Библиографическое описание:

Гарастюк М. С., Хамидуллина Г. А., Пономаренко Е. Б. Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти) [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 9-11.

Одним из приоритетных направлений современного образования является гражданско-патриотическое воспитание школьников. Это главный акцент в работе образовательных учреждений, ведь именно они являются центрами совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общества. Большим подспорьем в формировании гражданского сознания учащихся является социальное проектирование, которое дает детям возможность самостоятельно решать ряд последовательных задач: от постановки проблемы и цели, определения ее важности, до плана своих действий и логического завершения проекта.

Не случайно на территории Самарской области уже 15 лет большой популярностью пользуется конкурс социально-образовательных проектов «Гражданин», который направлен на решение стоящей перед государством задачи по формированию гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности у подрастающего поколения.

Для ребят МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти Самарской области участие в конкурсе «Гражданин» стало традиционным. В 2007 году учащиеся школы впервые разработали и реализовали свой социальный проект «Миллионы в помойке» о проблеме, связанной с утилизацией твердых бытовых отходов. Креативность идеи, представленной подростками, заключалась в том, что они увидели нерациональное отношение властей и общественности к мусору, который во многих странах мира не гниет на свалках, а является вторичным сырьем, приносящим немалые доходы.

Главным результатом данного проекта стал разработанный и переданный губернатору Самарской области наказ с предложениями об изменении ситуации, связанной с ТБО. Ребята получили официальный ответ от руководителя области, в котором он обещал не оставить без внимания данную тему. Проект имел широкую огласку в Тольятти, его высоко оценило городское и областное жюри конкурса.

«Миллионы в помойке» стали дебютом для школьников 49 школы, который в корне изменил не только отношение ребят к окружающей действительности, но и помог им осознать, что они являются гражданами, от действий и мнения которых, зависит будущее города, области, страны. Поэтому желание действовать и влиять на ситуацию стало для детей необходимым.

Следующий социальный проект был посвящен спортивной тематике, так как в школе учится много ребят спортсменов. В названии «Обратная сторона медали» школьники попыталась отразить главную идею своего проекта: в большом спорте не должно быть забытых имен. Проведя анализ нормативно-правовых документов, социологическое и аналитическое исследования, встретившись со специалистами, ребята пришли к выводу, что на территории г. о. Тольятти фактически отсутствует материальная и моральная поддержка людей, которые защищали честь города и страны на спортивных соревнованиях различного уровня.

Главным результатом проекта стало привлечение внимания широкого круга общественности и власти к данной проблеме. Проект был освещен в местной печати и на телевидении. Инициативная группа выступила перед депутатами Самарской Губернской Думы с обращением, предлагавшим внести ряд поправок и дополнений в законодательство области. Своими силами при помощи администрации школы в лице директора Татьяны Николаевны Подоляко на территории образовательного учреждения была открыта «Аллея спортивных звезд». В 2009 году была заложена 1 звезда — Ольги Стариковой, заслуженного мастера спорта международного класса, чемпионки мира, трехкратной чемпионки Европы по прыжкам на батуте. А в 2010 году на аллее появилась звезда Виталия Гройсмана заслуженного тренера СССР, почетного гражданина Самарской области и Тольятти.

Безусловно, важным фактором в успешности реализации социального проекта является помощь ребятам со стороны взрослых: администрации школы, родителей, учителей, экспертов, представителей бизнеса и властных структур. Директор нашей школы считает, что такая деятельность помогает гражданскому становлению детей, приобщает их к социально значимым делам, воспитывает патриотизм и толерантность.

В начале 2010 года школа включилась в апробацию новой воспитательно-образовательной программы «Я — гражданин России» Я. В. Соколова. Приоритетом, этой программы является воспитание гражданина России нового поколения: имеющего высокое патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и важнейших конституционных обязанностей.

Социальный проект «С улыбкой по жизни» стал для школы знаковым, так как вошел в пятерку победителей XII Всероссийской акции «Я — гражданин России».

Проблема проекта наших ребят заключалась в том, что жители города испытывают трудности в получении услуг детской стоматологической службы. Актуальность данной темы показал социологический опрос. Инициативная группа проекта выяснила, что наиболее остро в городе стоят проблемы, связанные со здравоохранением. И особенно много претензий респонденты высказали по поводу работы детской стоматологической службы.

Для работы над проектом учащиеся разделились на 4 группы: правоведы, социологи, аналитики, эксперты.

Анализ нормативно-правовых документов показал, что организация детской стоматологии остается большой проблемой. Основная причина — ее бесправное положение в условиях рыночных отношений.

Группа экспертов организовала и провела встречи с компетентными специалистами.

Составив план действий, авторы проекта подготовили пакет предложений представителям власти и обращения к представителям городских властных структур, депутатам, спонсорам. Привлекли к реализации проекта родителей. Вместе со школьным бухгалтером составили смету проекта.

19 июня 2012 года выступили перед депутатами Думы г. о. Тольятти с презентацией своего проекта и предложением обратить внимание представителей региональной власти на проблему создания школьных стоматологических кабинетов.

Результаты не заставили себя ждать: комиссия по социальной политике Думы г. о. Тольятти обратилась в Самарскую Губернскую Думу с предложением решить вопрос на региональном уровне.

Данный проект является полностью завершенным, так как благодаря инициативности и неравнодушию ребят сдвинулось с места решение большой социальной проблемы нашего города.

Очень важно, что в Самарской области складывается обстановка, которая позволяет детям быть уверенными в себе. Им помогают все органы власти, начиная от губернатора и кончая главами районов. Понимание властей, что ребята занимаются нужным и полезным делом, очень важно для их становления.

Социальная практика меняет учащихся на глазах. Каждый новый успех в работе вселяет в них уверенность в своей значимости, а это необходимо для того, чтобы выходя из школы, ученик понимал, что он является частью гражданского общества, от действий которого зависит будущее страны и государства.

Сегодня просто необходимо научить наших детей решать свои проблемы самостоятельно, дать им возможность поверить в то, что их деятельность может влиять на окружающую действительность и менять ее к лучшему.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle