Танцевально-двигательная терапия как один из методов преодоления барьеров общения студентов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, декабрь 2014)

Дата публикации: 09.12.2014

Статья просмотрена: 1386 раз

Библиографическое описание:

Абубакирова, Г. А. Танцевально-двигательная терапия как один из методов преодоления барьеров общения студентов / Г. А. Абубакирова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 314-316. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6849/ (дата обращения: 25.04.2024).

В настоящее время в обществе все больше утверждается мысль о том, что образование из способа просвещения индивида должно превратиться в механизм развития творческой личности, ее индивидуальных способностей и дарований. Личности, способной конструировать самое себя, определять и изменять свою жизненную стратегию. В. И. Загвязинский в своих работах так же полагает, что любое образование, особенно педагогическое — это не только овладение системой знаний, логикой рассуждений и способами деятельности, это погружение в культуру, выработка человеком системы ценностей и смыслов, развитие чувств и отношений, это становление внутреннего мира личности на основе знаний, эмоций, веры и любви [2, 36].

Достижение этой цели невозможно без педагогов, обладающих творческой индивидуальностью. Ведь для того чтобы усилия педагога стали действенными, недостаточно его эрудиции, методической умелости, удачного выбора образовательной технологии. Необходимо, чтобы ученик принял педагога как яркую неповторимую личность [1, 8].

Подход к педагогическому процессу, ведущий к развитию творческого потенциала и раскрытию собственной индивидуальности через эмоциональную сферу предполагает воспитание ряда личностных качеств как эмоциональность, интуиция, эмпатия, воображение, наблюдательность, способность к импровизации и др., которые в свою очередь становятся профессиональными. Психическое состояние педагога в процессе творческой деятельности и общения очень важно, поскольку внешнее состояние, то есть физическая раскрепощенность педагога, которая выражается в отсутствие мышечных зажимов, свободе движений, легкости пластического выражения и внутреннее состояние, то есть психологическая свобода предполагающая отсутствие страха быть объектом внимания, свободное изъявление воли, мысли, чувства, психическое равновесие — это первое исходное условие продуктивности деятельности учителя. При этом условии становится возможным проявление его индивидуального Я.

Для саморегуляции настроения и психического состояния педагога могут использоваться такие методы, как рефлексия, аутогенная тренировка, релаксация, музыкотерапия. [1, 4]. Но, как правило, выше перечисленные методы оказывают эффективное воздействие только на внутреннее состояние личности, осмысления его внутреннего мира, самовнушения, способствуют снятию стрессовых нагрузок, снятию психического напряжения, достижению покоя и расслабленности.

Другими эффективными методами внешнего (то есть физического) самовыражения личности, стимуляции творческого потенциала личности являются танцевально-двигательная терапия, танцевально-экспрессивные тренинги на основе разных видов танцевального искусства (контактная импровизация — партнеринг, техники release — освобождение). Для танцевальной терапии характерно использование приемов и движений, не препятствующих полной свободе пластических действий. Использование различных танцевальных шагов, стилей и форм обусловлено психофизиологическими проблемами и индивидуальными особенностями личности. Положительный эффект танцевального воздействия обеспечивается тем, что вся работа идет на положительном эмоциональном настрое. Танец носит характер художественно-творческий, познавательно-развивающий, коррекционно-восстановительный. Активность, эмоциональность, соотнесение внимания с музыкой — основные критерии хореографического творчества в условиях танцевально-двигательной терапии [4, 5].

Творческая деятельность позволяет избежать монотонности, однообразия, снимает психологическое напряжение, способствует определению жизненных перспектив и формированию активной личностной позиции. Танцевально-двигательная терапия определяет свою цель как:

-          повышение двигательной активности;

-          осознание собственного тела и возможностей его использования;

-          развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение коммуникативного опыта (установление эмоциональных контактов в процессе межличностного и коллективного общения);

-          самовыражение личности путем установления связи чувств с движениями;

-          усиление чувства собственного достоинства;

-          приобретение группового опыта работы в процессе совместного творчества;

-          эмоциональное раскрепощение и снятие напряжения;

-          творческая самореализация.

В пластике человек выражает свое психологическое состояние, личностную позицию и восприятие окружающей действительности. Эмоционально-физическое раскрепощение, возникающее в процессе выполнения человеком танцевальных движений, влечет перемену душевного и физического самочувствия индивида. Таким образом, связь психологии личности с физическим действием определяет эффективность терапевтического воздействия хореографического творчества, создавая условие для духовного катарсиса личности [3, 5].

Помимо учебного процесса внеучебная деятельность студентов способствует в развитии профессиональных качеств будущих педагогов. Тренинги танцевально-двигательной терапии не редко используется в работе с будущими педагогами, т. е. студентами педагогического вуза на занятиях в творческих коллективах. Часто многие студенты во время прохождения педагогической практики сталкиваются с такой трудностью, которой О. С. Булатова дала такое определение как «атмосфера публичности общения», когда общение на людях, в большой аудитории, рассчитанное на внимание аудитории к говорящему, чрезвычайно сложно для начинающих педагогов. Так называемый страх перед публикой — «невроз самоутверждения» (О. С. Булатова): разлаживание деятельности от страха опозориться. Эта психологическая проблема может привести к мышечному зажиму или, наоборот, развязности человека. Мышечные зажимы — это появившиеся от излишнего волнения, осознания ответственности и нервной обстановки, повышение (понижение) кровяного давления, учащение биения пульса, нарушение ритма дыхания, возникновение непроизвольного мышечного напряжения. Все эти симптомы не способствуют продуктивной творческой деятельности учителя. Групповая форма работы в рамках танцевальной терапии позволяет развивать и поддерживать, посредством общения коммуникативные навыки обогащая педагогический опыт будущих специалистов. В группах между студентами устанавливается творческая связь, основанная на взаимном интересе и увлеченности совместным творчеством. Работа в области танцевальной терапии включает в себя: игру и импровизацию в ритмических действиях, экспериментирование с жестами, позами и движениями, невербальное общение друг с другом, действующее на бессознательном уровне [4, 186].

В творческом коллективе танец используется не только как способ самовыражения, но и как средство диагностики и коррекции отношений в группе. На основании практического опыта и теоретического анализа результатов, накопленных в рамках танцевальной психотерапии и социально-психологического тренинга, В. А. Лабунской и Т. А. Шкурко [6, 327] была модифицированна программа танцевально-экспрессивного тренинга, в основу которого были положены следующие представления:

-          О танце как специфической форме невербального общения и самовыражения.

-          О психотерапевтических и социально-психологических функциях танца.

-          О тесной взаимосвязи между образом, отношением и выражением (экспрессией).

Отталкиваясь от опыта Т. А. Шкурко, был разработан и апробирован в работе театра свободной пластики и современной хореографии «Коллекция» танцевально-экспрессивный тренинг «Танцевальная коммуникация как путь к личностному росту». Участниками тренинга стали студенты различных факультетов Педагогического института СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Цели тренинга:

-          Освоение различных способов расслабления;

-          Развитие артистического, эмоционального и двигательного поведения;

-          Снятие стресса, выход заблокированной агрессии;

-          Высвобождение подавляемых эмоций;

-          Избавление от страха перед аудиторией;

-          Повышение уровня самооценки и уверенности в себе;

-          Положительное восприятие себя и ощущение личностной свободы;

-          Осознание своего тела;

-          Сплочение коллектива, коррекция отношений в группе.

Для достижения целей танцевального тренинга приведенных выше, в творческом коллективе применялись следующие методические приемы:

1.       спонтанного, неструктурированного танца для самовыражения (импровизация, контактная импровизация) — умение слышать свое тело, пространство и партнеров. Здесь важна активность внимания, отзывчивость тела на сигналы, внешние и внутренние. Тело по мере осознавания ощущений инерции, веса и баланса учится расслабляться, освобождаться от излишка мышечного напряжения, осознавать естественные возможности тела, реагировать на движения друг друга, получать импульсы, считывать намерения на интуитивном уровне.

2.       целенаправленный выбор музыки — индивидуально-культурная значимость музыки не должна перекрывать значимости удовольствия собственной двигательной активности, поэтому лучше использовать незнакомые группе мелодии и умеренную громкость звучания.

3.       кинестетическая эмпатия — эмпатическое принятие партнера посредством «отзеркаливания» его движений, экспериментирование с различными элементами экспрессии (жесты, мимика, позы, взгляд, прикосновения).

4.       ритмическая синхронизация — нейрофизиологическая организация речи и телодвижения в человеческой коммуникации. Самосинхронность — это отношение между движением и чьей-либо собственной речью, это ритмическое соединение, блок речи и телодвижения. Синхронность взаимодействия определяется как синхронное движение слушающего с движением говорящего. (Кендон, в переводе И. Бирюковой)

5.       работа с «мышечным панцирем», в том числе с мышечными зажимами экспрессивных движений;

6.       экспериментирование с движением — использование техники release — отказ от предыдущего движения, активное расслабление, умение чувствовать инерцию движения, добиваться свободного движения, эмоциональной отзывчивости.

7.       целенаправленный выбор тем танцевальных упражнений, способствующих раскрытию символических функций экспрессии и позволяющих выразить через танец всеобщие, универсальные темы и понятия: «добро» и «зло», «счастье», «любовь» и другие.

8.       организация различных видов обратной связи от «подстроченного комментария» к движению до метафизической и психоаналитической интерпретации танцевального движения и взаимодействия.

Использование этих методических приемов и их отдельных элементов на занятиях в творческом коллективе помогает студентам улучшить их душевное и физическое состояние, помогает развитию способностей к самовыражению, самопредставлению себя, к взаимопониманию в группе. А так же более эффективному освоению педагогического мастерства, повышения педагогической культуры и искусства в процессе формирования личности в целом. По мнению Загвязинского В. И. «Современный педагог не столько транслятор информации или инструктор, сколько духовный наставник, которому необходимы развитое мышление, не только логическое, но и образное, способность к эмпатии, к продолжительной и продуктивной деятельности в условиях эмоционального напряжения, способность к перевоплощению, сотворчеству и сопереживанию, выразительность и экспрессивность внешней деятельности. Он должен уметь поддерживать свою творческую форму, обладать искусством самовыражения» [1, 202].

 

Литература:

 

1.      Булатова О. С. Педагогический артистизм [текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / О. С. Булатова. — М.: Издательский центр Академия, 2001. — 240 с.

2.      Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя [текст] / В. И. Загвязинский. — М., 1987.

3.      Лабунская В. А., Шкурко Т. А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга [текст] / В. А. Лабунская, Т. А. Шкурко // Психологический журнал. — 1999, том 20, № 1, с. 31–38.

4.      Осипова А. А. Общая психокоррекция [текст]: учебное пособие для студентов вузов / А. А. Осипова. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 512 с.

5.      Современные технологии социально-культурной деятельности [текст]: учеб. пособие / под науч. ред. проф. Е. И. Григорьевой. — Тамбов: Першина, 2004. — 512 с.

6.      Шкурко Т. А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе [текст] / Т. А. Шкурко // Психологический вестник РГУ. — 1996. — вып. 1, часть 1. — с. 327–348.

 

Основные термины (генерируются автоматически): движение, танцевально-двигательная терапия, танцевальная терапия, творческий коллектив, контактная импровизация, невербальное общение, совместное творчество, танцевально-экспрессивный тренинг, творческая деятельность, хореографическое творчество.

Похожие статьи

Импровизация как одна из форм развития хореографического...

Несомненно, педагоги и хореографы современных направлений хореографического искусства в своей деятельности используют основы импровизации, контактную импровизацию, но народная хореография

Импровизация заложена в основу природы танцевального искусства.

Контактная импровизация в контексте психологической практики

участник, контактная импровизация, танцевально-двигательная терапия, танец, партнер, занятие, друг, движение, танцевальная практика, работа.

Танцевальная терапия | Статья в журнале «Вопросы дошкольной...

Танцевальная терапия. Автор: Пономарёва Ирина Владимировна.

Совместные музыкальные танцевальные и двигательные занятия детей способствуют укреплению эмоциональных контактов, взаимопониманию и доверию.

Влияние занятий хореографией на человека | Статья в журнале...

Тренинги танцевально-двигательной терапии не редко используется в работе с будущими педагогами, т. е. студентами педагогического вуза на занятиях в творческих коллективах. Импровизация как одна из форм развития хореографического...

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как...

Шкурко Т. А. Танцевально-экспрессивный тренинг / Т. А. Шкурко.

Основные термины (генерируются автоматически): танцевальная деятельность, ребенок, совместная деятельность, старший дошкольный возраст, взаимоотношение, отношение, социальная...

Влияние народного урока (станка) на исполнительскую...

Импровизация заложена в основу природы танцевального искусства. Она выступает как принцип создания хореографического

танец, эмоция, коллектив, танцевальная терапия, синий цвет, моторная кора, занятие танцами, время танца, возраст, вид искусства.

Метод танцевально-двигательной терапии в групповом...

Современный мир характеризуется стрессовыми и экологически неблагоприятными внешними условиям, что приводит к повышению уровня тревожности [1]. Тревожность выступает ярким признаком школьной дезадаптации.

Значение концертной деятельности в творческой жизни детского...

Дети любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Однако деятельность творческого коллектива не может быть ограничена одним репетиционным...

Организация музыкально-ритмической деятельности для...

Для поощрения творчества лучшие номера, как подготовленные совместно с педагогом, так и получившие в результате творческих импровизаций, обязательно включались в досуговую деятельность и использовались при подготовке праздников.

Похожие статьи

Импровизация как одна из форм развития хореографического...

Несомненно, педагоги и хореографы современных направлений хореографического искусства в своей деятельности используют основы импровизации, контактную импровизацию, но народная хореография

Импровизация заложена в основу природы танцевального искусства.

Контактная импровизация в контексте психологической практики

участник, контактная импровизация, танцевально-двигательная терапия, танец, партнер, занятие, друг, движение, танцевальная практика, работа.

Танцевальная терапия | Статья в журнале «Вопросы дошкольной...

Танцевальная терапия. Автор: Пономарёва Ирина Владимировна.

Совместные музыкальные танцевальные и двигательные занятия детей способствуют укреплению эмоциональных контактов, взаимопониманию и доверию.

Влияние занятий хореографией на человека | Статья в журнале...

Тренинги танцевально-двигательной терапии не редко используется в работе с будущими педагогами, т. е. студентами педагогического вуза на занятиях в творческих коллективах. Импровизация как одна из форм развития хореографического...

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как...

Шкурко Т. А. Танцевально-экспрессивный тренинг / Т. А. Шкурко.

Основные термины (генерируются автоматически): танцевальная деятельность, ребенок, совместная деятельность, старший дошкольный возраст, взаимоотношение, отношение, социальная...

Влияние народного урока (станка) на исполнительскую...

Импровизация заложена в основу природы танцевального искусства. Она выступает как принцип создания хореографического

танец, эмоция, коллектив, танцевальная терапия, синий цвет, моторная кора, занятие танцами, время танца, возраст, вид искусства.

Метод танцевально-двигательной терапии в групповом...

Современный мир характеризуется стрессовыми и экологически неблагоприятными внешними условиям, что приводит к повышению уровня тревожности [1]. Тревожность выступает ярким признаком школьной дезадаптации.

Значение концертной деятельности в творческой жизни детского...

Дети любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Однако деятельность творческого коллектива не может быть ограничена одним репетиционным...

Организация музыкально-ритмической деятельности для...

Для поощрения творчества лучшие номера, как подготовленные совместно с педагогом, так и получившие в результате творческих импровизаций, обязательно включались в досуговую деятельность и использовались при подготовке праздников.