Особенности организации работы с дошкольниками по ознакомлению с Правилами дорожного движения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Коровина, С. В. Особенности организации работы с дошкольниками по ознакомлению с Правилами дорожного движения / С. В. Коровина, Н. М. Кувшинова, Е. А. Просенкова, Б. А. Чувилина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6831/ (дата обращения: 19.04.2024).

Самое дорогое у человека — это жизнь. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все сложности нашего бытия. От того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его будущее. В этой статье мы делимся опытом нашей работы и обращаем внимание на то, что необходимо учитывать в работе с дошкольниками по данной теме. Опираясь на основную программу, где систематизирован современный программно-методический материал и обобщен опыт работы детского сада № 207 «Эдельвейс» г. Тольятти по формированию у дошкольников знаний о Правилах безопасности дорожного движения и навыков поведения на улицах и дорогах города. Особенность пособия заключается в его построении на основе Федеральных государственных требований к содержанию образования дошкольников — с учетом интегративного, гендерного, деятельностного и индивидуального подходов к работе с детьми.

Ключевые слова: безопасное поведение, возрастные особенности дошкольника, пешеход, подходы к работе с детьми, правила дорожного движения, формы работы по ознакомлению с ПДД.

 

Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД — одна из актуальнейших тем сегодняшнего времени. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах города. Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дорогах. Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизического развития, как неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; быстрое образование и исчезновение условных рефлексов; преобладание процессов раздражения и возбуждения над процессами торможения; преобладание потребности в движении над осторожностью; стремление подражать взрослым; недостаток знаний об источниках опасности; переоценка своих возможностей.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является важным направлением любого дошкольного учреждения. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском — обязанность нас, взрослых. В настоящее время актуализировалась необходимость поиска механизмов для формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности в связи с увеличением интенсивности движения на улицах города. Задача взрослых — создавать условия, позволяющие ребенку накапливать опыт безопасного поведения., знакомить с Правилами дорожного движения. В исследованиях Н. П. Парамонова, Е. В. Субботского было показано, что знание правила и даже его понимание далеко не всегда обеспечивают его выполнение. Запоминание правила и его словесное воспроизведение также не гарантирует руководство им в практической деятельности: в своих высказываниях и суждениях ребенок может основываться на заученных правилах и нормах, а в реальной практике все делать вопреки ним. (С. Г. Якобсон).

Эти наблюдения позволяют предположить, что действие по правилу начинается не с заучивания самого правила, а с его осознания. Чтобы правило стало действительно осознанным, оно должно стать эмоционально привлекательным, личностно-значимым, оно должно стать мотивом действия ребенка. Возникает необходимость в игровой, интересной для ребенка обстановке формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города.

В детском саду № 207 «Эдельвейс» г. Тольятти вопросу ознакомления детей с правилами поведения на улице уделяется особое внимание. Знакомство детей с Правилами дорожного движения, соблюдение которых является законом для каждого гражданина, начинается с раннего детства, так как знания, полученные в это время, наиболее прочны. Дисциплинированного пешехода нельзя воспитать, если с детства не прививать такие важные качества, как внимательность, собранность, ответственность, осторожность, уверенность.

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с Правилами безопасности дорожного движения строится на основе нормативно-правовых и программно-методических документов, регламентирующих данную деятельность, а также она должна осуществляться в системе. Следовательно, основными задачами по воспитанию безопасного поведения дошкольников на улице являются: развитие заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах города; формирование навыков безопасного поведения; воспитание устойчивых привычки соблюдать правила дорожного движения.

Современными подходами при организации психолого-педагогического процесса по ознакомлению детей с Правилами безопасности дорожного движения являются: интегративный, деятельностный, гендерный, индивидуальный, особенности организации работы с дошкольниками по ознакомлению с ПДД.

Что нужно знать педагогу о возможностях дошкольника, связанных с ознакомлением с Правилами дорожного движения:

Начиная с 3 лет: дети способны отличить движущуюся машину от стоящей, но о тормозном пути еще представления не имеют, уверенные, что машина может остановиться мгновенно.

Начиная с 6 лет: обладают все еще довольно ограниченным углом зрения: боковым зрением видят примерно две трети того, что могут обнаружить взрослые; большинство не определяют, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина; дети еще не умеют правильно распределять внимание и отделять существенно от незначительного.

Начиная с 7 лет: уверенно отличают правую сторону дороги от левой.

Начиная с 8 лет: уже могут реагировать мгновенно, т. е., тут же останавливаться, когда их окликают; у них начинают формироваться основные навыки еды на велосипеде; они могут определить, место и источник шума; способны устанавливать и понимать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем; не распознают возможные опасные ситуации.

Правила дорожного движения написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Дошкольников же необходимо знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров в других, доступных для них, формах. В работе с детьми успешно зарекомендовали себя традиционные формы: беседы; обсуждение проблемных ситуаций; наблюдения; экскурсии; целевые прогулки; заучивание стихов; разбор пословиц, поговорок, загадок; чтение художественных произведений, познавательных рассказов; просмотр познавательных видеофильмов, мультфильмов; дидактические игры; подготовка и организация выставок детского творчества; работа с перфокартами, схемами, моделями.

Рассмотрим наиболее эффективные формы совместной деятельности педагога с детьми по ознакомлению с ПДД.

Совместная игровая деятельность

Поскольку игра является основным видом детской деятельности, то именной ей отдается преимущество и в процессе ознакомления детей в ПДД. С детьми используются разные виды игр: сюжетно-ролевые, сюжетно-дидактические, дидактические, развивающие, подвижные.

Подвижные игры. Наряду с двигательной нагрузкой они дают возможность закрепить правила дорожного движения. Важно отобрать игры в соответствии с возрастными особенностями детей. При организации игр учитывать нагрузку на разные группы мышц, а так же учитывать интересы мальчиков и девочек.

Дидактические игры. Разнообразие дидактических игр позволяет в интересной форме закреплять у детей представления о ПДД, формировать навыки, тренировать в выполнении правил. Использование дидактических игр возможно в любые режимные отрезки дня: утром, в процессе НОД, на прогулке, вечером.

Сюжетно — ролевые игры. Содержание игр по ОПДД перекликается с бытовыми сюжетами. Так, успешно можно интегрировать сюжеты «Семья», «Магазин», «Поликлиника», «Полиция», «Улица». Педагогу важно вовремя направить игровые замыслы детей, косвенно воздействовать на развитие сюжетной линии.

«Минутка безопасности движения».

«Минутка» — это кратковременное взаимодействие с детьми по безопасности движения (1–3 минуты), которое проводится воспитателями старших групп дошкольных учреждений в любое удобное время в режиме дня. Внимание детей переключается на вопросы путем разбора проблемного вопроса, где ребенок получает элемент полезных сведений по безопасности движения, поданный в проблемной и занимательной форме. Минутку следует проводить 1–2 раза в неделю, а так же «по ситуации». Можно познакомить и родителей с содержанием «Минуток» через различные формы наглядной агитации.

Совместная деятельность в развивающем — игровом комплексе «Автогородок».

«Автогородок» представляет собой отдельное помещение с дорожной разметкой и всем необходимым развивающим материалом и игровым инвентарем. Специально оформлен комплект дорожных знаков, светофор с мигающим сигнальным светом, макеты разных видов транспорта. Имеется мини-библиотечка детской познавательной и художественной литературы по ОПДД, дидактические и развивающие игры, в которые дети могут поиграть не только непосредственно в «Автогородке», но и взять в группу на какое-то время для самостоятельной деятельности. Материал подобран для детей разных возрастных групп.

При этом важно создать положительный настрой у дошкольников, заинтересовать их. В связи с новыми требованиями важно осуществлять интеграцию разных видов деятельности, в процессе которых происходит ознакомление детей с правилами дорожного движения.

Так, в процессе непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим воспитатель дает детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Улицы нашего города», «Дети на дороге» и др.), просмотр познавательных видеофильмов; наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов.

В процессе непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений педагог дает понятия «левая-правая сторона», «снизу-сверху», «широкая-узкая полоса», т. е. ориентирует в окружающем пространстве; привлекает детей к составлению планов, схем участка, дороги, улицы, квартала.

В процессе трудовой деятельности дети изготавливают атрибуты для игр (макеты транспорта, дорожных знаков, жезлы, флажки, шапочки, пилотки, разнообразную игровую атрибутику).

В процессе конструктивной деятельности у детей формируют интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала.

В процессе физической культуры развивают координацию движений и ориентировку в пространстве; учат детей ездить на велосипеде по прямой, по кругу, змейкой, тормозить, свободно кататься на самокате.

В процессе музыкальной деятельности создаются условия для активного участия детей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная азбука».

Художественной деятельности придается особая роль. Пристальное внимание воспитателя должно быть обращено на бережное отношение к детским работам на тему «Правила дорожного движения» (рисунки, поделки), которые используются не только для оформления выставок, атрибутов к играм детей, но и как часть оформления интерьера детского сада.

Формирование знаний безопасного поведения у детей целесообразно организовывать поэтапно:

1.         Диагностика выявления уровня сформированности знаний о правилах безопасности движения.

2.         Формирование представлений и знаний о правилах поведения на дороге.

3.         Развитие осознанного отношения к выполнению правил поведения на дороге.

4.         Развитие умения самостоятельно применять знания в поведении и деятельности.

5.         Развитие творческих способностей в процессе применения знаний в практической деятельности.

Результативность системы по ознакомлению дошкольников с Правилами дорожного движения отслеживается в работе с детьми, родителями и создании предметно-развивающей среды.

Организация работы на основе интегративного, деятельностного, гендерного и индивидуального подходов позволяет осуществить ее в системе и добиться значительных результатов.

В этой связи поставленная цель, — формирование у дошкольников знаний о Правилах безопасности движения и развитие умений применять знания в деятельности и поведении, — осуществляется в дошкольном образовательном учреждении успешно.

 

Литература:

 

1.                  Белая, К. Ю. Твоя безопасность: как вести себя дома и на улице (для среднего дошкольного возраста / К. Ю. Белая. — М.: Просвещение, 2001.

2.                  Белокурова, Г. В. Творчества солнечная нить. Пособие для педагогических работников./ Г. В. Белокурова, О.М, Беляева, Л. А. Шагова. — Тольятти, Форум, 2010. — 114 с.

3.                  Беляевскова, Г. Д. Правила дорожного движения для детей 3–7 лет. / Г. Д. Беляевскова, Е. А. Мартынова, О. Н. Сирченко, Э. Г. Шамаева. — Волгоград: Учитель, 2012. — 170 с.

4.                  Данилова, Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. / Т. И. Данилова. — СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. — 208 с.

5.                  Кобзева, Т. Г. Правила дорожного движения. Система обучения дошкольников. / Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. — Волгоград: Учитель, 2011. — 219 с.

6.                  Кузнецова, А. В. Лучшие развивающие игры для детей от трех до семи лет / А. Е. Кузнецова. — М.: РИПОЛ классик: ДОМ. ХХIвек. 2009. — 189 с.

7.                  Обучаем воспитанников ДОУ правилам дорожного движения: Практическое пособие / Под ред. Л. А. Сорокиной. — М.: АРКТИ, 2011. — 64 с.

8.                  Урунтаева, Г. Н. Дошкольная психология / Г. Н. Урунтаева. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 235 с.

9.                  Шинкарюк, С. А. Правила безопасности дома и на улице / С. А. Шинкарюк. — СПб.: Издательский дом «Литера», 2008.

10.              Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин; под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Инт-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. — 416 с.

11.              Якунов, А. М. Безопасность на улицах и дорогах / А. М. Якунов. –1997. — 68 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, ознакомление детей, Правило, детский сад, знание, игра, Правило безопасности, процесс.

Ключевые слова

безопасное поведение, правила дорожного движения, возрастные особенности дошкольника, пешеход, подходы к работе с детьми, формы работы по ознакомлению с ПДД

Похожие статьи

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам...

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход. Формирование основ безопасности у дошкольников через...

Формирование основ безопасности у дошкольников через...

Ознакомление младших дошкольников правилам дорожного... Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста

дорожное движение, ребенок, светофор, пешеходный переход, дорога, правило, постовой, безопасное поведение, участие детей, знак.

Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход.

Ознакомление младших дошкольников правилам дорожного...

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного...

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, детский сад, дорога, образовательная деятельность, родитель, улица, повседневная

дорожное движение, ребенок, светофор, пешеходный переход, дорога, правило, постовой, безопасное поведение, участие детей, знак.

Азбука дорожного движения | Статья в журнале «Молодой ученый»

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, ознакомление детей, Правило, игра, знание, Правило безопасности, детский сад, процесс. Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Ознакомление младших дошкольников правилам дорожного...

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа, игра, знак, безопасное поведение, дошкольник, правило. Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста...

Методические аспекты профилактики детского...

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, ознакомление детей, Правило, игра, знание, Правило безопасности, детский сад, процесс. Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская

Ознакомление младших дошкольников правилам дорожного... дорожное движение, ребенок, поисковая деятельность, окружающий мир...

Формирование основ ПДД через дидактическую игру

Скачать Спецвыпуск МАДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 85 г.Томска (pdf).

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дорожное движение, безопасное поведение, правило, игра.

Похожие статьи

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам...

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход. Формирование основ безопасности у дошкольников через...

Формирование основ безопасности у дошкольников через...

Ознакомление младших дошкольников правилам дорожного... Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста

дорожное движение, ребенок, светофор, пешеходный переход, дорога, правило, постовой, безопасное поведение, участие детей, знак.

Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход.

Ознакомление младших дошкольников правилам дорожного...

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного...

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, детский сад, дорога, образовательная деятельность, родитель, улица, повседневная

дорожное движение, ребенок, светофор, пешеходный переход, дорога, правило, постовой, безопасное поведение, участие детей, знак.

Азбука дорожного движения | Статья в журнале «Молодой ученый»

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, ознакомление детей, Правило, игра, знание, Правило безопасности, детский сад, процесс. Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Ознакомление младших дошкольников правилам дорожного...

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа, игра, знак, безопасное поведение, дошкольник, правило. Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста...

Методические аспекты профилактики детского...

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, ознакомление детей, Правило, игра, знание, Правило безопасности, детский сад, процесс. Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская

Ознакомление младших дошкольников правилам дорожного... дорожное движение, ребенок, поисковая деятельность, окружающий мир...

Формирование основ ПДД через дидактическую игру

Скачать Спецвыпуск МАДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 85 г.Томска (pdf).

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дорожное движение, безопасное поведение, правило, игра.