволяет устанавливать различные средства и эффекты анимации (вход, выход, выделение, перемещение, звуковые эффекты: поощрения и отрицание правильности выполнения задания, вербальную инструкцию и т. д.). Одно из средств анимации — триггер. Использование триггеров в презентации позволяет сделать фрагменты коррекционных занятий интерактивными.

Однако используя компьютерные игры, нельзя пренебрегать традиционными средствами логопедической работы. В. И. Ковалько, делает акцент на том, что компьютерные задания должны создаваться и использоваться в соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием компьютерных программ [2].

Таким образом, анализ современных компьютерных программ свидетельствует об ограниченном количестве специализированных компьютерных разработок, направленных на расширение и уточнение словаря младших школьников с учетом особенностей усвоения лексических единиц. Несмотря на многочисленные обоснования возможности использования компьютера в логопедической работе остается недостаточно раскрытым вопрос методического обеспечения занятий с применением компьютерных программ по формированию лексики у младших школьников.

 

Литература:

 

1.                  Грибова, О. Е. Методика работы с тренажером / О. Е. Грибова // Логопедический тренажер «Дэльфа-142.1» для специальных (коррекционных) школ. Версии программного обеспечения 1.5 и 2.0: Практическое руководство / ред. О. Е. Грибова Н. В. Мазурова. — М.: Дэльфа М, 2008. — С. 41–63.

2.                  Ковалько, В. И. Школа здоровья: пособие для учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня / В. И. Ковалько. — Минск: НИО, 2007. — 133 [2] c.

3.                  Кукушкина, О. И. Картина мира: методические рекомендации по использованию специализированных компьютерных программ для детей с ограниченными возможностями / О. И. Кукушкина, Т. К. Королевская, Е. Н. Гончарова, А. В. Николаев, Н. Н. Головко. — М.: РАО Ин-т. кор. пед-ки, 2002.

4.                  Репина, З. А. Игры для тигры / З. А. Репина, Р. Р. Лизунова, 2002. — Режим доступа: http://www.logopunkt.ru/tigra_credits.htm

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle