Библиографическое описание:

Галица Е. В. Понятие «интерес» сквозь призму взаимоотношений родителей и детей [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 8-9.

В статье предпринята попытка изучения феномена познавательного интереса с позиции взаимоотношений родителей и детей на разных этапах взросления и обучения в школе. Кроме того, рассматривается взаимосвязь интереса с любознательностью, склонностями, способностями ребёнка, выяснено, что первично и важнее для формирования устойчивого познавательного интереса.

Ключевые слова: интерес, познавательный интерес, любознательность, склонности, способности.

 

Великое множество написанных работ и исследований, так или иначе касающихся понятия «интерес», говорит лишь о том, что этот феномен никогда не потеряет своей актуальности.

Нам показалось интересным, необычным восприятие и трактовка данного феномена сквозь призму взаимоотношений родителей и детей, роли родителей в становлении и развитии познавательного интереса у детей.

Как уже упоминалось выше о существовании огромного количества исследований на тему познавательного интереса, поэтому нетрудно прийти к выводу, что и самих определений этого понятия очень много, иногда достаточно противоречивых друг другу.

Согласно словарю «Семейное воспитание» интерес — «один из ведущих стимулов развития личности» [1, с. 95]. И, несомненно, большее влияние интерес оказывает на личность ребенка, нежели на взрослого. Интерес ребёнка, как правило, направлен на познание окружающего его мира и на деятельность, направленную на познание этого мира. Интерес влияет не только на интеллектуальную сферу ребёнка, но и на эмоциональную, т. к. нам интересно, как правило, то, что приносит положительные эмоции.

Интересы детей очень разнообразны и их направленность, устойчивость, широта, глубина, действенность зависят от возрастных и индивидуальных особенностей плюс от той среды, в которой воспитываются дети.

Первые проявления интереса обнаруживаются еще задолго до школьного возраста: малыши живо интересуются всем, что происходит вокруг них. Главным объектом их интереса является игра. Задача родителей в этот период состоит в том, чтобы поощрять детей в их стремлении понять окружающий их мир, пробуждать и поддерживать у них интерес к людям, природе, искусству, чтению, помочь с выбором любимого занятия, если такие стремления уже появились. Но нужно оговориться, что не только в дошкольном возрасте можно формировать интересы с помощью игры. Всё чаще современные педагоги прибегают за помощью к игровым методам на уроках в школе и даже на занятиях в средних и высших учебных заведениях, стараясь заинтересовать своим предметом учащихся.

С началом обучения ребёнка в школе среди множества интересов доминирующим становится познавательный интерес, содержание и характер которого по мере взросления школьника и усложнения учебной деятельности существенно изменяется. Интерес к статусу ученика, к школе с её атрибутикой, обстановкой, правилами, присущий первоклассникам, далее перерастает в интерес к процессу обучения, к впечатляющим фактам, необычным явлениям, к новым видам деятельности, с которыми они знакомятся в школе.

Интерес у подростков уже дифференцирован и направлен не на сам процесс обучения в целом, а на отдельные его составляющие и связан со стремлением углубить знания, понять связи и закономерности тех или иных природных или социальных явлений.

Для старшеклассников характерен достаточно устойчивый интерес к уже определённым областям научного знания, к самопознанию, к деятельности, имеющей большое значение для выбора будущей профессии [1, там же].

Родители должны последовательно развивать познавательные интересы своих детей, для этого нужно знать склонности ребенка, быть в курсе его школьной жизни, вселять оптимизм и уверенность в силах, стараться подчеркнуть практическую значимость получаемых знаний и акцентировать внимание на тех аспектах, которые могут сформировать интерес.

Кроме того, важную роль в формировании личности ребёнка играют интересы, не связанные напрямую с учебной деятельностью: к общению, труду, технике, спорту, художественному творчеству. И на формирование и развитие таких интересов значительное влияние оказывает семья и ближайшее окружение. Родители, как правило, поощряют занятия в кружках, секциях, клубах, скорее всего руководствуясь мнением — чем шире круг интересов, тем богаче духовный мир, тем содержательнее досуг, тем увереннее и быстрее ребёнок сделает профессиональный выбор. Хотя при данном подходе есть вероятность разбросанности, неустойчивости интересов, распыления между многими мелкими интересами, что также плохо, как и при зацикливании на одном интересе.

На наш взгляд, для того чтобы не зацикливаться на одном каком-то интересе, родители должны развивать любознательность у своих детей. Любознательность — свойство личности, потребность познания, глубокий интерес к окружающему миру, к новым знаниям, активное познавательное отношение к окружающему миру [1, с. 124].

Но если интересы начинают проявляться в дошкольном возрасте, то любознательность присуща человеку с первых лет жизни, когда ребёнок воспринимает как открытие простые вещи и события, но нельзя сказать, что любознательность и интерес — это два не связанных между собой процесса. По мере усиления интереса к окружающему миру любознательность ребёнка развивается, проявляясь в ежеминутных вопросах. Задача же взрослых не просто в ответах на эти вопросы, а в подсказке, как применять полученные знания на практике. Именно в семье нужно чутко и своевременно относиться к вопросам ребёнка и терпеливо и доброжелательно разъяснять то, что его интересует на данный момент. Любознательность как предпосылка к формированию устойчивых интересов в будущем может развиваться только при условии повседневного общения в кругу семьи, причем ребёнок должен быть не пассивным слушателем нравоучительных бесед, а собеседником, имеющим уже своё личное мнение.

Не менее важное значение для формирования интересов ребёнка имеют его склонности. Склонности — «это устойчивое стремление к занятиям определённого рода, которые привлекают человека не столько результатом, сколько самим процессом» [1, с. 241]. Но склонности не всегда совпадают со способностями. Способность к чему-то заложена от природы, а сформируется ли склонность к занятиям для развития этой способности большой вопрос. И, наоборот, у ребёнка может быть склонность к чему-то, но не быть способностей. Но, как правило, способности, заложенные от природы, развиваются именно в результате склонности к какой-то деятельности, т. к. именно тем, что вызывает интерес, дети готовы заниматься часами напролёт, тем самым приобретая бесценный опыт и развивая свои способности. Не все склонности ребёнка в конечном итоге перерастут в способности, т. к. ребёнку нужно дать возможность поэкспериментировать с разными занятиями, дать свободу поиска, ненавязчиво помогая ему открыть в себе свои долговременные склонности.

Родителям, которые торопятся запрограммировать ребёнка на всю жизнь, следует помнить, что настоящий, глубокий, долговременный интерес к какому-то делу может сложиться только у человека, имеющего богатый опыт самопознания и опробовавшего себя в разных делах и увлечениях.

Таким образом, в данной статье была предпринята попытка показать насколько важна роль родителей и семьи для формирования и развития устойчивых интересов ребёнка, которые впоследствии станут любимым занятием на протяжении всей жизни, как должны вести себя родители для выявления способностей ребёнка на разных этапах жизненного пути, какую роль при этом играет любознательность и как сформировать устойчивый интерес к какой-то деятельности, основываясь на склонностях ребёнка.

 

Литература:

 

1.                  Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. М.: Политиздат, 1990. 319 с.

2.                  Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.

3.                  Выготский, Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика. — 1991. — 480 с.

4.                  Крылова, Н.Б., Александрова Е. А. Очерки понимающей педагогики / Н. Б. Крылова, Е. А. Александрова. — М.: Народное образование, 2001. — 448 с.

5.                  Щукина, Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Г. И. Щукина. — М.: Просвещение, 1984. — 176 с.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle