Библиографическое описание:

Левковская Н. Г. Развитие учащихся посредством дополнительного образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 208-209.

Еще 5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов: «Образование», «Здоровье», «доступное жилье» и «Развитие агропромышленного комплекса». По мнению главы государства, во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала [1].

Соблюдая указанные стратегические направления развития органы власти уделяют большое внимание современной подготовки детей в общеобразовательных школах.

Так, например, в целях обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений, образовательных и иных организаций по реализации государственной политики в сфере воспитания и дополнительного образования детей образован межведомственный совет по дополнительному образованию и воспитанию детей.

Межведомственный совет по дополнительному образованию и воспитанию детей (далее — Совет) образован с целью предварительного рассмотрения вопросов реализации государственной политики в сфере воспитания и дополнительного образования детей и подготовки по ним предложений.

В рамках Совета создано 4 рабочие группы:

-        по разработке Концепции развития дополнительного образования детей и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации;

-        по совершенствованию организации отдыха, оздоровления и досуга детей;

-        по повышению социального статуса педагогических работников в сфере дополнительного образования детей;

-        по разработке организационно-финансовых механизмов обеспечения доступности дополнительного образования для детей [1].

Согласно концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р, все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования школьников, как открытого вариативного образования.

Основными механизмами развития дополнительного образования детей являются:

-        формирование в средствах массовой информации нового имиджа дополнительного образования, соответствующего ценностному статусу дополнительного образования в современном информационном гражданском обществе;

-        межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности в рамках кластерных систем;

-        создание интегрированных (или комплексных) организаций социальной сферы;

-        партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семьи;

-        открытый государственно-общественный характер управления сферой дополнительного образования детей, реализуемый через механизмы участия общественности, экспертного и профессионального сообщества в принятии решений о поддержке тех или иных программ и проектов дополнительного образования, в контроле качества реализации программ, распределении бюджетных ресурсов;

-        создание конкурентной среды, стимулирующей обновление содержания и повышение качества услуг.

Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках:

-        свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека;

-        вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;

-        доступность глобального знания и информации для каждого;

-        адаптивность к возникающим изменениям.

Важной отличительной чертой дополнительного образования детей также является открытость, которая проявляется в следующих аспектах:

-        возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии;

-        благоприятные условия для генерирования и реализации общественных как детских, так и взрослых инициатив, и проектов, в том числе развития волонтерства и социального предпринимательства [2].

По данным Федеральной службы государственной статистики к 2012 году в России число учреждений дополнительного образования составляет 8 386 (табл. 1).

Таблица 1

Число учреждении дополнительного образования в РФ за период с 2000–2012 гг.

Показатели

2000

2005

2010

2011

2012

Учреждения дополнительного образования всего

8699

8876

8531

7902

8386

В том числе:

 

Работающие по всем видам образовательной деятельности

3577

3654

3683

3392

3487

Художественные

371

418

780

756

896

Эколого-биологические

467

445

331

313

282

Туристско-краеведческие

335

331

256

247

232

Технические

570

536

327

305

287

Спортивные

2968

3072

2760

2480

2582

Военно-патриотические и спортивно-технические

112

89

101

107

90

Другие

299

331

293

302

530

Детско-юношеские спортивные школы

1709

1839

2210

2449

2645

Детские музыкальные, художественные, хореографические школы и школы искусств

5823

5555

5370

5328

5270

 

Источник: [3]

Главной задачей образования становится создание необходимых условий для обучения человека, как средства реализации его жизненных целей с учетом общественных условий и задач. Образовательные потребности становятся разнообразными, они заключаются не только в получении образования, но и в обучении возможности успешной социализации ребенка.

С целью выявления образовательных запросов и потребностей в рамках дополнительного образования учащихся, на наш взгляд, необходимо ежегодно проводить анкетирование родителей.

Так, например, в МОУ лицее № 7 г. Волгограда такое анкетирование проводится регулярно.

В анкетировании родителей первоклассников 2014 года приняло участие 100 чел.

На вопрос «Проводите ли Вы с детьми своё свободное время? Как?» 100 % респондентов ответили, что проводят свободное время со своими детьми. Из них, около 58 % опрошенных (58 чел.) предпочитают свободное время проводить на свежем воздухе (в парках и на природе). 30 % (30 чел.) респондентов предпочитают посвящать свободное время походам в кино, театры, кафе. 12 % (12 чел.) респондентов предпочитают в свободное время путешествовать.

На вопрос «Влияете ли Вы на выбор интересов и увлечений Вашего ребёнка? Каким образом?» 100 % родителей ответили, что на такой выбор влияют. Исходя из анализа анкет, можно выделить следующие способы влияния: беседы, привлечение интереса ребенка с помощью усиления мотивации, привлечение интереса ребенка собственными предпочтениями и поведением.

На вопрос «Советуете ли Вы своему ребёнку, в какие кружки записаться? Прислушивается ли он к вашему мнению?» 100 % родителей ответили, что советуют, и дети прислушиваются.

На вопрос: «В каких кружках, студиях сейчас занимается Ваш ребёнок?» 60 % респондентов (60 чел.) ответили, что не в каких кружках не занимаются. 20 % (20 чел.) ответили, что посещают художественные школы. Примерно столько же посещают музыкальные школы.

На вопрос «Какие внеурочные виды работ Вы хотели бы выбрать для своего ребенка?» программу «Юный шахматист» выбрали 60 человек; программу «Акробатика» — 32 человека; «Маленький мастер» — 58 человек; «Хочу все знать» — 89 человек; «Мир вокруг нас» — 70 человек.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дополнительное образование сегодня является важным и востребованным элементом воспитания школьников. Обеспечивает активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, способствует развитию здоровой, творчески растущей личности и формированию гражданской ответственности с правовым самосознанием.

 

Литература:

 

1.          Официальный сайт Министерства Образования и Науки РФ. URL: http://минобрнауки.рф.

2.          Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.09.2014.

3.          Российский статистический ежегодник — 2013 г. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/Main.htm.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle