Библиографическое описание:

Аблитарова А. Р., Сейтбелялова Р. Р. Воспитывающий потенциал сюжетно-ролевой игры в полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 59-61.

В статье раскрывается особенности полоролевой социализации детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр в условиях поступления в дошкольное учреждение.

Ключевые слова:дети дошкольного возраста, полоролевая социализация, сюжетно-ролевая игра, воспитание, потенциал.

 

Актуальность проблемы. В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра, несомненно, довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и развития. Воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их. Сюжетно-ролевая игра как никакая другая деятельность приближает ребенка к миру взрослых, моделируя их отношения. Такое моделирование — важнейшее средство ориентации ребенка в задачах, мотивах и нормах деятельности взрослых людей, ориентации в своей полоролевой идентичности, соотнесения себя к представителю определенного пола, что имеет решающее значение в социализации и полоролевой социализация ребенка.

Целью статьи является выявление особенностей идентификации ребенком старшего дошкольного возраста себя как представителя определенного пола в игровой деятельности.

Постановка проблемы. Большинство психологов, изучавших ранний генезис формирования психического пола, констатируют полоролевые предпочтения у детей уже на втором году жизни.Различия в интересах и предпочитаемых занятиях у дошкольников, как показывает ряд авторов, обусловливают во многом их объединения со сверстниками своего пола для совместной деятельности, и в первую очередь в сюжетно-ролевых играх  [11, 12, 13].Исследование Л. В. Поповой, эксперименты Т. А. Репиной и ее учеников свидетельствуют, что уже в три года у детей, воспитывающихся в детском саду, имеются предпочтения к полотипичным игровым объектам, и в большей степени они выражены у девочек. Это также находит отражение в сюжетах игр детей и предпочитаемом содержании рисунков [7, 8]. Теоретические идеи полоролевого воспитания, определившие необходимость учета в воспитании личности полоролевой дифференциации представлены в работах В. В. Абраменковой, В. Е. Кагана.

Анализ публикаций. В настоящее время ведутся исследования по проблемам гендерной социализации семьи, разрабатывается концепция полоролевого образования современных школьников, открываются Центры гендерного образования [4, 5, 9, 10].И. С. Кон, В. Е. Каган, Л. И. Столярчук, Т. А. Репина исследовали проблему полоролевой социализации начиная с дошкольного возраста. Многие работы и наблюдения отечественных исследователей показывают что, у мальчиков преобладают игры героической тематики, а также подвижные спортивные игры. Девочки предпочитают игры спокойного характера: в «дочки-матери», детский сад, больницу, магазин [2, с.83].

Успех вхождения ребенка в мир людей, его половая воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить.

Сюжетно-ролевая игра — это незаменимая школа полоролевой социализации. Дети, выполняя в игре роли, идентифицируют себя с мужскими и женскими образами, подражают модели их поведения. Как отмечает Т. А. Репина, важное значение игры в полоролевом развитии дошкольников обусловлено возможностью «практиковать» в игре, пусть в воображаемом плане, поведение модели, соответствующей роли [2, с.123].

Сюжетно-ролевые игры возникают в 3–4 года. До этого возраста дети играют рядом, но не вместе. Сюжетно-ролевые игры предполагают коллективные отношения. Конечно, включение ребенка в коллективные игры зависит от условий воспитания. Дети, воспитывающиеся дома включаются в них с большим трудом, чем дети, посещающие детский сад. В коллективных сюжетных играх, которые к 6–7 годам становятся более длительными, дети следят за замыслом игры, за поведением товарищей. Сюжетно-ролевые игры учат детей жить в коллективе. Постепенно в игры вводятся правила, накладывающие ограничения на поведение партнера.

В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. В процессе игры, ребенком выполняется определенная социальная функция, дифференцированная по полу. Эти игры называют социосексуальными, хотя собственно сексуального в них очень мало. В процессе игры ребенок уточняет строение своего тела и сравнивает себя с другими детьми, начинает осваивать половую роль. В психосексуальном развитии ребенка игровой период характеризуется инициативой, усвоением полоролевого поведения, привязанностью друг к другу, первой любовью, половыми играми, проигрыванием ролей родителей [3, с.35].

Девочки чаще играют в куклы, дочки-матери, мальчики больше интересуются к оружием, конструктором, машинами. Когда в экспериментальной обстановке детям предоставили возможность поиграть в магазин, то в качестве продавцов они предлагали мальчикам купить машинки и конструктор, а девочкам — кукол и посуду. Подобное поведение доказывает, что присущее любой культуре связывание предметов и свойств с тем или иным полом зависит не только от научения через наблюдение или заучивание определенных ассоциаций типа «куклы для девочек, машинки для мальчиков». Дети начали ставить одни свойства в причинную связь с мужским полом, а другие — в такую же связь с женским [1, с.26].

Игры мальчиков более предметны, девочек более словесны, поэтому они играют в вербальные игры, мальчики предпочитают возиться с конструктором. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, водят тракторы, строят мосты и занимаются плотницкими работами. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) — у мальчиков и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) — у девочек.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки — женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность.

Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их полоролевых особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д.

Ролевые игры — лучший способ преодоления негативных ролевых стереотипов. Например, игра «Врач и пациент» идеально подходит для этой цели. Дети могут свободно меняться ролями. Эта игра вдохновляет мальчиков заботиться о ком-либо, а девочкам играть мужские роли. Чаще ролевые ориентации девочек сдвинуты в сторону противоположного пола несколько больше, чем у мальчиков. Замечено, что дети, поведение которых строго соответствует всем требованиям, предъявляемым к их полу, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями.

Наоборот, дети, более свободные от жесткой половой типизации поведения, имеют высокий интеллект и психологически более благополучны. Воспитатель и родители могут корректировать те или иные негативные качества детей с помощью распределения игровых ролей и сюжетными изменениями [6, с.93].

Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей, с одной стороны призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я девочка и буду ей постоянно, Я — мальчик и всегда буду им». Но вместе с тем, современная ситуация развития общества категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали рядом преимуществ по половому признаку. Например, мальчики, как будущие мужчины, в личных проявлениях, не должны демонстрировать только мужественность, несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими, чуткими, проявлять заботу по отношению к другим людям, родным и близким. Девочки, как будущие женщины, помимо традиционно женских качеств должны быть активными инициативными, уметь отстаивать свои интересы.

Анализ игровой деятельности на практике детского сада показывает, что сюжетно-ролевая игра, есть путь познания окружающего мира, отражение ребенком мира взрослых, отношений между людьми.

Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности. Проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Ценность сюжетно-ролевых игр во многом определяется их взаимодействием на эмоциональные сферу ребенка. Как отмечает Т. А. Репина, «…хотя игровая ситуация воображаемая, но чувства, которые переживает дошкольник в игре, реальные, настоящие. Мальчик, сражаясь в игре с врагом, чувствует себя смелым, отважным героем. Девочка-«мама» испытывает нежность к своему «ребенку-кукле», тревогу за него, когда он «болеет» [9, с.164].

Таким образом, идентификация дошкольника себя как представителя определенного пола в игровой деятельности является неотъемлемой частью полоролевой социализации и свидетельствует об уровне компетентности на данном этапе его развития.

 

Литература:

 

1.                  Вейнингер О. Пол и характер, — М.: Академия, 1992. — 26 с.

2.                  Гендерная педагогика: учеб. пособие/Л. В. Градусова. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. — 176 с.

3.                  Каган В. Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии. — Л.: 1988. — 35 с.

4.                  Клецина И. С. Практикум по гендерной психологии СПб.: Питер, 2003. — 479 с.

5.                  Конышева Е. А. Формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры–драматизации: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.07)/Конышева Елена Алексеевна [Урал. гос. пед. ун-т]. — Екатеринбург, 2006. — 23 с.

6.                  Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры/ Избранные психологические произведения. М.: 1983. — 93 с.

7.                  Попова, Л. В. Гендерная социализация в детстве//Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. I.

8.                  Репина Т. А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду//Вопр. психол. 1984. — № 7. — 62–70 с.

9.                  Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. — 245 с.

10.              Штылева Л. В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. М.: «ПЕР СЭ», 2008. — 316 с.

11.              Campbell J. D. Peer relations in childhood // Hoffman L., Hoffmann M. (eds.) Review of child development research. V. I. N. Y., 1964. — 289–323 p.

12.              Golberg S., Lewis M. Play behaviour in the year-old infant. Early sex differences // Child Devel. 1969. N 40. — 21–31 p.

13.              Hurtap W., Zook A. Sex-role preferences in 3 and 4 year old children// J. Consult. Psychol. 1960. N 24. — 420–426 p.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle