Библиографическое описание:

Фоминых И. В. Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 307-309.

Необходимость обеспечения качественной реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования активизировала поиск педагогической наукой и практикой путей повышения эффективности образовательного процесса, совершенствования всех его составных элементов.

Выстраиваются иные, чем прежде, приоритеты целей образовательного процесса. Усиливается его ориентация па конечные результаты, в частности, на формирование личности специалиста, его нравственного и творческого потенциала. Интенсивно обновляются содержание среднего профессионального образования, технологии обучения, формы организации учебного процесса. Значительно возрос интерес педагогической общественности к проблеме комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса. И это закономерно. Ведь педагогическая наука и практика убедительно доказывают, что качество и результативность образовательного процесса существенно повышаются, если его учебно-методическое обеспечение осуществляется комплексно.

Дидактический эффект в этом случае достигается за счет того, что при комплексном учебно-методическом обеспечении в большей мере создаются необходимые условия для функционирования образовательною процесса в соответствии с принципами и закономерностями обучения, для более качественного усвоения содержания образования, реализации целей обучения, воспитания и развития студентов, активизации их учебно-познавательной деятельности и управления ею.

Реформирование системы профессионального образования России в настоящее время требует обновления его содержания и предполагает изменения форм и методов обучения. Стремительное развитие передовых технологий в сфере производства, возросшие требования работодателей к уровню подготовки выпускников и переход к реализации ФГОС СПО, открыли новые возможности образовательного прогресса. Все это, в свою очередь, влияет на модернизацию системы среднего профессионально образования, особенно в части создания учебно-методических комплексов.

Под комплексным учебно-методическим обеспечением образовательного процесса по учебным дисциплинам и специальностям следует понимать разработку и создание системы нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и средств контроля, необходимых (достаточных) для проектирования и качественной реализации образовательного процесса в рамках времени, отведенного учебными планами и программами на изучение дисциплин и освоение специальностей.

Требования к разработке и созданию комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебным дисциплинам и специальностям:

-          комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по любой учебной дисциплине и специальности должно разрабатываться и. создаваться в полном его составе и содержании, включая нормативную и учебно-методическую документацию, средства обучения и средства контроля;

-          комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебной дисциплине должно охватывать весь «дидактический маршрут» изучения дисциплины, разрабатываться и создаваться для преподавателя и для студентов в виде «учебно-методических комплексов» по каждому учебному занятию, всем учебным темам, разделам и курсовому проектированию с учетом необходимости усвоения содержания программного материала на уровне требований ФГОС СПО, качественного формирования системы базовых знаний, умений, навыков.

Главная функция УМК заключается в том, что он выступает в качестве инструмента системно — методического обеспечения образовательного процесса по основной профессиональной образовательной программе, его предварительного проектирования.

УМК объединяет в единое целое различные дидактические средства обучения, подчиняя их целям образования. Не только фиксирует, но и раскрывает требования к содержанию изучаемых дисциплин, МДК к знаниям, умениям и практическому опыту выпускников, формированию ряда общих и профессиональных компетенций, содержащихся в ФГОС по специальностям СПО, тем самым способствует его реализации, служит накоплению новых знаний, новаторских идей и разработок, стимулирует развитие творческого потенциала педагогов.

Однако функции УМК не будут исполнены в полной мере, если данный комплекс будет представлять собой лишь собранные вместе компоненты, не связанные между собой единым концептуальным подходом.

В основу УМК должны быть положены следующие принципы:

-          принцип целостности — УМК выступает как модель проектируемой педагогической системы;

-          принцип детерминирования — УМК определяет целевую программу действий обучающихся и обеспечивает ее соответствующими средствами обучения, а также создает условия для самоуправления;

-          принцип модульности — учебный модуль выступает единой структурной единицей УМК;

-          принцип эффективности или связи между целями и результатами обучения — диагностичность описания целей, реализация ФГОС, обеспечение контроля, включая объективные методы, за достижением целей;

-          УМК разрабатывается в строгом соответствии с характеристиками, отраженными в учебном плане (название, трудоемкость, семестры, формы учебной работы, виды контрольных мероприятий и т. д.);

-          содержание и трудоемкость учебной дисциплины, МДК варьируется в зависимости от требований ФГОС по профессии/специальности направления подготовки, целей ОПОП и учебного плана;

-          содержание программ учебных дисциплин и ПМ должно опираться на современные достижения науки, образовательной практики и реализовывать авторский подход к объекту изучения;

-          все элементы УМК должны обеспечивать комплексный подход.

Только соблюдая вышеперечисленные принципы, можно создать качественный учебно-методический комплекс.

Если говорить о самых общих подходах к возможным структурным составляющим средств обучения УМК, то последние могут быть представлены следующим образом [3, с. 110–112]:

-          бумажные издания;

-          сетевые электронные учебные издания (электронный учебник);

-          компьютерные обучающие системы в гипертекстовом и мультимедийном вариантах;

-          аудио учебно-информационные материалы;

-          видео учебно-информационные материалы;

-          лабораторные практикумы (в том числе и лабораторные практикумы удаленного доступа);

-          тренажеры, т. е. тренинговые учебно-тренировочные упражнения (в том числе и с удаленным доступом);

-          информационные базы данных и знаний с удаленным доступом;

-          электронные библиотеки с удаленным (сетевым) доступом;

-          средства обучения на основе компьютерных образовательных сред (КОС);

-          средства обучения на основе виртуальной реальности (ВР);

-          средства обучения на основе геоинформационных систем (ГИС).

При создании УМК можно выделить 4 этана.

1 этап — создание нормативной и учебно-методической документации. Сюда входят: Федеральный компонент (ФГОС, примерный учебный план, примерная учебная программа, перечень кабинетов и лабораторий); Региональный компонент — рабочий учебный план. рабочая программа, календарно-тематический план, технологические карты уроков (или план учебного занятия)

Качественная разработка региональных документов главным образом способствует качественной подготовке специалистов. Особого внимания заслуживает разработка рабочих программ и особенно раздел «самостоятельная работа студентов»,

2 этап создания УМК — это выбор средств обучения.

В первую очередь определяются дидактические средства:

1.         Учебная литература — учебники, учебные пособия, конспекты, лекции, справочники, задачники, каталоги, альбомы.

2.         Методическая литература — частные методики преподавания, методические пособия, методические рекомендации, методические разработки, методические указания.

3.         Дидактические материалы. Сюда включается все дидактические материалы, имеющиеся у преподавателя,

4.         Технические средства обучения. Сюда входят как традиционные средства обучения так и аудиовизуальные средства, видеоматериалы, видеокассеты, различные компьютерные дискеты, и использование компьютерных обучающих программ, мультимедийных средств обучения

В этот же раздел включаются все средства обучения, используемые для проведения лабораторно — практических работ, вопросы для зашиты практических и лабораторных работ.

3 этап включает традиционные и новые технологии обучения. Сюда входят наработанные методические разработки уроков: комбинированных уроков, уроков лекций, бинарных уроков, интегрированных уроков, уроков семинаров, деловой игры, уроков аукционов, уроков «эврика», уроков «Счастливый случай» и т. д.

4этап — контроль за знаниями и умениями студентов.

В этот раздел входят различные виды контроля за знаниями и умениями студентов: Блочно-модульный рейтинговый контроль, срезы знании, тестирование, коллоквиумы, семинары, контрольные и самостоятельные работы, зашита лабораторных и практических работ, зашита рефератов, зашита курсовых работ.

Здесь особо надо учесть контроль за самостоятельной работой студентов, которая предусмотрена рабочей программой (подготовка рефератов, сочинений, составление кроссвордов, обработка различных деталей изделий и т д.).

Также обязательным блоком при создании УМК необходимо включать электронные пособия, используемые на данной дисциплине. Например, такие как, электронные учебные пособия, обучающие программы, тестирующие программы, презентации.

Создание УМК положительно влияют на подготовку специалистов. Преподаватель, работая над созданием УМК. совершенствует всю свою методику обучения, свои знания, приводит их в систему. При создании УМК преподаватель использует различные информационные технологии, таким образом, развивая свою информационную культуру, а соответственно и информационную культуру студентов.

 

Литература:

 

1.         Щепотин А. Ф., Чекулаев М. А., Сосонко В. Е., Шеховцев А. П. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях. М.: ИПР СПО, 2002

2.         Макаров А. В., Трофимова З. П., Вязовкин В. С., Гафарова Ю. Ю. Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки: Учебно-методич. пособие — Мн. РИВШ БГУ, 2001. — 118 с.

3.         Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технологии, организация. — М.: Издательство МЭСИ, 1999. — 196с.

4.         Аргунова Т. Г. Комплексное учебно-методическое обеспечение предмета. М., 1999

5.         Гусева Р. П. Методическая готовность преподавателей к созданию комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса.// Среднее профессиональное образование, 2003, № 3.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle