Библиографическое описание:

Дротенок О. А. О воспитании историей [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 11-13.

Приоритетной задачей любого государства является патриотическое воспитание граждан. Понятие «патриотизм» настолько ёмкое, что конкретным определением трудно обозначить все его грани. Гражданско-патриотическое воспитание признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации. Как показывает исторический опыт, культурное самосознание, духовные, нравственные ценности- «сфера жёсткой конкуренции, порой объект открытого информационного противоборства».

 

Воспитание патриотизма на рубеже XX — XXI вв. было сопряжено с рядом негативных явлений, охвативших тогда часть российского общества. Разрушение прежних нравственных ориентиров российского общества, слом традиций общения и взаимодействия людей различных национальностей и религиозных конфессий вынудили подрастающее поколение больше самовоспитываться на окружающей действительности, чем на изучении истории.

Патриотическое воспитание в современной школе, в учреждениях среднего и высшего профессионального образования не удается и сейчас, в полной мере, превратить в действенную систему. Очевидно, что это связано с общими проблемами общества, ослаблением значимости национальной самоидентификации в современном российском обществе. Патриотизм, как любовь к отечеству, является сложным мировоззренческим качеством мышления и мотивации у взрослого полноценного человека, развитой личности. Подросток, а тем более ребёнок не способен обладать полнотой этого личного качества. Окончательное складывание этого качества происходит в ходе самовоспитания и саморазвития взрослой личности и зависит от уровня данной личности. Для большинства людей проявление этого качества будет связано с экстремальной ситуацией и вполне может оставаться в зачаточном состоянии в обычной жизни. Полноценная разбуженная любовь к отечеству понуждает человека к постоянной деятельности на благо общества. Что с точки зрения социального понятия личности — является ее основным признаком. Таким образом, берясь за воспитание любви к отечеству, мы беремся за одну из самых сложных ценностей человека. Сформировать и оценить сложнейшее мировоззренческое качество личности, характеризующее всю жизнь личности, в школе, учреждениях среднего и высшего профессионального образования только на уроках истории совершенно невозможно. Здесь следует помнить, что любовь к отечеству — это одновременно состояние человеческой личности, стремящейся быть полезной обществу, сама деятельность и полноценная связь человека с обществом.

Тем не менее, этот особо остро стоящий вопрос о воспитании патриотизма решать приходится, в основном, на уроках истории Отечества. Поведение подростка еще во многом диктуется его непосредственными побуждениями, поведение же старших школьников в большей степени определяется их моральными понятиями, системой их взглядов на жизнь. Поэтому столь важно в старших классах уделить внимание формированию у учащихся сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, практическим мышлением, способностью самостоятельно сделать политический вывод.

Современная действительность указывает на то, что необходимо создать эффективную модель патриотического воспитания, которая должна начинаться ещё в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе. Воспитание следует начинать с усвоения основополагающих понятий: Россия, Родина, Отечество. Данная модель предполагает умелый отбор исторического материала, который должен способствовать достижению такого состояния внутри личности ребёнка, что может принести результат и создать устойчивую предпосылку к развитию полноценного мировоззрения.

У младших школьников учитель должен, подчёркиваю должен, целенаправленно формировать состояние восхищения своей страной. Учителю на ряде уроков окружающего мира и во внеурочной деятельности необходимо осуществлять подбор фактов, вызывающих восхищение и гордость за свою отчизну, таким образом, создавать положительный образ страны, которую стоит любить. [2, с. 14]

Более сложной задачей для учителя может быть работа по формированию состояния уподобления. В рассказах о героических личностях и событиях необходимо создавать на уровне примера положительный образец удачной деятельности личности, которой может следовать ученик.

Сопереживание — самое сложное состояние. Задача учителя вызвать у учеников сопереживание страданию других, увидеть ужасы истории. Это поможет ему чувствовать и обращаться к своей совести.

Состояние сопричастности возникает при знакомстве учеников с актуальными проблемами в национальной истории, до сих пор не разрешенными. Он попадает в поле, где может сам сформировать личностную или общественную предпосылку решения.

Четыре данных состояния, возбуждаемые внутри личности ученика, могут принести устойчивый результат только в комплексе и создать устойчивую предпосылку к развитию полноценного мировоззрения. В данном случае эту модель воспитания можно усложнять и использовать при преподавании истории в среднем и старшем звене, в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Бесспорно, что патриотическое мировосприятие обычно основывается на исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого нашего народа, нашего Отечества. Поэтому, и каждый учитель истории это знает, речь идет не о случайном наборе фактов, а о событиях, которые выстраиваются в один ряд. Так, очевидно, что битва на Чудском озере, на Куликовом поле и близ Бородина, воспринимаются как факты, соединенные общей идеей борьбы за независимость родины. Иными словами, мы связываем такие события друг с другом, включая их в историческую традицию. Этот исторический ряд можно продолжить, включая в него Смутное время, Петровские баталии, Отечественную войну 1812 года. Патриотическое воспитание осуществляется путем показа героической борьбы, подвигов, талантов российских граждан — примерах для подражания. Раскрывать подвиги героев необходимо так, чтобы учащиеся осознавали, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать сотни и тысячи тех, кто бросался грудью на штыки или амбразуры, таранил вражеские самолеты, не выдавал под страшными пытками военной и государственной тайны. Не хотели, тем не менее на смерть шли.

Воспитание любви к Отечеству в начале XXI в. является делом особой важности. Патриотическое воспитание со стороны государства, как руководителя и организатора всего этого процесса, практически невозможно, если не создать соответствующих условий: политико-идеологических, социально-экономических и культурно-просветительских. А это осуществить практически невозможно без национальной идеи, без идеологии, выражающей сущностные интересы всех граждан страны. Идеологический вакуум является далеко не лучшим условием для патриотического воспитания.

Как бы парадоксально это не звучало, но в XXI в. идеология и история неразделимы. Может ли история быть свободной от идеологии? «История, даже далекая, — отмечал профессор В. Б. Кобрин, — постоянно затрагивает чьи-то интересы, а порой и эмоции. Главная беда исторической науки в стремлении поставить ее на службу не истине, не извлечению уроков из прошлого, а идеологическим или политическим целям». [1,с. 26]

С 90-х гг. XX в. в новых странах, образовавшихся на развалинах СССР, по новым учебникам истории прошла новая мощная волна идеологизации. Для неё характерным стало непомерное возвеличивание своего народа, обвинение России в прошлых и нынешних провалах и неудачах и т. д. События на Украине показывают, как искажение национального, исторического, нравственного сознания может привести государство к ослаблению, распаду, в конечном итоге, лишению суверенитета и к братоубийственной войне. Уничижительная терминология, ярлыки, неаргументированные выводы стали распространёнными признаками многих новых учебников. Идеологию от истории нельзя отделить, так как она пропитывает все жизненные реалии, составляющие со временем историю. Преимущество у историков начала XXI века одно: они сегодня могут свободно говорить о том, что вчера замалчивалось. Но такая свобода не всем историкам во благо. Разучившись (или не умея) исследовать факты и процессы на научной основе, многие из них пытаются по-прежнему судить об истории разных времен на основе разных принципов.

Неидеологизированных обществ и историков нет. Даже в условиях самого широкого плюрализма социальная позиция историка не исчезает. Поэтому, так или иначе, учитель истории должен являться выразителем определенной идеологии. Только эта идеология должна отражать интересы не отдельных групп людей, а общества, государства, не отдельных лиц, а человека как личности, и, что самое главное, не должна ориентировать учащихся на восприятие идеологии через неправду. Патриотизм проявляется в различных условиях. Патриотическое воспитание осуществляется на выработке непримиримости к недоброжелателям и врагам Отечества. Поэтому требуют исправления ошибки, допущенные некоторыми политиками и средствами массовой информации, активно внушавшими в 90-х гг. XX в. российскому народу мысль об отсутствии у России врагов и недоброжелателей. Какие силы враждебны для России? В условиях, когда нет открытых военных действий между государствами или группами стран, таковыми могут считаться те, кто экономически, политически, экологически, идеологически и т. п. пытается подорвать устои России, нанести ей ущерб, сделать зависимой от себя.

Своими ценностями богаты и сильны те общества, в которых обеспечено прочное внутреннее единство. Надо довести до сознания учащихся, что в России проживал и проживает единый народ, каждый житель независимо от национальности, занимаемого положения, вероисповедания считает себя российским гражданином, независимо от политических и идеологических пристрастий — патриотом.

Ещё одной, если не главной, проблемой в воспитании патриотизма является является отсутствие учебников по истории Отечества, отвечающих требованиям времени. По словам Президента Путина В. В. в некоторых учебниках истории, попадающих в школы, «отдельные события трактуются так, что их нельзя расценить иначе как плевок в лицо». По словам Президента, стержневой линией нового учебного пособия должна стать объективность, непредвзятость и любовь к Родине. Тем более, что «единые подходы к преподаванию истории не означают казённое, официозное, идеологизированное единомыслие».

Речь о единой логике преподавания, о том, «что самые драматические события — часть нашего прошлого, многие события слишком неоднозначны, чтобы к их трактовке был единый подход». Поэтому, задача школьного курса истории — дать учащимся единые фундаментальные знания о ключевых фактах истории страны, о деятельности выдающихся соотечественников. Это тем более необходимо, что сейчас у общества очень высокий интерес к истории. Согласно опросу ВЦИОМ, 85 % россиян гордятся историей своей страны. [5, с. 128]

 

Литература:

 

1.    Кобрин В. Б. Под прессом идеологии // «Известия АН СССР». — 1990. — № 12. — С. 25–40.

2.    Вяземский, Е.Е.,Методика преподавания истории в школе [Текст]: учеб. пособие /Е. Е. Вяземский. — М.: Просвещение, 2001. — 215 с.

3.    Латышева, К. И. Родная история за веком век [Текст]: учеб. пособие / К. И. Латышева. — М.: Дрофа, 1999.-187 с.

4.    Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. — Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. — 172 с.

5.    Казарина-Волшебная Е. К., Комиссарова И. Г., Турченко В. Н. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодежи // Социология молодежи. — 2012. — № 6. — С. 126.

6.    Федоров В. Патриотизм у россиян в прошлом // Газета «Московский комсомолец»: — 2010. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.mk.ru/politics/article/2010/07/04/514036-patriotizm-u-rossiyan-v-proshlom.html/.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle