Библиографическое описание:

Богданов И. В. Современные проблемы взаимодействия в сфере физической культуры гражданского общества с воинскими коллективами Вооруженных сил РФ на примере коллективов физической культуры Северного флота и Мурманской области [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 179-182.

В статье описан эксперимент, итоги которого говорят слабых взаимодействиях в области физическая культура гражданского общества с воинскими коллективами Вооруженных сил РФ. Предложено проводить регулярные спортивно-массовые мероприятия военно-патриотического направления с привлечением всех категорий граждан и детей школьного возраста.

Ключевые слова:взаимодействие, спортивно-массовые мероприятия, физическая культура

 

This article describes an experiment, the results of which speak of weak interactions in the field of physical culture of civil society with military bands of the Armed Forces. Proposed to hold regular sports events of military-patriotic, involving all citizens and schoolchildren.

Keywords: Interaction, sports events, physical education

 

В произведениях В. И. Ленина находим указание на необходимость постоянного взаимодействия гражданских и воинских организаций в строительстве общества. Он считал жизненно важным поддерживать деловые отношения между местными и воинскими организациями. [1]

На 24 съезде КПСС Л. И. Брежнев справедливо назвал воинскую службу школой воспитания молодежи. [1] В соответствии с Законом о Всеобщей воинской обязанности ее проходит каждый молодой человек. Воспитательный процесс, начатый когда-то за школьной партой, продолжается в армии и военно-морском флоте. В тридцатые годы, а на Севере этот период совпал с созданием Северного флота, военно-шефские связи носят уже более целенаправленный характер, главное внимание сосредотачивается на оказании помощи учащимся в овладении военно-прикладными умениями и навыками. Вместе с развитием флота на Севере появились спортивно-массовое направление. Строительство спортивных объектов, стадионов, площадок успешно сопровождалось привлечением военнослужащих и членов их семей, работающих людей, к активному массовому занятию физической культурой и спортом, где общественные связи между городом и флотом имели место. Совместно проводились открытые соревнования, спортивно-массовые мероприятия, спартакиады флота и производственных коллективов, где активно принимали участие, как в организации, так и в выступлении, моряки-Североморцы и работающие люди.

В период Великой Отечественной войны связи моряков со школьниками обогатилось новым содержанием, новыми методами и формами. В первые послевоенные годы они развивались по линии расширения контактов между школами и воинскими частями, значительно увеличилось число школ, над которыми североморцы взяли шефство.

В середине 60-х годов укрепление связей деятельности пионерских организаций с практикой коммунистического строительства привело к качественным изменениям и в отношениях между школами и воинскими частями. Была отлажена система подготовки школьника к службе в Вооруженных силах. В школах присутствовали уроки, на которых молодые люди изучали оружие и тактику ведения боя и т. д., уроки ОБЖ, уроки физической культуры, где пропагандировались военно-прикладные виды спорта, такие как единоборства, прикладное плавание, полосы препятствия, военизированные эстафеты и др., а также развитие общей физической подготовки школьника. Весь этот комплекс мероприятий полноценно готовил школьников к службе по призыву в Вооруженных Силах. После службы молодой человек становился физически крепким, приобретал военную специальность и нес через всю свою жизнь готовность встать на защиту Родины. Таким образом, служба в Вооруженных силах по призыву является институтом подготовки молодежи к социальной жизни.

В тоже время родители этих детей, более старшее поколение, трудясь на производстве вблизи формирований Северного флота, активно участвовали в спортивной жизни флота и города. Сдавали нормы ГТО (готов к труду и обороне), которые наравне с другими спортивно-массовыми мероприятиями флота и города были спортивными праздниками, которые прививали молодежи и людям старшего возраста любовь к занятию физкультурой и спортом, формировали понимание здорового образа жизни, влияли на оздоровление флотской молодежи и нации.

С приходом 90-х годов опыт взаимодействия был во многом утерян. С разрушением великой державы СССР и формированием нового государства, изменения экономико-политических взглядов на государственный строй отразились и на физической культуре, спорте и на взаимосвязях флота и общественных организаций. Возникло ослабление связей армии с обществом. Взаимодействия стали носить хаотичный, единичный характер, происходить на личностных инициативах. [10]

Анализ сложившийся ситуация в изучаемой теме показал, что взаимодействие флотских и общественных коллективов реализуются как через официальные (специально организованные), так и неофициальные (возникающие хаотично) связи. Представители военной общественности выступают в качестве коллективных и индивидуальных шефов, руководителей военно-патриотических организаций. Помощников администрации, друзей детей, инструкторов и тренеров по военно-технической и физической подготовке. Исследования в школах показали, что не сильно распространены заочные связи военных моряков со школьниками. Педагоги не акцентируют должного внимания на патриотической составляющей особых условий морской службы (длительные походы, постоянная жизнь на корабле, далекое расположение отдельных подразделений от крупных промышленных центров и т. д.)

В свою очередь исследование моряков по призыву показало, что на вопрос «где Вы до призыва получили самое яркое, верное представление о службе в армии?». Ответы распределения следующим образом: из работников военкоматов, родственников, знакомых 43 %, от учителей школ 20 %, от товарищей, пришедших из армии 20 %, из художественной литературы 10 %, из телепередач 7 %. Опросу подверглись личный состав Северного флота 1000 человек. Материалы исследования позволяют сделать выводы о том, что в школах военно-патриотическая работа не ведется, не прививается у подрастающей молодежи понимание необходимости службы в армии и защиты Родины.

Проведенные срезы по нормативам физической подготовке у военнослужащих по призыву первого полугодия службы показало, что физически молодежь слабая, что требование к физической подготовке школьника ниже, чем в армии. Проверено личного состава Северного флота 1000 человек. Нормативы по физической подготовке принимались согласно требованиям Приказ Министра обороны РФ [20] от 21. 04. 2009 № 200 «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации». В течение первых двух недель службы военнослужащих по призыву, прибывших в воинскую часть на ее пополнение, проверены по физической подготовке. Исследовались такие качества, как сила, быстрота, выносливость. Средством исследования качеств являются упражнения: подтягивание на перекладине, бег на 100 м (челночный бег 10Х10 м), бег на 1 км. Проверка проводится в течение одного дня.

Все показатели сведены в ведомость, где начислены баллы за каждое упражнение.

Оценка уровня физической подготовленности военнослужащих определяется по сумме баллов, полученных ими за выполнение физических упражнений с учетом выполнения минимального порогового уровня в каждом упражнении, согласно таблице оценки физической подготовленности военнослужащих.

Такие срезы для военнослужащих по призыву проводится два раза за год в течение службы. Исследования физических качеств военнослужащих по призыву первого полугодия службы показали, что связи между школами воинскими коллективами должны быть, в основу связей школ с воинскими частями желательно положить следующий принцип: воинская часть — школа; подразделение (экипаж, команда, служба) — класс. [21]

Но тем не менее не надо забывать, что для работы с детьми каждый военнослужащий нуждается в определенной педагогической подготовке. Характер и содержание ее зависит как от степени сложности обязанностей, которые предстоит выполнять, так и от общего его развития. [12] Подготовка представляет собой ознакомление с основами детской психологии и педагогики воспитания, овладении определенными навыками в общении с детьми, предварительное ознакомление с особенностями коллективов и отдельных ребят. [2] Взаимодействия школьного и воинского коллективов — процесс сложный, имеющий особые трудности, связанные со спецификой педагогического руководства им. В значительной степени они отражают противоречия между постоянно растущими воспитательными возможностями воинского коллектива и характером их использования. Если между школой и воинской частью и кораблей флота устанавливаются постоянные связи, охватывающие учебную, внеклассную, внешкольную деятельность детей, в обоих коллективах появляются общие интересы, начинает функционировать социально-педагогическая общность учителей, детей, военнослужащих, которым присущи отдельные признаки, свойственные коллективу. При этом такие характерные черты воинского коллектива, как высокий моральный дух, трудовой настрой, организованность, четкость, распространяются в целом на это объедение, а через него и на детский коллектив.

Воинский коллектив становится для учащихся своим, близким, они проникаются его интересами, живут его традициями, огорчаются неудачам и радуются успехам шефов в боевой и политической подготовке. Это — дополнительный резерв повышения у ребят интереса к знаниям, воспитания у них чувства ответственности за учебу не только перед родителями, сверстниками, но и перед воинским коллективом, а через него и перед всем обществом. [7]

Для проведения спортивно-массовых мероприятий вовлекаются все слои общества, они активно участвуют в спортивных праздниках, собственным примером показывая подрастающему поколению значимость физической культуры и физической подготовки в социальной жизни. Для качественного проведения и обеспечения спортивных мероприятий, спортивных праздников с участием военнослужащих и жителей города, где базируется воинская часть, объединение или соединение, необходимо взаимодействие и сотрудничество с администрацией города и всеми службами.

Проблемы современности во взаимодействиях в сфере физической культуры между администрациями муниципальных образований и воинскими объединениями, соединениями – это отсутствие четких указаний, как взаимодействовать, как со стороны администраций, так и со стороны воинских коллективов. На сегодняшний день все взаимодействия происходят на личностных инициативах, отсутствует регламентирующая законодательная база, отсюда сложности в регулировании взаимодействий. Исследования показали, что процесс взаимодействия может быть эффективным лишь тогда, когда он превращается в сотрудничество двух коллективов, действующих на основе единой программы воспитания подрастающего поколения, которая дает возможность осуществлять преемственность в работе двух важных институтов воспитания, какими являются администрации Муниципальных образований, школы и Вооруженные силы.

На основании проведенных исследований определено, что необходимо развивать, поднимать физическую культуру в школе, повышать уровень физической подготовки допризывной молодежи, формирование понимания значимости физической культурны в жизни человека, формировать военно-патриотическое мышление у школьника, прививать ему военно-специальный технический навык. Решением поставленной задачи может быть развитие шефских связей между флотом и школьными, родительскими коллективами, привлечение в участии в спортивно-массовых мероприятиях работающих людей, родителей, чтобы они собственным примером показывали детям, как важно иметь здоровое, физически развитое тело. «В здоровом теле здоровый дух». И вместе с этим учили детей теоретическим основам физической подготовки и формировали понимания здорового образа жизни.

В заключении формируется понимание о необходимости дальнейших исследований, связанных с обобщением и распространением накопленного положительного опыта содружества коллективов социальной среды гражданского общества и объединений соединений Вооруженных сил РФ, с анализом влияние воинской общественности на процесс формирования у детей важнейших качеств личности человека. Вместе с тем на основании сложившегося опыта и проведенных исследований определить отношение воинских коллективов к администрациям Муниципальных образований и школам в ряде официальных документов, ввести в учебную программу подготовки и повышения квалификации учителей изучение методики работы с воинской общественностью, разработать программы специальной подготовки личного состава воинских подразделений к пропаганде боевых традиций армии и Военно-Морского флота среди детей и молодежи.

 

Литература:

 

1.      Агеевец В.У., Ходоров A.M. «Пять колец: идеи и мораль», Л., 1985;

2.      Андреева Г. М. «Социальная психология», М., 1998;

3.      Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII вв. М., 1985;

4.      Антология педагогической мысли России второй половины XIX– начала XX в. М., 1990;

5.      Алешин П. «Первый», Спорт-экспресс, журнал. 1999. Сентябрь;

6.      Аксельрод С.Л. «Советские спортсмены в борьбе за мировые рекорды», М., 1950;

7.      Барабанщиков А. В., Давыдов В. П., Феденко Н. Ф. «Основы военной психологии и педагогики», М.: Просвещение. 1988;

8.      Барабанщиков А. В., Киряшов Н. И., Феденко Н. Ф. «Советская военная педагогика и психология в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.», М., 1987;

9.      Барабанщиков А. В., Муцынов С. С. «Педагогическая культура офицера», М.: Воениздат, 1985;

10.  Барабанщиков А. В., Иванов В. Н. «История отечественной и зарубежной педагогики: В 3 ч. Голицино», 1995;

11.  Балаев А. А. «Активные методы обучения», М.: Профиздат, 1986;

12.  Бордовская Н. В., Реан А. А. «Педагогика», СПб.: Питер, 2001;

13.  Бескровный Л. Г. «Русская армия и флот в XVIII веке», М., 1958;

14.  Бескровный Л. Г. «Русская армия и флот в XIX в, Военно-экономический потенциал России», М., 1973;

15.  Бескровный Л. Г. «Армия и флот России в начале XX в», М., 1986;

16.  Биочинский И. В. «Педагогика подготовки офицеров сухопутных войск (историко-педагогический анализ)», Казань, 1991;

17.  Бордунов С. В. «Проблемы истории педагогики высшей военной школы (XVIII – начало XX века)», М.: ВУ, 1996;

18.  Бардовская Н. В., Рван А. А. «Педагогика», СПб.: Питер, 2001;

19.  Бугров Н.Н. «К вопросу о взаимоотношениях спортивных интернационалов», Теория и практика физической культуры. 1988, №12;

20.  Приказ Министра обороны РФ от 21. 04. 2009 № 200
«Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации»;

21.  Манухин В.П., «Содержание, формы и методы взаимодействия школьных и воинских коллективов в воспитании учащихся», теория и история педагогики, автореферат, Москва-1974., С. 21.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle