Библиографическое описание:

Владимирова Н. В. Сюжетно-игровое занятие «Путешествие мышки» по коррекции звукопроизношения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 90-92.

В предложенной работе рассматривается возможность использования артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики в ходе проведения индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения с детьми старшего дошкольного возраста. Тематически-игровая основа позволяет учителю-логопеду творчески выстроить занятие по одной сюжетной линии, что способствует повышению уровня мотивации детей.

Ключевые слова: биоэнергопластика, артикуляционная гимнастика, артикуляционные упражнения, дифференциация свистящих-шипящих звуков

 

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация»

Цель: Дифференциация звуков с — ш

Программное содержание:

Образовательные задачи:

-                   Закрепить артикуляцию звуков с — ш, упражнять в дифференциации звуков с — ш в слога, словах, фразах.

-                   Формировать грамматически правильную речь; упражнять в согласовании существительных с прилагательными, числительных с существительными в роде, числе.

-                   Совершенствовать диалогическую форму речи.

Коррекционно — развивающие задачи:

-                   Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

-                   Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематический слух, память.

Коррекционно — воспитательные задачи:

-                   Развивать навыки контроля за речью.

-                   Воспитывать умение проявлять заботу, формировать волевые качества (настойчивость, организованность).

Оборудование: карта путешествий маленькой мышки, предметные картинки со звуками с — ш, карточка.

Ход

Оргмомент — артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.

Описание артикуляционного упражнения

Описание движений кисти и пальцев руки

«Лягушка»

На счёт «один» улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4–5 раз.

Кисть находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счёт «один» немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх. Удерживать кисть в таком положении под счёт от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4–5 раз.

«Кошка сердится»

На счёт «один» улыбнуться, открыть рот, опустить язык за нижние передние зубы и упереть в альвеолы. Среднюю часть языка округлить, немного продвинуть вперёд. Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 5. Повторить 5–6 раз.

Кисть находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счёт «один» сомкнутые пальцы согнуть в нижних и средних фалангах, удерживать ладонь в форме ковша с опущенными вниз пальцами под счёт от 1 до 10, затем вернуться в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 5–6 раз.

«Парус»

Улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот. Повторить 5–6 раз.

 

Кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена и направлена вниз. На счёт «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами поднять вверх и немного выгнуть, удерживать под счёт от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 5–6 раз.

«Чашечка»

На счёт «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднят кончик языка, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик».

Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 5. Повторить 4–5 раз.

Кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения ладонью вверх, пальцы сомкнуты и слегка согнуты в нижних фалангах. На счёт «один» сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг и немного поднять кончики пальцев вверх, удерживать ладонь в форме ковшика под счёт от 1 до 5. Повторить 4–5 раз.

«Чистим зубы»

Улыбнуться, открыть рот. На счёт «один» кончик языка опустить за нижние передние зубы и выполнять движения из стороны в сторону под счёт от 1 до 5. На счёт «два» поднять кончик языка вверх и так выполнять движения из стороны в сторону под счёт от 1 до 5. Закрыть рот, держать закрытым под счёт от 1 до 5. Повторить упражнение от 1 до 5.

Кисть находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Ладонь направлена вниз. На счёт «один» опустить кисть вниз и выполнять движения из стороны в сторону, читая от 1 до 5. На счёт «два» поднять кисть вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону, считая от 1 до 5. Пальцы поднятой вверх или опущенной вниз ладони указывают на верхнее или нижнее положение языка. Затем вернуть кисть в исходное положение, удерживать под счёт от 1 до 5. Выполнять упражнение 6–7 раз.

 

Введение в тему.

Логопед: Сегодня ты встретишься с мышкой и отправишься с ней в небольшое путешествие, будешь различать и произносить разные звуки и слова. Мышка оставила карту, которая покажет тебе дорогу, поможет ничего не забыть и перепутать.

Ребёнок: домик.

Логопед: В этом домике за высоким забором живёт мышка. Однажды она проснулась, умылась, вышла на крыльцо и увидела… Посмотри, что нарисовано около домика?

Ребёнок: насос и шина.

Логопед: Как свистит насос?

Ребёнок: с — с — с (произносит длительно и кратко).

Логопед: Как шипит проколотая шина?

Ребёнок: ш — ш — ш (произносит длительно и кратко).

Актуализация знаний

Логопед: Одинаковые ли ты звуки произносил? Какие звуки мы будем учиться различать и говорить правильно?

Ребёнок: звуки с и ш.

Логопед: Чем похожи звуки с — ш? Чем отличаются?

Ребёнок: звуки с и ш — согласные. Отличаются положением язычка.

Основная часть

Логопед: Где Язычок при произношении звуков с и ш. Прочитай зашифрованные звуки.

Воспроизведение слоговых рядов.

Работа по карте.

Логопед: Посмотри, куда ведёт дорожка? Здесь камыши, мышка любит слушать, как они шуршат. Послушай и пошурши так же:

Ша — шо — шу — ши — шэ

Аш — ош — уш — иш — эш

Ребёнок воспроизводит.

Логопед: Кто прячется в камышах? Утка испугалась, захлопала крыльями так:

Ас — ос — ус — эс — ис

Са — со — су — сы — си

Дифференциация звуков с — ш слогах

Ещё громче запела мышка так:

Ос — ош — ош ис — иш — ис

Ус — ус — уш су — шу — су

Сэ — сэ — ше

Ша — са — са

Ребёнок воспроизводит слоговые ряды.

Дифференциация звуков с — ш в словах

Логопед: бежит мышка, а впереди озеро. Как можно перебраться через озеро?

Ребёнок: можно переплыть, а можно построить мост.

Логопед: Мы построим мост для мышки из необычных брёвен (предлагает рассмотреть ребёнку карточки с предметными рисунками). Разложи картинки на две группы, со звуком с и ш.

Ребёнок проговаривает названия картинок, выкладывает мост из картинок.

Логопед: назови слова со звуком с (ш). Подбери слова — определения:

сумка (какая?) — новая, старая, детская

самолёт (какой?) — …

карандаши (какие?) — … и т. д.

Дифференциация с — ш в словах, во фразе.

Логопед: перебежала по мосту мышка и оказалась мышка в лесу. Стала играть в игру «Эхо».

Логопед: Повтори чётко слова, предложения как эхо в лесу:

масса — Маша

миска — мишка

касса — каша

уши — усы

шутки — сутки

вас — ваш

басня — башня

спешить, солнышко, машинист, страшно, суша, шоссе, сушки.

Саша сосёт сушку. У кошки пушистый хвост. Кошка ест кашу из миски. Сушки Саше я несу. Самолёт выпускает шасси. По шоссе несутся машины.

Выделение слов со звуками с — ш из текста

Логопед: кого встретила мышка на лесной поляне? (загадывает загадку).

Пушистый ушастик, ушастый Пушок

По опушке скок — поскок.

Ребёнок: зайца.

Логопед: Послушай загадку ещё раз и назови слова со звуками с — ш.

Логопед: Сосчитай, сколько пушистых ушастиков на поляне? (ребёнку предлагается сосчитать зайцев, изображенных на карточке).

Логопед: целый день резвились друзья на поляне. Наступил вечер. Мышка попрощалась с друзьями и вернулась домой.

Рефлексия. Какие звуки произносили? Какие игры запомнились? Что было самым трудным? С кем хотел бы встретиться ещё раз?

Оценка речевой деятельности

 

Литература:

 

1.                 Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой: Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением движений кистей и пальцев рук/ под общ. ред. Л. С. Вакуленко. — СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2011

2.                 Бушлякова Р. Г., Вакуленко Л. С. Использование биоэнергопластики в работе с детьми, имеющими нарушения речи: Материалы тренинга для родителей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/index.php/en/pedagogy-psychology-and-sociology/corrective-and-social-pedagogy/1413-bushlyakova-wg-vakulenko-ls

3.                 Полякова Л. И. Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука Ш в слогах и словах» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/logopedu/3992-konspekt-individualnogo-logopedicheskogo-zanyatiya-avtomatizatsiya-zvuka-sh-v-slogakh-i-slovakh.html

4.                 Интернет-ресурс: http://festival.1september.ru/articles/103050/

5.                 Интернет-ресурс: http://cherednik.ucoz.ru/load/dobav_svoj_material/dlja_doshkolnikov_s_narusheniem_proiznoshenija/bioehnergoplastika/34–1-0–423

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle