Библиографическое описание:

Солодкина М. А. Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных форм в работе воспитателя [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 152-155.

Речь является важнейшим средством человеческого общения, это удивительнейшее творение народной культуры. Речь служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие родной речи должно быть поставлено в основу воспитания, ребенок должен приобщаться с первых лет жизни к ее народному духу.

В раннем возрасте речь для детей становиться главным средством установления контактов с окружающим, выражения мыслей, переживаний.

Ребенок дошкольного возраста усваивает речь в процессе общения. Это тот период, когда ребенок совершенствуется в понимании речи взрослых и пытается активизировать собственную речь. [1]

В младшем дошкольном возрасте у детей наблюдается значительный скачок в развитии потребности в общении, расширяется словарный запас. Речь активно перестраивает все психические процессы, становится орудием мысли ребенка. В этот период начинает развиваться диалог как основная форма разговорной речи. Младший возраст особо чувствителен, восприимчив к усвоению диалогической речи, в этот период дети осваивают структуру простого предложения, учатся строить сложные предложения, сначала бессоюзные, затем с союзами и союзными словами, учатся строить несложные диалоги.

Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения. Чтобы ребенок научился выстраивать диалог, он должен овладеть его функциональными единицами, а также правилами ведения диалога — как речевыми, так и социальными. Погружаясь в речевую деятельность, ребенок учится принимать, воспринимать разные функциональные единицы диалога, реагировать на выполнение, невыполнение партнером по общению правил поведения в диалоге, он учится пользоваться разными диалогическими репликами для вступления или поддержания разговора и следовать правилам диалога. Задача взрослого помочь ребенку усвоить это как можно легче и интереснее. [4]

Одним из самых эффективных средств развития диалогической речи, на наш взгляд является использование народной педагогики. Приобщая детей к фольклору, мы знакомим их с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Невозможно переоценить роль малого фольклорного жанра, а в особенности его песенок, потешек, поговорок, сказок, прибауток, закличек и др. Благодаря фольклору расширяется словарный запас, частое повторение, проговаривание художественного слова совершенствует артикуляцию. Фольклор учит звуковой культуре речи, звукопроизношению, умению регулировать темп, громкость, дыхание. Фольклорным диалогическим текстам характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Заучивание и обыгрывание диалогического фольклорного текста помогает детям освоить вопросительную и восклицательную интонацию. Конкретность сформулированных вопросов вызывает четкий и простой ответ. Неполное предложение помогает сохранить интонацию вопроса, услышать ее в тексте. Инсценировки, сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры с готовыми фольклорными текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу. Воспринимая и заимствуя фольклорные речевые формы, ребенок самостоятельно их использует и переносит в новые условия общения.. [3]

Вопросом развития диалогической речи детей посредством использования малых фольклорных жанров мы занимались около года. На начальном этапе мы увидели, что некоторые дети испытывают наибольшие затруднения в речевой активности, а большинство в построении диалога. Поэтому, прежде чем приступить к работе, необходимо было определить цель. Опираясь в нашей работе на пособие Бизиковой О. А., основой цели стало научить детей пользоваться диалогом как формой общения, т. к. диалогические умения дошкольников являются важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии.

Изучив литературу, мы определили характеристику диалога. Диалог является формой непосредственного общения людей. Это одна из форм связной речи, в которой в отличие от монолога происходит чередование высказываний, реплик двух или нескольких говорящих.

Все высказывания в диалоге связаны между собой, Щерба Л. В. характеризовал диалог как «цепь реплик». Отдельные реплики в диалоге могут быть понятны только в единстве с другими репликами и с учетом ситуации, в которой протекает общение. Это происходит из-за того, что в каждой последующей реплике сокращается все, что известно из предыдущих. Содержание диалога раскрывается не только в репликах, но и в паузах, жестах, мимике, интонации. Сочетание двух взаимосвязанных реплик: реплики, которая начинает диалог (стимул), и ответной реплики (реакции) называется диалогическим единством. Выделяют три вида диалогических единств: «вопрос — ответ», «сообщение — реакция на сообщение», «побуждение — реакция на побуждение». [4]

Таким образом, придерживаясь рекомендаций Бизиковой О.А, анализ диалога позволил выделить три взаимосвязанные и взаимодополняющие группы задач по формированию речевых и социально-этических умений, позволяющих овладеть диалогической речью:

-          формировать умения пользоваться различными единицами диалога в соответствии с их функциональным назначением;

-          способствовать усвоению основных правил ведения диалога, его культуры;

-          обучать дошкольников правилам речевого этикета.

Планируя работу по развитию диалогической речи необходимо руководствоваться принципами, которые учитывают закономерности и логику речевого развития детей. Прежде всего, необходимо соблюдать систематичность. Речевые умения у детей быстро формируются и быстро утрачиваются, если их не закреплять. Применяя различные формы использования фольклора в ежедневной работе с детьми, по развитию у них диалогической речи, призваны обеспечить систематичность и повторяемость материала.

Открывая с детьми диалог, на предварительном этапе работы обогащаем речевой опыт детей разнообразными видами диалогических реплик. При этом следует опираться на подражательные способности детей, так как известно, что дошкольники заимствуют те речевые образцы, которые наиболее часто слышат. Именно поэтому так важно обеспечить многократное восприятие детьми разнообразных диалогических реплик.

Инициативные реплики, реплики — стимулы начинают диалог, к ним относятся вопросы, сообщения, побуждения. Другие реплики поддерживают диалог, это реплики-реакции, а именно ответ на вопрос, реакции на сообщения, побуждения. С детьми мы разучиваем реплики различного назначения, обыгрывая фольклорными произведениями. Например, чтобы научиться получать какую-либо информацию, мы учим детей задавать вопросы. За вопросами следуют реплик-ответы, которые выдают информацию.

— Курочка-рябушечка,

Куда пошла?

— На речку.

— Курочка-рябушечка,

Зачем пошла?

— За водичкой.

Чтобы поделиться с собеседником информацией, мыслями, чувствами, мы разучиваем с детьми реплики-сообщения. Собеседник участник диалога выражает реакцию на сообщение, т. е. положительное или отрицательное отношение к обсуждению.

— Я медведя поймал! — Так веди сюда.

— Не идет. — Так сам иди.

— Да он меня не пускает.

Очень нравятся ребятам небольшие диалоги, которые состоят из реплик-побуждений и реплик — реакций на побуждение.

Реплики-побуждения стимулируют собеседника. Реакция на побуждение — выполнение действия, к которому человека побуждали. Может быть словесное или молчаливое, либо отказ от выполнения действий.

— Ну-ка, зайка, поскачи-поскачи!

— Отчего не поскакать? Поскачу!

— Лапкой, зайка, постучи-постучи!

— Отчего не постучать? Постучу!

В начале работы с детьми по развитию диалогической речи, нам пришлось столкнуться с тем, что все дети понимают речь, но многие не имеют речевой активности, в группе было около 20 % не говорящих детей. Не говорящие дети трудно контактируют с воспитателем и другими детьми. Придерживаясь основной цели нашей работы, постепенно ее реализовывали, дети учились говорить, увеличивался их словарный запас, постепенно они учились общаться друг с другом.

Ежедневные тематические беседы, совместные подвижные, сюжетные, пальчиковые игры, которые доставляли детям большое удовольствие, артикуляционная гимнастика, наблюдения, заучивание потешек, прибауток, пересказ сказок, творческая работа на развитие мелкой моторики, активное взаимодействие с родителями дали первые результаты, речевая активность детей повысилась.

В своей работе мы использовали различные методы и приемы развития диалогической речи посредствам фольклора. Для большей эффективности работы мы постарались наполнить фольклором различные виды детской деятельности. Для того чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, необходимо было создать соответствующую развивающую среду. В групповое пространство включили элементы русского фольклора уголок ряженья, поделки из ткани, самодельные куклы в русских и национальных костюма, предметы народного быта, различные виды театров, яркие иллюстрации к потешкам и сказкам, подобрали художественную литературу по возрасту и многое другое.

Фольклорный жанр хорошо интегрируется со многими образовательными областями, используем его, применяя на протяжении всего дня в процессе прогулок, утренней гимнастики, трудового воспитания и др. У нас в группе появился персонаж, Бабушка-загадушка, которая приходит к нам на многие режимные моменты: во время умывания, одевания, приема пищи, отдыха. Бабушка-загадушка в игровой форме задает вопросы, сообщает о чем либо, рассказывает потешки, прибаутки, сказки, побуждает детей к выполнению действий в речевой форме.

Особая роль в работе по диалогической речи отводится художественной литературе, встречи с ней ежедневны, а методы приобщения к художественным произведениям содействуют не только восприятию форм диалога, но и их воспроизведению. Художественное слово открывает прекрасную возможность для речевого общения с ребенком. Со сказкой дети знакомятся с раннего возраста. Читая и пересказывая сказки, мы используем наглядный материал, различные виды театра, оказаться в образе героя, вызывает у детей большой интерес, и способствует быстрому запоминанию сюжета, побуждает к речевой активности. В младшем дошкольном возрасте многие сказки построены на диалоге («Колобок», «Теремок», «Зайкина избушка» и др.), высказывания персонажей легко запоминаемы.

— Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?

— Я лягушка-квакушка. А ты кто?

Беседы, которые мы проводим после чтения произведения, позволяет понять поступки героев, их характер и поведение.

Интересными для обыгрывания являются короткие диалогические миниатюры потешек и прибауток. Тонкий юмор этих произведений раскрывается перед детьми в ходе подготовки небольших театральных представлений, они с удовольствием показывают сценки по мотивам этих миниатюр. В игре, дети общаясь, оперируют не только заученными репликами, но и самостоятельно построенными, ребята передают не только знакомый сюжет, но и строят новые диалоги между персонажами. Использование детьми форм диалогического взаимодействия происходит в подвижных играх с готовыми диалогическими текстами. В них дети наизусть воспроизводят готовые реплики. Например: игра «Кот и мыши»

—Кот, кот, на чем стоишь?

— На квашне.

— Что в квашне?

— Квас.

— Лови мышей, а не нас. А также игры: «Гуси-лебеди» и др.

В ходе такой занимательной деятельности фольклорные произведения стали прекрасным дополнением в развитии диалогической речи.

На протяжении всего года дети участвовали в проведении народных праздников, что позволило приобщать их к национальным традициям. В народных праздниках нет зрителей и исполнителей, каждый присутствующий в любой момент может стать активным участником действия, на таких мероприятиях происходит общение детей разных возрастов.

Не забыли включить в процесс нашей работы родителей, для родителей мы провели сначала анкетирование, потом игровое открытое занятие. По итогам анкетирования, мы хотели узнать, используется ли фольклор с детьми дома, с какой целью и какие его формы. Опрошено было двадцать шесть родителей. В результате выяснилось, что родители практически не используют с детьми фольклор, практически не знают ни одной колыбельной песни. В некоторых семьях вообще не пели и не поют колыбельные песни. В семьях все меньше и меньше знают данные произведения устного народного творчества, сейчас они помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из нах называют «Сорока — белобока…», «Петушок, петушок». Дальнейшая работа с родителями определилось сотрудничеством, взаимодействием и доверительностью. Воспитательные и образовательные задачи, которые мы ставим в работе с детьми, нам не решить всесторонне без помощи родителей.

Мы убеждены, что русский народный фольклор является образцом народной педагогики, он не заменим в воспитании детей в целом, развитии их речи и речевого общения. Работая, с детьми младшего дошкольного возраста мы увидели, что при использовании малых форм фольклора в совместной деятельности и в режимные моменты речь детей становится внятной, понятной, дети стали составлять несложные предложения, заучивать четверостишия, могли поделиться информацией, активней сопровождали речью бытовые и игровые действия. Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.

В конце года уровень развития диалогической речи у детей по сравнению с началом года значительно возрос. Следует отметить, что процесс развития диалогической речи у детей сложен и достаточно долог. Начинается этот процесс на ранних ступенях развития и продолжается до выпуска детей в школу, поэтому работу по выбранному направлению будем продолжать.

 

Литература:

 

1.         Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.

2.         Бахвалова Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор // Дошкольное воспитание. -2008. — № 8. –С.20–23

3.         Бахметьева Т. И., Соколова Т. И. Детские частушки, шутки, прибаутки: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 224 с.

4.         Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. — 136 с.

5.         Дурасова Н. Народные праздники в детском саду // Дошкольное воспитание. — 2012.- № 2. — С. 95–97

6.         Мельников М. Н. Русский детский фольклор. — М: Просвещение,1987.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle