Библиографическое описание:

Солодкова Ю. М. Применение технологий проблемного обучения на уроках в начальной школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 232-234.

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося — это решающий фактор процесса образования.

Считаю, что одной из главных задач, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология — совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели; предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов. [4, с. 245]

С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка.

Применяя новые педагогические технологии на уроках, убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Проблема выбора необходимой образовательной технологии возникает перед учителем всегда. Но в новых условиях необходимы и новые, а может быть хорошо забытые старые технологии, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношений между учителем и учеником.

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе использую технологии проблемного обучения.

Проблемное обучение определяют как тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций. [3,с. 257]

Проблемная ситуация- центральное звено проблемного обучения, с помощью которого побуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений. [1, с. 16]

Компонентами проблемной ситуации являются:

-        Неизвестное (новое понятие, отношение, способ или условие действия)

-        потребность в новом знании

-        возможности обучающихся в анализе условий поставленного задания и усвоении новых умений

-        интеллектуальные возможности учеников к открытию нового.

Выделяют несколько способов создания проблемных ситуаций:

-        побуждение обучающихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними

-        использование учебных и жизненных ситуаций

-        постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения

-        побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречие между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах

-        выдвижение предположений, формулировка выводов и их опытная проверка

-        побуждение учеников к сравнению, сопоставлению и противопоставлению явлений, правил

-        побуждение учеников к предварительному обобщению новых фактов

-        организация межпредметных связей

-        варьирование задачи, переформулировка вопроса.

Существует несколько условий создания проблемных ситуаций:

-        наличие потребности в новых знаниях

-        должно быть какое-то значимое для ребёнка разногласие, противоречие

-        наличие определённых внутренних условий мышления

-        учитель должен знать общие закономерности возникновения проблемных ситуаций

-        учителю необходимо подготовить учащихся по их развитию и уровню знаний к применению проблемных ситуаций на уроках.

Современность проблемного обучения определяется присущими ему объективными преимуществами в решении задач школы.

В проблемном обучении создаются наиболее благоприятные условия для формирования таких необходимых современному специалисту качеств личности, как познавательный интерес, творческая активность и самостоятельность. Эти условия создаются благодаря активной поисковой познавательной деятельности обучающихся, решающих важные учебные проблемы, благодаря вооружению учащихся способами познавательной деятельности и формированию положительных мотивов учения. Центр тяжести в проблемном обучении переносится на активность самого ученика, учитель опирается на развитие его мыслительных процессов, а не только на его память и заучивание материала.

Современность проблемного обучения определяется и его ролью в решении вопросов управления познавательной деятельностью учащихся. В педагогике идеи управления наиболее яркое выражение нашли в программированном обучении, но именно проблемное обучение, как доказывают исследования, составляет основу для рационального управления процессом познавательной деятельности учащихся.

Актуальность технологий проблемного обучения определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.

Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.

Эта технология привлекает новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаются и сравниваются с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.

В связи с постоянным использованием в обучении проблемного подхода наблюдается повышение уровня познавательной активности у младших школьников. Когда учитель на уроках создаёт проблемные ситуации, дети больше думают, работают самостоятельно, развивается познавательная потребность, интерес к знаниям. Это даёт право судить о возможности и приемственности использования проблемного обучения в начальной школе. Этому свидетельствуют и благополучно проведённые уроки, на которых создавались проблемные ситуации. Ученики в процессе проблемного обучения включаются в активную интеллектуальную и практическую деятельность, при этом они испытывают сильные положительные эмоции.

Таким образом, преимущества использования проблемного обучения состоят в том, что оно повышает уровень познавательной активности учащихся, способствует научению детей самостоятельному добыванию знаний путём творческой деятельности, повышает интерес к учебному труду, обеспечивает развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения.

 

Литература:

 

1.      Ильницкая И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке.-М, 1985

2.      Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М, 1972

3.      Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.-М, 1975

4.      Российская педагогическая энциклопедия./ Под ред. В. Г. Панова.-М, 1993

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle