Библиографическое описание:

Штепина И. С. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся: алгоритм создания на примере МАДОУ № 20 «Детский сад комбинированного вида» [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 164-165.

Современные стандарты обучения, в том числе и дошкольного, требуют индивидуального подхода ко всем участникам образовательного процесса. Данная статья описывает алгоритм создания индивидуальных маршрутов для обучающихся в дошкольном учреждении.

Ключевые слова: индивидуальные маршруты обучающиеся, индивидуальный подход к обучению, алгоритм создания маршрутов, дошкольное учреждение, дошкольное обучение.

 

Сегодня современное общество динамично развивается и первостепенной задачей дошкольной образовательной организации становится формирование у детей социального опыта, личностных качеств, позволяющих успешно адаптироваться в социуме, в изменяющихся условиях, к новому этапу жизни — школе, с учётом его индивидуальных особенностей.

Переход на новые образовательные стандарты является одним из направлений национальной образовательной инициативы, утверждённой Президентом Российской Федерации.

В соответствии с ФГОС ДО одним из требованием к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования является учет индивидуальных особенностей обучающихся при организации образовательного процесса.

В соответствии с требованиями ФГОС, в образовательном процессе дошкольной образовательной организации необходимо использовать разнообразные формы и методы работы с обучающимися в соответствии с их индивидуально-психологическими особенностями. Особенно важным является учет в образовательном процессе целевых ориентиров дошкольного образования, которые относятся к личностным характеристикам обучающихся, а именно:

-        инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности,

-        уверенность в своих силах,

-        открытость внешнему миру,

-        развитое воображение,

-        способность к фантазии,

-        творческие способности и пр.

Таким образом, перед педагогами ДОУ встаёт проблема организации образовательного процесса в группе в соответствии с требованиями стандарта. В этой связи разработка индивидуальных маршрутов, по нашему мнению, обеспечит успешное формирование социального опыта обучающихся.

В настоящее время находятся на стадии разработки механизмы и технологии работы с индивидуальными маршрутами обучающихся, не разработаны методические рекомендации по реализации индивидуальных маршрутов, направленных на формирование социального опыта обучающихся с учётом их индивидуальных особенностей. Сегодня актуализировано решение проблемы организации и построения образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка в условиях ФГОС ДО.

МАДОУ № 20 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово с января 2014 года осуществляет подготовку к реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС. Это отражается в применении соответствующих форм, методов работы педагогами, осуществлении психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном процессе ДОУ.

Рис. 1. Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся.


 

Обучающиеся в дошкольном учреждении рассматриваются как объект обучения с разных точек зрения (см. рис.1):

1.                      через взаимодействие со специалистами учреждения (учителями-логопедами, педагогами-психологами, инструкторами по физическому воспитанию, педагогами дополнительного образования, музыкальными руководителями);

2.                      через отношения со сверстниками в группе;

3.                      через взаимоотношения с воспитателями;

4.                      через взаимодействие в семье.

Каждый аспект взаимодействия обучающегося анализируется при помощи соответствующих методов: наблюдения, бесед, мониторинга, игр и пр. Полученные результаты интерпретируются в соответствующие рекомендации для каждого объекта взаимоотношений обучающегося, делаются выводы. В результате многостороннего изучения поведения обучающегося с различными объектами обучения создаются индивидуальные маршруты для каждого обучающегося (см. рис. 2). В них прописана и индивидуальная работа воспитателя, и рекомендации для специалистов дошкольного учреждения, и советы родителям. Таким образом, на начало учебного года каждый обучающийся имеет свою индивидуальную модель психолого-педагогического сопровождения и индивидуальный образовательный маршрут, которые являются условием формирования социального опыта.

Рис. 2. Модель создания индивидуальных маршрутов обучающихся

 

Литература:

 

1.                 Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года

2.                 От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, — М.: Мозайка-синтез, 2014

3.                 Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ 17.10.2013 № 1155)

Основные термины (генерируются автоматически): индивидуальных маршрутов, индивидуальных особенностей, индивидуальных образовательных маршрутов, создания индивидуальных маршрутов, социального опыта, образовательного процесса, дошкольной образовательной организации, формирование социального опыта, организации образовательного процесса, опыта работы МАДОУ, реализации индивидуальных, «Детский сад комбинированного, сад комбинированного вида», реализации индивидуальных маршрутов, алгоритм создания, дошкольного образования, педагогов дошкольной организации, психолого-педагогического сопровождения, алгоритм создания индивидуальных, МАДОУ детский сад.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle