Библиографическое описание:

Куриленко О. С. Работа с родителями в условиях современной школы [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 361-363.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Л. Н. Толстой

 

Положения закона «Об образовании», провозглашающие «демократический, государственно-общественный характер управления образованием…» служат исходными нормами для обеспечения сотрудничества школы и родителей. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся». Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.

Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы на государственном уровне. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи. Сегодняшняя семья в корне изменилась. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Работа школы с родителями в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка. Одним из условий стабильности семьи и нормального развития ребенка является сотрудничество родителей с педагогическим коллективом школы, в которую поступил их ребенок.

Каждый педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены вопросами воспитания детей. Семья — это система, в которой у каждого члена своя роль. Главными воспитателями своих детей являются родители. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А. С. Макаренко, «семьи бывают разные. Поручится за то, что семья воспитывает как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».

За этот период (до школы) дети приобретают определенные привычки и склонности, хорошие и плохие. И многое здесь зависит от семьи, ее культуры, морального уровня, согласия. Приняв 1 класс, где ребенок делает свои первые школьные шаги, учитель обязан за упрямыми, непослушными или, напротив, дисциплинированными Петями, Машами, Юлями увидеть ту среду, которая их такими воспитала. А для этого необходимо настолько тактично и сердечно подойти к ученику, чтоб он пустил учителя в свой внутренний мир; чтоб и семья увидела в учителе друга, которому хочется довериться. И сегодня современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведет к ошибкам, непониманию, а значит — к безрезультативности воспитания.

Припомню несколько эпизодов из своей педагогической практики.

Рома был очень раздражительным, чуть что — бросался в драку. И так как был самым большим и сильным в классе, то от него часто плакали дети. Выяснилось, что родители за любую провинность жестоко наказывали мальчика, и он привык надеяться только на физическую силу. Побывала я у родителей Ромы, объяснила, какое зло они причиняют и себе, и сыну, и обществу, ожесточая мальчика, посоветовала действовать добром, убеждением, проявлять терпение и ласку; пригласила их в школу, показала,, что мальчик хороший; охотно ухаживает за цветами в классе, жадно слушает чтение рассказов и сказок, выступает на праздниках в нашем классе. Родители совсем другими глазами стали смотреть на сына — уважать в нем личность.

В классе мы читали и обсуждали рассказы Л.Толстого, В Осеевой о смелости, дружбе, товариществе и самоотверженности. В эти беседы я стремилась втянуть Рому, чтобы он сам сделал вывод, что силу надо использовать на хорошие и благородные поступки: защищать младших, слабых, девочек и т. д. А в подтверждение этого на практике назначила мальчика отвечать за дисциплину в классе на перемене. Сначала Рома не выдерживал и пускал в ход кулаки, если чье — то поведение не удовлетворяло его. Приходилось сдерживать мальчика, терпеливо объяснять, как наладить дисциплину. Со временем Рома успокоился, перестал драться и оказался хорошим товарищем. Очень важно вовремя разобраться, какое влияние оказывают на ребенка окружающие, и, если надо, поспешить на помощь.

Нелегко воспитывать, а вернее, перевоспитывать ученика, которому в семье все дозволено, во всем потакают и не привили уважение к другим людям. Из такого ребенка подчас может вырастить очень плохой для общества человек. И как ни трудно, учителю надо сражаться за него. На вопрос: «Что вам нельзя?» ответы детей сводятся в основном к следующему: нельзя зажигать газ, открывать незнакомым людям дверь, разжигать костер и т. д. Некоторые дети говорили так: «Я не знаю, что мне нельзя, мне все можно». Вот с такой установкой — можно все! — дети обычно приходят в школу: можно кричать, бегать, перебивать учителя, плохо вести себя в столовой и т. д. Принцип воспитания многих родителей: делай что хочешь, только мне не мешай. А ведь родители в ответе за своего ребенка, они должны предъявлять к нему необходимые требования, учить тому, что можно, а что нельзя. Недаром народная мудрость гласит: «Если хочешь испортить ребенка, дай ему все, что он хочет». Был у меня такой ученик Дима. В его доме руководят не взрослые люди, а избалованный мальчишка, с капризами которого еще не раз пришлось встретиться в школе. Эта мысль подтвердилась в первый же день занятий. Дима отказался встать вместе со всеми на линейке и побежал к бабушке. Бабушка простирала над внуком руки, словно защищала от опасности. В классе, когда рассаживала детей, Дима снова надулся, не захотел сидеть с девочкой. Я его посадила одного. И вся система работы(беседы, классные часы, культпоходы, общие дела), которая проводилась в классе, не могла не задеть души ребенка. И вот наступил такой переломный для него момент, когда он подошел после уроков и, смущаясь, попросил, чтобы его посадили с кем — нибудь.

Есть семьи, которые готовы всю заботу о воспитании и обучении ребенка переложить на школу; предъявляют претензии и раздражаются, когда их призывают выполнить прямой родительский долг. С такими родителями учитель должен быть (в интересах дела) последовательно тверд и настойчив.

Часто ли родители говорят детям о своей родословной? Знают ли они, откуда идут корни рода? Не ошибусь, если скажу — очень редко. Народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растет».

Однажды я решила побольше узнать о родителях и родственниках своих учеников. Из 26 учащихся в возрасте 10 лет добрая половина не знала отчества своих родителей: Катя, Аня, Лена и так далее — были ответы детей. Некоторые с трудом припомнили, где они работают. Другие же знали работы мам и пап, но назвать их профессию затруднялись. А о бабушках и дедушках не могло быть и речи.

Уже значительно позже, когда я познакомилась поближе с семьями учащихся, поняла, что дети очень мало общаются с родителями. И мне стало грустно, что в этих семьях теряется живая связь поколений. Сейчас стало не очень-то модно развешивать фотографии на стенах. А было бы здорово, если бы в детской комнате нашлось немного места для семейной фотогалереи. Во многих семьях хранятся трудовые и боевые награды членов семьи, пожелтевшие «треугольники» с войны, вырезки из боевых газет. А дети часто этого не знают. Посвятите, дорогие мамы и папы, вечер — другой воспоминаниям, рассказам. Не отмахивайтесь от детских вопросов. Оформляйте семейные альбомы. Пусть в вашем доме поселится культ бабушек и прабабушек, дедушек и прадедушек. Такое душевное общение с детьми поднимет нравственный авторитет отца и матери, сблизит членов семьи.

Со второго года обучения началась практическая работа по сбору материалов о родословной семьи. Дети знакомились с происхождением имен и фамилий. Выполняя задания, дети писали о себе, о братьях, о своих родителях, о своих любимых бабушках и дедушках. Узнав много интересного о своих родственниках, выяснив их звания и титулы, дети вместе с родителями стали рисовать генеалогическое древо — древо жизни каждой семьи.

Мы знаем: ни один ребенок не осилит самостоятельно «Приключения Буратино», если его не научили узнавать буквы и складывать их в слова. Так и выросшие дети не будут счастливы в жизни, если с малолетства они не научатся внимательному, трепетному, уважительному отношению к другим людям.

Мама держит в руке единственную конфетку: «Ну, кому ее отдадим? Конечно, Алешеньке!». Дело не в конфетке. Но ребенок с малолетства должен знать, что любовь — к маме, к бабушке, к другу Петьке, к девочке из соседнего подъезда — это прежде всего готовность отдавать, готовность жертвовать. Одна детская газета писала о мальчике. Уж и такой — то он хороший. И промелькнула среди прочего такая деталь: вот уже несколько лет он по воскресеньям встает в шесть часов утра и идет разносить почту вместо мамы почтальона, чтобы она могла отоспаться хотя бы раз в неделю. Какие отметки и характеристики скажут про этого мальчика лучше и ярче? Подрастает верный и благородный мужчина.

Удивительно устроен мир: беззаветно и безоглядно любят именно тех, в кого вложили больше всего труда, души. Выросшие внуки скучают не по той бабушке, которая дарила дорогие подарки, а по той, которой надо было таскать воду, вскапывать огород. И маму особенно нежно любят те взрослые дети, которые с младенчества привыкли нести ей из детского сада конфету, выданную на полдник. И если ребята приучены встречать уставшего папу в коридоре и тащить ему тапочки, они и через много лет постаревшего, больного своего отца не оставят в одиночестве ни на день. Надо учит детей отдавать и жертвовать. Без этой науки ни они, ни родители не будут счастливы.

Правильно организованная работа с родителями — уже половина успеха в обучении и воспитании учеников. Сколько бы ни отнимало времени и даже сил, учитель должен учить родителей методически правильно помогать детям в учебе и воспитывать их. На родительских собраниях я рассказывала об особенностях той или иной темы программы; как объяснить, если обратятся дети. А ведь нам известны факты, когда в семьях либо выполняют задание за ребенка, либо навязывают неправильное решение. На родительских собраниях и в беседах я старалась внушить родителям, что они такие же воспитатели, как и учителя, лишь с той разницей, что у них не 25 учеников, а гораздо меньше, и они должны выработать в себе такие же качества, какие требуются от учителя: выдержку, терпение, индивидуальный подход к ребенку, искренний интерес к его делам и т. д. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, положительно воздействуют на формировании личности ребенка. Родители в глазах детей становятся героями. Восприимчивые души детей являются благодатной почвой, способной взрастить семена знаний, добра и нравственности.

В одном доме всегда полно ребятни — друзей сына или дочери. В другой — приходят, но только когда родители на работе, а к их приходу помогают хозяину «замести следы» и словно испаряются. А из некоторых — свои дети уходят, убегают. И хорошо, если к первым, а не в подвалы и на чердаки.

Работа с родителями в воспитании детей будет успешной и поможет совершенствованию личностных качеств школьника, если за основу взять наказ педагога В. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, — и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, — все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения, — это уродливое воспитание».

 

Литература:

 

1.                  Закон Российской Федерации «Об образовании». В редакции. Действующей с 1 января 2011 г.-М.:КНОРУС,2011.-80 с.

2.                  Сухомлинский В. А. Избр. произв. В 5-ти т. — Киев, 1979–1980.

3.                  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2011.

4.                  Н.М Метенова «Работа с родителями на современном этапе развития образования». -Начальная школа 2001г,№ 8.С.57–61

5.                  Г.Панина «Учитель и родители — оптимизация взаимодействия» — Начальная школа 2004г. № 12 с.16–17

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle