Библиографическое описание:

Монгуш О. О. Отображение регионального компонента в изобразительной деятельности как способ развития речи дошкольников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 139-142.

Речь является важнейшей способностью человека. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и неинтересна. Посредством речи мы общаемся, передаем опыт, конструктивно регулируем деятельность и поведение.

Развитие речи у ребёнка начинается со становления речевых предпосылок. Период от рождения до одного года — доречевой, подготовительный этап развития речи. Формируется речевой слух, дыхание, артикулирование звуков, речевое подражание. Голосовые проявления, проходит ряд, последовательных этапов: крик, гукание, гуление, лепет, появление автономной речи.

На протяжении всего этого периода, у ребёнка происходит эмоциональное и ситуативное общение с матерью, которая разговаривает с малышом, знакомит его со словами, обозначающими различные предметы, поёт ему колыбельные песни, рассказывает пестушки и потешки, тем самым обогащает пассивный и активный словарь ребёнка.

Процесс овладения речью является одним из самых сложных для ребенка, он нуждается в создании условий для возникновения потребности в речи как со взрослыми, так и со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок усваивает речь в процессе общения, при этом в основном развивается диалог как основная форма разговорной речи. Дошкольный возраст особо чувствителен, восприимчив к усвоению диалогической речи. В этот период ребенок совершенствуется в понимании речи взрослых и активизирует собственную речь [1].

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Потребность в общении, желание узнать, понять новое, удивительное, стремление быть понятым, сообщить другому о чем-то необходимость воздействовать на другого, чтобы вызвать с его стороны желаемое ответное действие, являются теми мотивами, которые побуждают маленького ребенка к активному овладению языком. Педагоги-дошкольники справедливо придают огромное значение, развитию речи детей, видя в ней условие повышения общей культуры ребенка, условие его умственного, нравственного и эстетического развития. Чистота, грамотность и связность речи ребенка являются одним из условий его готовности к обучению [1].

Общение — необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. От того, насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. А именно, в этот период формируется навык — брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы устанавливать отношения с окружающими людьми. Также вырабатывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимать ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности [1].

Культура речевого общения дошкольника — это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности, связанные с возрастными особенностями детей. Особое значение речь приобретает в коллективных видах деятельности: в игре, в совместном труде, в различных видах продуктивной деятельности и в непосредственно-образовательной деятельности.

Развитие речевого общения у дошкольников — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе развития дошкольного образования, введенного в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Речевое развитие и социально-коммуникативное развитие дошкольников выделено в отдельные образовательные области. Развитие речи старших дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, одной из которых является изобразительная деятельность.

Сама изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе большие возможности. Рисование самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру, которое имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря многообразию наглядности. Процесс изобразительной деятельности будет побуждать детей к воспроизведению в речи образов и оценки результатов своей изобразительной деятельности. Детское рисование имеет неоценимое значение для всестороннего личностного, эстетического, нравственного, трудового, познавательного и речевого развития детей [3].

Все этапы изобразительной деятельности сопровождаются речью. Показ, объяснение — основные приёмы, гарантирующие успешное решение изобразительных задач. Первая часть включает в себя сюжет, мотивирующий деятельность ребенка, в ней определено место и предусмотрено время для разнообразных приёмов развития речи. Вторая часть практическая, где ребёнку предлагают материал, с которым предстоит работать, указываются его особенности, а также разъясняется последовательность работы [3].

В процессе изобразительной деятельности дети приобретают способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное. У них развивается усидчивость, тренируется рука и глаз. Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей, которые проявляются в будущем в любых видах деятельности. Также в процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием. Следует особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становится более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения. И происходит это естественно, поскольку все действия в процессе рисования ребенок выполняет самостоятельно. При этом обогащается словарь и речь в целом, повышается процент ее точности и выразительности. Дошкольники старшего возраста приобретают способность употреблять средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве [3]. Дети начинают самостоятельно делать умозаключения и развивать связную речь (степень связности, точности, полноты рассказов во многом зависит от того, насколько правильно ребенок воспринял, осмыслил и пережил изображенное насколько ясными и эмоционально значимыми стали для него сюжеты и образы рисунков). Они начинает сосредоточивать внимание на отборе слов, на практике усваивают, как важно точное слово-обозначение [1].

В настоящее время возникает необходимость обращения к народному искусству и внедрение национально-регионального компонента в дошкольное образование. Так как любые формы художественной деятельности (рисование, лепка, аппликация) обеспечивают осознанное и активное участие дошкольника в творческом процессе в любых сферах общественной жизни. А целью является художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение дошкольников к миру искусств как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, как эффективного средства формирования и развития их личности.

Народное искусство это уникальный мир духовных ценностей. Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его духовное обнищание. А так как ребенок проводит около 70 % своего времени в дошкольном образовательном учреждении, то нашей первостепенной задачей становится, в рамках ДОУ пробудить интерес и уважение дошкольников к культуре своего народа, научить связно, высказывать свое мнение, уметь дискутировать, отстаивать свою точку зрения. И для этого мы должны создать такие условия, чтобы ребенок полноценно овладел речевым общением. И для достижения этой цели, мы предлагаем знакомить старших дошкольников с ценностями духовной культуры, с историей, географическими особенностями республики, с традициями и бытом тувинского народа и чтоб дошкольники старшего возраста могли отобразить свои впечатления в продуктивной деятельности. Не открыв ребенку путь к источнику многовекового человеческого опыта, заложенного в этике почитания священных мест (гор, рек, минеральных источников и др.), мы не сумеем сформировать у него правильного отношения к сегодняшней жизни [6].

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использовала и использует все компоненты народной культуры: песню, сказку, пословицы и поговорки, легенды, народные художественные промыслы, игры, праздники и т. д. Эта педагогика подтверждает, что ребенок как личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальными нормами и ценностями [4]. Тывинцы выработали своего рода этикет поведения: дети должны быть послушны и почтительны к старшим; главный критерий оценки любого человека, в том числе и ребенка — его труд, вклад в общее дело; убеждение в конечной победе добра над злом, в торжестве доброго начала [7].

Речь тывинского народа отличается художественной образностью, яркостью и колоритностью. Это связано с тем, что Республика Тыва в силу специфики своего исторического развития является уникальным регионом. Веками тывинцы рождались и жили в юртах, в них формировались традиционные нормы поведения, многие из которых стали сегодня элементами тывинских правил хорошего тона [5].

Один из наиболее обширных разделов народного творчества и самый любимый детьми — сказки. У тывинского народа целая кладовая бесценных жемчужин этого жанра. Сказки играют большую роль в жизни человек: учат детей справедливости, честности, благородству, поэтому они больше, чем другие жанры народного творчества, используются в работе с детьми дошкольного возраста. Вместе с ними ребенок учится доброте, честности, уважению к старшим, стремлению помочь ближнему, а также мысленно проходит путь сказочных героев. Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочки — это золотая дангына (умница, рукодельница), а для мальчика — добрый молодец (смелый, сильный, добрый, любящий Родину). Идеал, приобретенный в детстве, во многом определяет его как личность [2].

Прежде чем рекомендовать использование в дошкольных учреждениях народных сказок следует изучить их и отобрать лучшие, доступные пониманию детей. Основная цель: познакомить детей с разнообразными видами сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных). Знакомя детей с той или иной сказкой, важно не только им доставить радость, но и довести до их сознания главную идею произведения, научить оценивать поступки героев. Большое значение в правильном восприятии того или иного произведения детьми имеют иллюстрации. Для обогащения словарного запаса и усвоения детьми слов, характеризующих народную речь, важно показать красочные иллюстрации к сказкам, подчеркивая при этом национальный колорит предметов быта, одежды, обстановки, в которой действуют герои.

Знакомить детей с тывинскими народными сказками нужно как на занятиях, так и вне их, систематически и планомерно использовать различные виды сказок, формируя у детей интерес к народному творчеству. Впечатления, полученные от сказок, дети отражают в играх, в рисунках. Разговаривая со сверстниками, они часто употребляют образные выражения, эпитеты из сказок. После обсуждения каждого произведения пословиц, поговорок, сказок и т. д. дети используют все эти образы в продуктивной деятельности. Дошкольники в процессе изобразительной деятельности начинают знакомиться со своей малой Родиной; они узнают о тувинском орнаменте, об узорах и символах. Сами учатся их рисовать и находить на предметах быта, одежде, головных уборах. Через изобразительную деятельность у детей возникает потребность узнать много нового о своём народе, издревле живущем рядом с другими национальностями, воспитывается любовь к родному краю и чувство патриотизма, происходит приобщение детей к искусству разных национальностей и искусству народов мира.

На основе проделанной работы было выявлено, что у детей возрос интерес к рисованию посредством изображения народных сказок, пословиц и поговорок. Рисунки стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети, рассматривая картинки, рассказывают о своих рисунках живо и заинтересованно. Велико их желание поделиться своими впечатлениями с окружающими о том, что они видят. Дети получают, большую удовлетворенность от своих работ посредством организаций выставок детских рисунков.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что внедрение национально-регионального компонента в изобразительную деятельность способствует активному развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

 

Литература:

 

1.                  Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш и сред. пед. учеб. Заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Академия, 2000. 400 с.

2.                  Арапчор А. Д. Тувинские мифы и легенды. Составитель А. Д. Арапчор. — Кызыл: Тув. Кн. Изд., 2010.

3.                  Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. Учебное пособие. — 14л., пер. № 7 бц — Изд.центр «Академия», 1997г.

4.                  Калзан А. К. О тувинском фольклоре. -Кызыл,1961.

5.                  Куулар Д. С. О тувинских легендах и приданиях. — Ученые записки ТНИИЯЛИ, вып. 7, 1959.

6.                  Сат М. С. Народные знания тувинцев о небесных светилах. — ж. «Башкы», № 1, 1997.

7.                  Тамара Будегечи. Художественное наследие тувинцев. — М., 1995.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle