Библиографическое описание:

Аблитарова А. Р., Бекирова Н. Р. Адаптация детей старшего дошкольного возраста к школе средствами сказкотерапии [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 52-55.

Статья посвящена проблеме адаптации детей дошкольного возраста к школе с помощью сказкотерапии. Определено возможное влияние сказкотерапии на становление взаимоотношений между детьми, т. е. их дальнейшей адаптации.

Ключевые слова: сказкотерапия, адаптация, воспитание, взаимодействие, дружеские отношения, дошкольник.

 

Постановка проблемы. С поступлением ребенка в школу в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение большего времени, новые требования к поведению, постоянный тесный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все это обрушивается на маленькие и хрупкие плечи ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной помощи взрослых может привести к частым болезням, повышенной тревожности, необоснованным страхам и т. д. Данные трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду новую, не известную до этого времени, в среду школы. Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т. е. иными словами адаптироваться. Адаптация ребёнка к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. [1, с. 53].

Анализ последних исследований. Социально-психологические аспекты адаптации стали предметом исследования таких психологов, как А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др. Педагогические аспекты адаптации рассмотрены в трудах Н. Н. Березовина, О. Л. Берак, В. В. Давыдова, Н. Ф. Талызиной и многих других исследователей.

Позитивные и негативные факторы приспособления детей к школе выделяли Я. Л. Коломинский и Е. А. Панько. Исследования показывают, что адекватная оценка ребенком своего положения в школе, изменение вида деятельности, оптимальные методы семейного воспитания, отсутствия конфликтных ситуаций в семье, высокий статус в группе сверстников способствует успешному привыканию детей к обучению, в то время как функциональная неготовность к школе, неудовлетворенность в общении со взрослыми, низкий уровень образования родителей, негативное отношение педагога и неблагоприятный микроклимат в семье затрудняют процесс адаптации к школе [9, с.18]. Эффективность работы учителя в период привыкания первоклассников к школе зависит от учета этих факторов и умелого выстраивания взаимоотношений с детьми.

Одним из факторов успешности адаптации является возраст начала систематического обучения. Адаптация 6-летних детей к школе длится дольше — у них наблюдаются повышенное напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность. Тем не менее, год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для физического, функционального и психического развития.

С физиологической точки зрения младший школьный возраст — это время бурного физического роста, когда дети быстро тянуться вверх, когда особенно очевидна дисгармония в физическом развитии, когда она явно опережает нервно-психическое развитие ребенка. Это сказывается в ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях. Все это усугубляет ситуацию для ребенка, истощает его силы, снижает возможности в опоре на ранее приобретенные психические образования. В связи с этим становится понятной тревога родителей и врачей за ход адаптации ребенка к школе.

Следующим фактором успешности является состояние здоровья ребенка (физическая готовность к обучению) — один из основных факторов, влияющих не только на длительность и успешность адаптации к школе, но и на весь процесс дальнейшего обучения. Легче всего адаптируются здоровые дети, намного тяжелее — часто болеющие дети и дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии. У большей части из них в начале школьного обучения отмечается ухудшение состояния здоровья, сопровождающееся возникновением нервно-психических отклонений [3, с. 31].

Готовность ребенка к началу систематического обучения является следующим не менее важным фактором. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению — это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства [14, С. 17–19]. Готовность ребенка к школе определяется уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникативном и физическом отношениях.

Важность личностной и интеллектуальной готовности к школе подчеркивала Л. И. Божович. Она считала, что эти аспекты важны как для успешного овладения учебной деятельностью, так и для скорейшей адаптации ребенка к новым условиям; успешность обучения во многом зависит и от уровня мотивационного развития, уровня произвольности поведения и развития интеллектуальной сферы [2, С. 22–45].

Таким образом, психологическая готовность ребенка к школьному обучению представляет собой структуру взаимосвязанных элементов: мотивационного (внутренняя позиция школьника), волевого (способность подчинять свои действия правилу), интеллектуального (наличие внутреннего плана действия, сформированность знаковой функции сознания и т. д.). Так же следует сказать, что высокие показатели психологической готовности, как правило, обеспечивают успешность адаптации ребенка к школе, однако не гарантируют, что в начальной школе у ребенка не возникнет проблем.

Адаптация детей к школе в значительной степени определяется и такими факторами, как содержание обучения и методика преподавания. Рациональная организация учебных занятий и режима дня существенно облегчает процесс адаптации детей к школе. При этом важно учитывать, что расписание учебных занятий, методы преподавания, содержание и насыщенность учебных программ, а также условия школьной среды должны соответствовать возрастным функциональным возможностям первоклассников.

В известной степени облегчает адаптацию к школе предварительное пребывание детей в детском саду. На развитие и течение адаптационного процесса влияет характер воспитания в дошкольном возрасте. Быстрее адаптируются дети, посещавшие до школы детский сад, а у тех, кто воспитывался дома, чаще наблюдались двигательная расторможенность, нежелательные изменения в характере общения со сверстниками. «Незрелые» школьники, среди посещавших, детский сад встречаются вдвое реже, чем среди детей из домашних условий.

В то же время эффективность адаптации первоклассников к школе во многом зависит от позиции учителя и от выбранного им стиля общения с учениками. Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. Стиль общения и руководства в значительной степени определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе, особенно на начальном этапе обучения.

Немаловажным фактором является создание положительного микроклимата в школьном коллективе. Задача учителя — поддерживать дружбу ребят по интересам, формировать эти интересы. Важно, чтобы ребенок понял, что класс, школа — это доброжелательный, чуткий коллектив сверстников, младших и старших товарищей. Следует отметить, что ребенок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников: ведь ему необходима их оценка, их отношение. Положительные эмоции, которые он испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе. Отношение учителя к ребенку — индикатор отношений к нему и его одноклассников. От негативного отношения учителя ребенок страдает двойне: учитель относится к нему «плохо», и так же относятся к нему дети, поэтому лучше стараться избегать отрицательных оценок поведения ученика и его школьных успехов [14, C. 32–41]

В работах психологов утверждается, что семейные отношения влияют на процесс адаптации первоклассников. Психологи Я. Л. Коломинский и А. А. Панько считают, что для того чтобы период адаптации к школе прошел относительно легко, очень важно, чтобы взаимоотношения в семье были хорошими, отсутствовали конфликтные ситуации и к тому же у самого ребенка должен быть благоприятный статус в группе сверстников [8, С. 16–21].

Следует отметить, что для успешной адаптации к школе педагогам и родителям необходимо развивать у детей умение жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отзываться на чужие переживания, то есть стать социально и эмоционально компетентным.

Кроме того, в основе социального развития ребенка лежит двусторонний процесс усвоения норм и правил: с одной стороны, ребенку необходимо усвоить нормы и правила по отношению к предметному миру, а с другой — нормы и правила общения с другими людьми. Этот процесс сопровождается эмоциональными переживаниями, отражающимися на поведении ребенка. Но под воздействием целого ряда негативных факторов (нарушение детско-родительских отношений, неблагоприятный психологический климат и т. п.) у ребенка формируются признаки социально-эмоционального неблагополучия. Формирование у детей умения преодолевать свое неблагополучие происходит в деятельности, в непосредственном общении со взрослыми и сверстниками.

В психологических исследованиях особое внимание обращается на необходимость использовать такие формы организации обучения, которые позволяют детям объединяться парами, группами, большими коллективами. В процессе такой совместной деятельности формируются важнейшие качества личности будущего школьника: умение договариваться, распределять обязанности, оценивать долю своего участия в общем труде [13, С. 5–11]. Учитывая, что дети мало знакомы, еще не сформировались их взаимоотношения, нужно помочь им познакомиться друг с другом, установить контакт, наладить дружеские отношения. Для этого периода особенно важны совместные игры (настольные, подвижные, ролевые, театрализованные).

В своих работах Цукерман Г. А., Поливановой К. Н. рассматривали нормы сотрудничества учителя с детьми. Психологи показали, что эффективной является не индивидуальная работа под руководством чуткого взрослого, а работа в группе совместно работающих детей [13, С. 11–22].

Одним из наиболее значимых методов психодиагностической работы, в том числе и работы по адаптации ребенка к дошкольному учреждению является сказка. Она представляется «как средство передачи жизненного опыта от одного поколения к другому» [5, с.26]. Сказка — это один из необходимых элементов воспитания ребенка. Она простым и доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, развлекает и утешает, мастерски вуалируя нравоучения и назидания под яркими красками сказочных историй. Сказка является примером, по которому ребенок, учиться строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Она действует на детскую душу очень тонко и деликатно, на уровне эмоций, переживаний и чувств, но, тем не менее, точно и прямолинейно ведет его по намеченному пути познания жизни, не давая запутаться и заблудиться [6, с.12].

Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром [11, с.19]. Сказкотерапия — это одно из направлений практической психологии, использующее сказки для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Р. Азовцева, Э. Берн, Э. Гарднер, Зинкевич-Евстигнеева, Е. Лисина, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Петрова, Э.Фромм и т. д.

Сказкотерапия, без сомнения, является очень ценным методом психологической работы с детьми, предоставляя очень естественную и традиционную форму общения ребенка и взрослого — через сказку. То есть сказка представляет собой инструмент двоякого значения — вначале оказывает диагностику, а потом воздействует на ситуацию. При этом она легка в обращении, растворяет и обходит многие формы психологических защит, приятна и многомерна по форме подачи (рассказ, игра, театр и тому подобное). В дошкольном возрасте восприятие сказки становится деятельностью ребенка, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать, раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами взрослого мира. У маленького ребенка сильно развита идентификация, т. е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Это дает возвожность ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать где добро, а где зло. Проигрывание сказок способствует развитию образного мышления, а также умению действовать в критических ситуациях. Сказкотерапия — естественный способ социализации детей, научение их распознавать опасности и справляться с ними.

С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Метафора обеспечивает контакт между левым и правым полушарием мозга. В процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл из сюжета, в то время, как правое полушарие свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества [11, с. 32].

Применение сказки при работе над страхами ребенка может прослеживаться следующее: на осознаваемом, вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, однако положительный эффект от работы присутствует, т. е. изменения часто происходят на подсознательном уровне. При этом наблюдается замечательный факт. Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то свое, актуальное для него, созвучное его проблемам.

Таким образом, анализ изученной литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод, что адаптация является одной из актуальных проблем в современном образовании. Дети самостоятельно не могут справиться с данной проблемой. Взрослые должны всячески содействовать мотивации детей к посещению школы. Сказкотерапия в свое время помогает пройти этап адаптации на много легче, быстрее и безболезненнее, без особого вреда для ребенка и его окружения. Процесс адаптации проходит в весьма увлекательной форме. С помощью сказки ребенок может прожить, прочувствовать, осознать и найти решение из определенной сложившейся ситуации.

 

Литература:

 

1.                  Безруких М. М., Ефимова, С. П. Знаете ли вы своего ученика? [Текст] / М. М. Безруких С. П. Ефимова — М., 1991. — 176 c.

2.                  Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. — М.; Воронеж, 1995. — 209 с.

3.                  Журавлев Д. Адаптация учащихся на переходных периодах //Народное образование. -2008. -№ 2.- С.31.

4.                  Пермяков А. А., Морозов В. В., Зарединова Э. Р. Краткий словарь педагогических понятий: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / авт. — сост.: А. А. Пермяков, В. В. Морозов, Э. Р. Зарединова. — [изд. 2-е, испр. и доп.]. — Кривой Рог; Симферополь: Видавничий дiм, 2010. — 144 с.

5.                  Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии — СПб.: ООО Речь, 2006–171 с.

6.                  Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии — СПб.: ООО Речь, 2000. — 310 с.

7.                  Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М., 1988. -190 с.

8.                  Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников: учебное пособие для студ..– М.: Изд. центр «Академия», 2008.– 176с.

9.                  Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. — СПб.: Речь, 2006.- 144с.

10.              Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой.- Харьков: Фолио, 1996. — 464 с.

11.              Фон Франц М. Л. Психология сказки. СПб.: БСК, 1998.- 360 с.

12.              Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Ведение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни. — М., 2010. -128 с.

13.              Шинтарь З. Л. Введение в школьную жизнь: Учеб.-метод. пособие / З. Л. Шинтарь. –Гродно, 2002. — 119 с.

14.              Шкуричева Н. А. Изучение взглядов учителя на проблему адаптации школьников к ученическому коллективу // Начальная школа. — 2008. -№ 8.- С.15–19.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle