Библиографическое описание:

Матвеева Е. А. Использование презентаций на уроках литературы для активизации познавательной деятельности учащихся с проблемами слуха и речи [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 259-261.

Проблемы, возникающие в процессе обучения глухих и слабослышащих, связаны со снижением развития слухоречевой функции учащихся. Это отрицательно влияет на развитие восприятия, памяти и мышления школьников с проблемами слуха и речи.

В современном мире, когда потоки информации сменяют друг друга с космической скоростью, у учащихся не хватает времени на вдумчивое и внимательное прочтение художественного произведения. Неслышащие учащиеся не являются исключением. Интернет, телевизионные программы с сурдопереводом служат для них основными источниками информации. Читают глухие старшеклассники мало. Это подтверждают исследования, а также результаты анкетирования, которые проводились в классах глухих и слабослышащих учащихся. Книга не вызывает у них отрицательной реакции, но читают книги 10–20 % учащихся в классе.

Нельзя сказать, что глухого человека не интересует книга. Чтение высокохудожественной литературы избавляет от всеядности, помогает духовному воспитанию, формирует нравственный мир неслышащего человека. Им важно разобраться в непростых человеческих взаимоотношениях, в поступках людей, через которые проявляются характеры, художественные образы. Вот тогда на помощь приходит литература.

Чтение, анализ прочитанного текста в значительной степени способствуют компенсации недостаточной речевой практики, влияют на развитие и совершенствование устной и письменной речи. Но обилие незнакомых слов и словосочетаний снижает скорость чтения, интерес к книге падает, затрудняется понимание смысла прочитанного материала, что приводит к быстрому забыванию. У учащихся нарушается целостность восприятия произведения. Они не могут перевоплотиться, «вжиться» в образы, изображенные в художественной литературе. Восприятие текста для старшеклассников во многом еще носит расчлененный характер.

Учитель литературы в специальной школе, используя дактильно-жестовую речь, должен быть способен не только доходчиво и зримо подать литературный и учебный материал, но и направлять познавательный процесс неслышащих старшеклассников, обращая особое внимание на внутреннее состояние героев, взаимоотношения людей, нравственные проблемы, на авторские размышления философского, этического плана. Необходимо учить сопереживать судьбам литературных персонажей, внимательно прочитывать описания природы, окружающей обстановки, обращать внимание учащихся на лирические отступления.

Знание особенностей самостоятельной работы неслышащих с книгой позволяет рационально, четко, но с сохранением эмоционального посыла, организовать духовное, интеллектуальное руководство их чтением, которое осуществляется, прежде всего, на уроках литературы при изучении программных произведений.

Разобраться со сложной критической статьей в учебнике, ощутить эстетическое наслаждение от прочитанного произведения неслышащим старшеклассникам не позволяет лексико-стилистическая и синтаксическая сложность текста, поэтому сложный для глухих речевой материал предварительно обрабатывается на уроках русского языка, на индивидуальных занятиях по слухоречевой работе, составляется словарь литературных терминов и понятий. Предварительная работа направлена на то, чтобы в процессе чтения учащиеся не отвлекались от текста и направляли все свое внимание на понимание сущности происходящего в том или ином произведении.

Образовательный процесс в современной школе все больше обретает диалоговый характер. В связи с этим роль учителя-консультанта, опытного советчика, способного направлять познавательный процесс неслышащих старшеклассников, очень велика.

Сегодня компьютерные технологии начинают занимать одно из ведущих мест в учебном процессе. Мультимедийное программное обеспечение, работающее в интерактивном режиме, позволяет формировать информационные потоки с практически неограниченными характеристиками. В традиционном учебном процессе информационным потоком руководит учитель. Применение компьютерных технологий передает управление этим потоком учащимся. Такой процесс дает резкий рост результативности при одновременном снижении психофизических нагрузок на учащихся и педагога.

Одна из задач учителя, который работает в классах глухих и слабослышащих, состоит в том, чтобы максимально приблизить литературный материал к пониманию его учащимися. Наш практический опыт показал, что уровень подачи материала в готовом программном обеспечении ориентирован на иной контингент учащихся и мало учитывает психофизические особенности глухих и слабослышащих.

Учителю целесообразно использовать самостоятельно подготовленные презентации по отдельным темам учебной программы и использовать их в учебном процессе. Деятельность учащихся на уроке активизируется. Из пассивных слушателей они превращаются в активных участников учебного процесса. Повышается качество усвоения учебного материала. Учащиеся выбирают необходимую для урока информацию, конспектируют ее, учатся ставить вопросы, от вопросов переходят к диалогу и беседе по тексту.

Для примера остановимся на одной из достаточно сложных для понимания глухими учащимися тем: «Творчество А. Блока». Необычность построения фраз, обилие незнакомых слов, метафоричность, подтекст — все это приводит к полному или частичному непониманию поэтического слова.

При знакомстве с творчеством поэта мы опираемся на презентацию, подготовленную учителем, в которой представлен ранний период творчества А.Блока. Презентация является не только иллюстрацией к рассказу учителя, но и служит средством обучения, так как эффективность работы в школе глухих в значительной мере зависит от визуальных факторов. Адаптированный текст дает возможность учащимся познакомиться с ранним периодом творчества поэта, самостоятельно составить конспект по предлагаемой теме. В стихотворениях расставлены паузы, что позволяет учащимся правильно интонировать поэтический текст, не искажая его. Наличие единого текста позволяет вести фронтальную работу одновременно со всем классом. Учащиеся могут наблюдать за чтением учителя, одноклассников, подстраиваться, корректировать свое чтение. При совместном чтении, предполагающем активную работу учащихся, особое внимание уделяется языковым средствам, словам и словосочетаниям в переносном значении.

Аналитическая беседа проводится в сопоставлении с уже хорошо знакомыми учащимся лирическими произведениями (в частности со стихотворением А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…».) На контрасте восприятия окружающего мира поэтами проходит беседа обобщающего характера, которая позволяет выявить проблемы, которые волнуют каждого из них, сформулировать их художественные позиции. Работа с презентацией требует от учащихся максимального внимания, так как в конце урока им будут предложены вопросы, ответы на которые составят ключевые моменты раннего периода творчества А.Блока.

На следующем уроке продолжается углубление и расширение темы «Романтический мир раннего Блока». Учащимся предлагается презентация, где показывается, как философская идея «двоемирия» В. Соловьева воплощается в ранней лирике. А. Блока, рассматриваются особенности поэтики цикла стихотворений Блока — «Стихи о Прекрасной Даме».

Знакомясь с теорией, учащиеся наглядно могут проследить за тем, как через символический образ Души Мира происходит примирение земного и небесного начал, духовное обновление земного мира. Слайды презентации, сопровождаемые рассказом учителя, помогают осознать, что сочетание материального и духовного воплощается поэтом в цикле через систему символов. Понятие «символа» (его многозначность) показывается через многоплановый облик героини. Формируется представление о том, как история любви к Л. Д. Менделеевой преображается в ранних стихах А. Блока в романтико-философский миф.

В процессе работы над лирическими произведениями цикла учащимся становится понятно стремление поэта к сближению, соединению двух миров, в результате которого и должно наступить обновление земного мира, полная гармония.

Материал представлен в последовательно связанных друг с другом слайдах-схемах. Анализируя слайды, учащиеся проговаривают подготовленный материал, что особенно важно для развития речи, активизации словесно-логического мышления. На основе презентации составляется конспект данного урока. Он представляет собой последовательную систему проработанных опорных схем и записей, с использованием которых учащиеся подготавливают свои ответы. Связный ответ готовится самостоятельно и осознанно, не требует заучивания наизусть. При ответе на вопросы домашнего задания учащиеся опираются на слайды презентации, они помогают им составить логически связный рассказ. Опора на презентацию облегчает анализ поэтических текстов. Теоретическая концепция помогает применить полученные знания на практике, разобраться в лирическом сюжете стихотворений данного периода.

Постепенно учащиеся переходят к созданию собственных презентаций к урокам. Данный вид деятельности является новым этапом в работе учащихся. Глухим бывает достаточно сложно проанализировать материал, выбрать главное. Поэтому в специальных школах, наряду со словарной работой, учителя нередко подготавливают адаптированный материал, чтобы облегчить учащимся выполнение работы. Опорные конспекты с доступными для учащихся по словарному составу текстами служат основой для создания их первых презентаций.

С помощью педагога на доске и в тетрадях они подготавливают проекты слайдов с ответами на вопросы. Вопросы касаются самых разнообразных тем: замысла писателя, основных проблем произведения, речевых характеристик героев. Учащиеся учатся структурировать полученную информацию, оформлять ее графически. Затем готовые слайды переводятся в электронный вид. Работая на компьютере, учащиеся могут также применить на практике навыки начинающего дизайнера.

В дальнейшем учащиеся переходят к работе с обычными статьями учебника и литературными текстами. Главное, что при систематической работе, они способны самостоятельно отобрать необходимый им материал для составления слайдов различных презентаций.

Презентация по творчеству писателя становится своеобразным электронным конспектом, который постоянно пополняется, видоизменяется. Учащиеся активно стремятся поделиться собственными знаниями, оформленными с помощью презентации, с учителями, товарищами, стараются их обсудить и получить оценку своего труда.

При устных ответах связный рассказ глухого ученика имеет логическую опору в виде презентации. Следовательно, больше внимания уделяется грамотному речевому оформлению мысли. Исчезает страх, нерешительность учащихся при ответе на уроке. Они с удовольствием выполняют домашние задания, что является одним из важнейших моментов достижения результативности в усвоении учебного материала.

Создание слайдов не является самоцелью, потому что в процессе целенаправленной работы учащимся приходится детально знакомиться с материалом, вникать в тонкости художественного произведения. Глухие учащиеся на более высоком уровне усваивают материал, потому что несколько раз самостоятельно проработали его и сами создали логическую цепочку, раскрывающую особенности данного произведения.

Работа с использованием презентаций также способствует решению одной из важнейших задач на уроках в школе глухих и слабослышащих — развитию речи учащихся. При устных ответах связный рассказ ученика имеет логическую опору в виде презентации. Следовательно, больше внимания уделяется грамотному речевому оформлению мысли. Исчезает нерешительность учащихся при ответе на уроке. Слайды презентации позволяют им не бояться того, что они не подберут при ответе нужное слово, фразу, не смогут грамотно выразить свою мысль. Информация, представленная визуально, хорошо запоминается. Происходит активизация не только мышления, но и памяти учащихся.

Необходимо отметить, что работа по созданию и использованию презентаций активизирует познавательную деятельность учащихся, влияет на формирование мышления, связной устной речи, способствует развитию творческого потенциала, повышает эффективность учебного процесса.

 

Литература:

 

  1. Лазарев Д. И. Презентация. Лучше один раз увидеть. М.: Альпина паблишерз, 2010.
  2. Мурашева Н. Н. Пути активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы. — В кн.: Социализация детей с недостатками слуха средствами учебно-воспитательного процесса. — СПб., 1997, с.44–49.
  3. Никитина М. И. Преподавание литературы в школе слабослышащих. — М.: Просвещение, 1993.
  4. Синицына Л. Г. Об изучении поэтических произведений. — В сб.: Учебно-воспитательная работа с неслышащими в процессе профессиональной подготовки. Сб.статей. Вып. 3, Л., 1979

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle