Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Безматерных, Т. В. Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования / Т. В. Безматерных. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6800/ (дата обращения: 18.04.2024).

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности (О. В. Дыбина, А. И. Савенков, О. В. Афанасьева).

На современном этапе необходимо активно внедрять в практику работы дошкольных учреждений детское экспериментирование, которое направлено на познание окружающего мира. Регулярное столкновение с творческими познавательно-исследовательскими задачами необходимо формирующемуся уму ребёнка.

Детское экспериментирование один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребёнку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения всех новых сведениях об объекте. Именно поэтому можно сказать, что в экспериментировании идёт саморазвитие ребёнка.

В познавательно- исследовательской деятельности ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем и как устроен мир?).

Толчком к началу эксперимента может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то просьба или проблема. Для поддержания интереса к исследовательской деятельности в уголке экспериментирования «живут» сказочные герои-игрушки, которые знакомят детей с новыми способами исследований. Эти «герои» могут участвовать в опытах и экспериментах, решать возникшие проблемы. Это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности.

Главная задача педагога поддерживать интерес детей к исследованиям и открытиям. Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. Важно, чтобы ребёнок проводил собственные опыты, он должен делать всё сам, а не быть в роли наблюдателя. Как бы ни был интересен опыт проводимый педагогом, ребёнок быстро устаёт наблюдать за его действиями. Именно поэтому во время проведения опыта важно привлекать детей к любой посильной им деятельности, если они могут выполнить это действие сами.

В работе с детьми не надо стараться проводить чёткую границу между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты — это способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.

И тогда в сознании ребёнка постепенно меняется картина мира. Она становится более адекватной, целостной, отражает объективные свойства вещей взаимосвязи. В результате происходит непрерывное и постоянное перестроение, переосмысление и осознание ребёнком этого мира.

Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, рассматриваются как важнейшие индикаторы детской любознательности. На этом этапе активность в процессе деятельности полностью идёт от самого ребёнка. Он выступает как её полноценный субъект, который самостоятельно строит свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижения. Ребёнок может услышать и запомнить, а может понаблюдать, сравнить, спросить, высказать предположения. Дошкольники начинают понимать причинно-следственные связи, осваивают приёмы классификации, учатся рассуждать, прогнозировать, делать умозаключения, анализировать. Детям доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотезы, проверка её истинности. Таким образом, у них формируется мыслительная деятельность. Дети должны стать полноправными участниками всех мероприятий, необходимо научить их обобщать собственные наблюдения, не бояться высказывать свою точку зрения, даже если она окажется неверной. Не надо стараться уберечь дошкольников от ошибок, от заведомо неверных действий. Пусть сами поймут, что сделали неверно, и поищут другой путь.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Как показала практика, дети с желанием и интересом самостоятельно выбирают объект для эксперимента, подбирают методы исследования. Учатся самостоятельно выдвигать гипотезы.

Обучение на этом этапе носит проблемный характер. Суть проблемного обучения заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставления детям возможности найти средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придаёт ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Познавательно-исследовательская деятельность способствует развитию познавательной потребности, творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, способствует творческому развитию личности. А детское экспериментирование является замечательным средством интеллектуального развития дошкольников.

Я считаю, что в познавательно — исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно–ориентированного взаимодействия, согласно которой воспитанник является не объектом обучения, а субъектом образования.

 

Литература:

 

1.      Веракса Н. Е. Галимова О. Р. Познавательно–исследовательская деятельность дошкольников. //М: Мозаика– Синтез, 2012.

2.      Дыбина О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. Самара, 1997.

3.      ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Вераксы Н.Е, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой-//М: Мозаика– Синтез, 2011.

 

Основные термины (генерируются автоматически): детское экспериментирование, исследовательская деятельность, ребенок, окружающий мир, проблемное обучение.

Похожие статьи

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

Организация исследовательской деятельности детей... детское экспериментирование, ребенок, исследовательская деятельность, материал, место, игра, окружающий мир, исследовательская работа, дошкольный возраст, работа.

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское экспериментирование, дошкольный возраст, экспериментирование, Эксперимент, развитие, подведение итогов, неживая природа.

Организация исследовательской деятельности детей...

ребенок, экспериментально-исследовательская деятельность, экспериментальная деятельность, детское экспериментирование, деятельность, окружающий мир, опыт, опыт работы.

Экспериментальная деятельность в детском саду

ребенок, детский сад, вод, экспериментальная деятельность, детское экспериментирование, логик мышления, исследовательская деятельность, процесс экспериментирования, стакан, опыт.

Экспериментирование как средство развития...

Экспериментирование как средство развития поисково-исследовательской деятельности у дошкольников.

Таким образом, можно сделать вывод, что экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой...

Развитие познавательной активности детей среднего...

ребенок, экспериментально-исследовательская деятельность, экспериментальная деятельность, детское экспериментирование, деятельность, окружающий мир, опыт, опыт работы.

Детское экспериментирование — основа... | Молодой ученый

Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности в экологии. Автор: Вагина Татьяна Михайловна. Рубрика: Образование и обучение.

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

Анализ условий для организации исследовательской деятельности, определение уровня готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода обучения детей дошкольного возраста.

2) обогащение представлений детей об окружающем мире.

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское экспериментирование, дошкольный возраст, экспериментирование, Эксперимент, развитие, подведение итогов, неживая природа. Экспериментальная и поисковая деятельность детей...

Похожие статьи

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

Организация исследовательской деятельности детей... детское экспериментирование, ребенок, исследовательская деятельность, материал, место, игра, окружающий мир, исследовательская работа, дошкольный возраст, работа.

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское экспериментирование, дошкольный возраст, экспериментирование, Эксперимент, развитие, подведение итогов, неживая природа.

Организация исследовательской деятельности детей...

ребенок, экспериментально-исследовательская деятельность, экспериментальная деятельность, детское экспериментирование, деятельность, окружающий мир, опыт, опыт работы.

Экспериментальная деятельность в детском саду

ребенок, детский сад, вод, экспериментальная деятельность, детское экспериментирование, логик мышления, исследовательская деятельность, процесс экспериментирования, стакан, опыт.

Экспериментирование как средство развития...

Экспериментирование как средство развития поисково-исследовательской деятельности у дошкольников.

Таким образом, можно сделать вывод, что экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой...

Развитие познавательной активности детей среднего...

ребенок, экспериментально-исследовательская деятельность, экспериментальная деятельность, детское экспериментирование, деятельность, окружающий мир, опыт, опыт работы.

Детское экспериментирование — основа... | Молодой ученый

Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности в экологии. Автор: Вагина Татьяна Михайловна. Рубрика: Образование и обучение.

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

Анализ условий для организации исследовательской деятельности, определение уровня готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода обучения детей дошкольного возраста.

2) обогащение представлений детей об окружающем мире.

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское экспериментирование, дошкольный возраст, экспериментирование, Эксперимент, развитие, подведение итогов, неживая природа. Экспериментальная и поисковая деятельность детей...