Библиографическое описание:

Монгуш О. О. Отображение регионального компонента в изобразительной деятельности как способ развития речи дошкольников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 139-142.

Речь является важнейшей способностью человека. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и неинтересна. Посредством речи мы общаемся, передаем опыт, конструктивно регулируем деятельность и поведение.

Развитие речи у ребёнка начинается со становления речевых предпосылок. Период от рождения до одного года — доречевой, подготовительный этап развития речи. Формируется речевой слух, дыхание, артикулирование звуков, речевое подражание. Голосовые проявления, проходит ряд, последовательных этапов: крик, гукание, гуление, лепет, появление автономной речи.

На протяжении всего этого периода, у ребёнка происходит эмоциональное и ситуативное общение с матерью, которая разговаривает с малышом, знакомит его со словами, обозначающими различные предметы, поёт ему колыбельные песни, рассказывает пестушки и потешки, тем самым обогащает пассивный и активный словарь ребёнка.

Процесс овладения речью является одним из самых сложных для ребенка, он нуждается в создании условий для возникновения потребности в речи как со взрослыми, так и со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок усваивает речь в процессе общения, при этом в основном развивается диалог как основная форма разговорной речи. Дошкольный возраст особо чувствителен, восприимчив к усвоению диалогической речи. В этот период ребенок совершенствуется в понимании речи взрослых и активизирует собственную речь [1].

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Потребность в общении, желание узнать, понять новое, удивительное, стремление быть понятым, сообщить другому о чем-то необходимость воздействовать на другого, чтобы вызвать с его стороны желаемое ответное действие, являются теми мотивами, которые побуждают маленького ребенка к активному овладению языком. Педагоги-дошкольники справедливо придают огромное значение, развитию речи детей, видя в ней условие повышения общей культуры ребенка, условие его умственного, нравственного и эстетического развития. Чистота, грамотность и связность речи ребенка являются одним из условий его готовности к обучению [1].

Общение — необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. От того, насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. А именно, в этот период формируется навык — брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы устанавливать отношения с окружающими людьми. Также вырабатывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимать ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности [1].

Культура речевого общения дошкольника — это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности, связанные с возрастными особенностями детей. Особое значение речь приобретает в коллективных видах деятельности: в игре, в совместном труде, в различных видах продуктивной деятельности и в непосредственно-образовательной деятельности.

Развитие речевого общения у дошкольников — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе развития дошкольного образования, введенного в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Речевое развитие и социально-коммуникативное развитие дошкольников выделено в отдельные образовательные области. Развитие речи старших дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, одной из которых является изобразительная деятельность.

Сама изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе большие возможности. Рисование самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру, которое имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря многообразию наглядности. Процесс изобразительной деятельности будет побуждать детей к воспроизведению в речи образов и оценки результатов своей изобразительной деятельности. Детское рисование имеет неоценимое значение для всестороннего личностного, эстетического, нравственного, трудового, познавательного и речевого развития детей [3].

Все этапы изобразительной деятельности сопровождаются речью. Показ, объяснение — основные приёмы, гарантирующие успешное решение изобразительных задач. Первая часть включает в себя сюжет, мотивирующий деятельность ребенка, в ней определено место и предусмотрено время для разнообразных приёмов развития речи. Вторая часть практическая, где ребёнку предлагают материал, с которым предстоит работать, указываются его особенности, а также разъясняется последовательность работы [3].

В процессе изобразительной деятельности дети приобретают способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное. У них развивается усидчивость, тренируется рука и глаз. Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей, которые проявляются в будущем в любых видах деятельности. Также в процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием. Следует особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становится более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения. И происходит это естественно, поскольку все действия в процессе рисования ребенок выполняет самостоятельно. При этом обогащается словарь и речь в целом, повышается процент ее точности и выразительности. Дошкольники старшего возраста приобретают способность употреблять средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве [3]. Дети начинают самостоятельно делать умозаключения и развивать связную речь (степень связности, точности, полноты рассказов во многом зависит от того, насколько правильно ребенок воспринял, осмыслил и пережил изображенное насколько ясными и эмоционально значимыми стали для него сюжеты и образы рисунков). Они начинает сосредоточивать внимание на отборе слов, на практике усваивают, как важно точное слово-обозначение [1].

В настоящее время возникает необходимость обращения к народному искусству и внедрение национально-регионального компонента в дошкольное образование. Так как любые формы художественной деятельности (рисование, лепка, аппликация) обеспечивают осознанное и активное участие дошкольника в творческом процессе в любых сферах общественной жизни. А целью является художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение дошкольников к миру искусств как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, как эффективного средства формирования и развития их личности.

Народное искусство это уникальный мир духовных ценностей. Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его духовное обнищание. А так как ребенок проводит около 70 % своего времени в дошкольном образовательном учреждении, то нашей первостепенной задачей становится, в рамках ДОУ пробудить интерес и уважение дошкольников к культуре своего народа, научить связно, высказывать свое мнение, уметь дискутировать, отстаивать свою точку зрения. И для этого мы должны создать такие условия, чтобы ребенок полноценно овладел речевым общением. И для достижения этой цели, мы предлагаем знакомить старших дошкольников с ценностями духовной культуры, с историей, географическими особенностями республики, с традициями и бытом тувинского народа и чтоб дошкольники старшего возраста могли отобразить свои впечатления в продуктивной деятельности. Не открыв ребенку путь к источнику многовекового человеческого опыта, заложенного в этике почитания священных мест (гор, рек, минеральных источников и др.), мы не сумеем сформировать у него правильного отношения к сегодняшней жизни [6].

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использовала и использует все компоненты народной культуры: песню, сказку, пословицы и поговорки, легенды, народные художественные промыслы, игры, праздники и т. д. Эта педагогика подтверждает, что ребенок как личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальными нормами и ценностями [4]. Тывинцы выработали своего рода этикет поведения: дети должны быть послушны и почтительны к старшим; главный критерий оценки любого человека, в том числе и ребенка — его труд, вклад в общее дело; убеждение в конечной победе добра над злом, в торжестве доброго начала [7].

Речь тывинского народа отличается художественной образностью, яркостью и колоритностью. Это связано с тем, что Республика Тыва в силу специфики своего исторического развития является уникальным регионом. Веками тывинцы рождались и жили в юртах, в них формировались традиционные нормы поведения, многие из которых стали сегодня элементами тывинских правил хорошего тона [5].

Один из наиболее обширных разделов народного творчества и самый любимый детьми — сказки. У тывинского народа целая кладовая бесценных жемчужин этого жанра. Сказки играют большую роль в жизни человек: учат детей справедливости, честности, благородству, поэтому они больше, чем другие жанры народного творчества, используются в работе с детьми дошкольного возраста. Вместе с ними ребенок учится доброте, честности, уважению к старшим, стремлению помочь ближнему, а также мысленно проходит путь сказочных героев. Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочки — это золотая дангына (умница, рукодельница), а для мальчика — добрый молодец (смелый, сильный, добрый, любящий Родину). Идеал, приобретенный в детстве, во многом определяет его как личность [2].

Прежде чем рекомендовать использование в дошкольных учреждениях народных сказок следует изучить их и отобрать лучшие, доступные пониманию детей. Основная цель: познакомить детей с разнообразными видами сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных). Знакомя детей с той или иной сказкой, важно не только им доставить радость, но и довести до их сознания главную идею произведения, научить оценивать поступки героев. Большое значение в правильном восприятии того или иного произведения детьми имеют иллюстрации. Для обогащения словарного запаса и усвоения детьми слов, характеризующих народную речь, важно показать красочные иллюстрации к сказкам, подчеркивая при этом национальный колорит предметов быта, одежды, обстановки, в которой действуют герои.

Знакомить детей с тывинскими народными сказками нужно как на занятиях, так и вне их, систематически и планомерно использовать различные виды сказок, формируя у детей интерес к народному творчеству. Впечатления, полученные от сказок, дети отражают в играх, в рисунках. Разговаривая со сверстниками, они часто употребляют образные выражения, эпитеты из сказок. После обсуждения каждого произведения пословиц, поговорок, сказок и т. д. дети используют все эти образы в продуктивной деятельности. Дошкольники в процессе изобразительной деятельности начинают знакомиться со своей малой Родиной; они узнают о тувинском орнаменте, об узорах и символах. Сами учатся их рисовать и находить на предметах быта, одежде, головных уборах. Через изобразительную деятельность у детей возникает потребность узнать много нового о своём народе, издревле живущем рядом с другими национальностями, воспитывается любовь к родному краю и чувство патриотизма, происходит приобщение детей к искусству разных национальностей и искусству народов мира.

На основе проделанной работы было выявлено, что у детей возрос интерес к рисованию посредством изображения народных сказок, пословиц и поговорок. Рисунки стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети, рассматривая картинки, рассказывают о своих рисунках живо и заинтересованно. Велико их желание поделиться своими впечатлениями с окружающими о том, что они видят. Дети получают, большую удовлетворенность от своих работ посредством организаций выставок детских рисунков.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что внедрение национально-регионального компонента в изобразительную деятельность способствует активному развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

 

Литература:

 

1.                  Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш и сред. пед. учеб. Заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Академия, 2000. 400 с.

2.                  Арапчор А. Д. Тувинские мифы и легенды. Составитель А. Д. Арапчор. — Кызыл: Тув. Кн. Изд., 2010.

3.                  Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. Учебное пособие. — 14л., пер. № 7 бц — Изд.центр «Академия», 1997г.

4.                  Калзан А. К. О тувинском фольклоре. -Кызыл,1961.

5.                  Куулар Д. С. О тувинских легендах и приданиях. — Ученые записки ТНИИЯЛИ, вып. 7, 1959.

6.                  Сат М. С. Народные знания тувинцев о небесных светилах. — ж. «Башкы», № 1, 1997.

7.                  Тамара Будегечи. Художественное наследие тувинцев. — М., 1995.

Основные термины: изобразительной деятельности, развития речи, в процессе изобразительной деятельности, развитию речи детей, развития речи дошкольников, изобразительной деятельности дошкольников, видах деятельности, Развитие речи, речи старших дошкольников, изобразительной деятельности дети, деятельность ребенка, этапы изобразительной деятельности, речи взрослых, Процесс изобразительной деятельности, и связность речи ребенка, продуктивной деятельности, этап развития речи, Развитие речи у ребёнка, Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников, речи детей старшего

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle