Библиографическое описание:

Ситникова С. А. Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 230-232.

Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Ключевые слова: нравственные ценности и идеалы, патриотическое воспитание, музейная педагогика, профессиограмма, проектная деятельность, культурное наследие.

 

Как организовать уроки литературы и истории, чтобы создать условия для развития творческих способностей учащихся и возможности самовыражения, для становления у них системы духовных и нравственных ценностей и идеалов? Как воспитать интерес, уважение и бережное отношение к литературному, историческому и культурному наследию? Как преодолеть нехватку времени на уроке и справиться с большим объемом информации?

Развитие новых педагогических технологий, творческий подход, формирование универсального умения решать возникающие проблемы могут помочь ответить на все эти вопросы.

Среди существующих образовательных технологий самым эффективным и интересным я считаю метод проектов. Именно он позволяет формировать и развивать самостоятельную познавательную и исследовательскую деятельность учащихся, без которой современный урок литературы невозможен.

Важна и роль музея в развитии личности школьника. Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию [13, с.23]. Среди интересных достопримечательностей города Липецка значится музей Липецкого авиацентра имени Валерия Чкалова. Но школьники, к сожалению, не имели достаточно сведений о нем. В своем исследовании мы с учениками седьмых классов решили изучить историю и современность данного музея.

Музей Липецкого авиацентра рассчитан на взрослых и детей. Дети — будущее нашего общества. Если мы хотим воспитать достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в них духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед.

Актуальность данного проекта, связанная с изучением истории и современности Липецкого авиацентра имени В. Чкалова, определяется необходимостью системного обобщения существующих данных о Липецком авиацентре в целях формирования активной жизненной позиции, воспитания патриотизма, любви к истории родного края.

Цель данного проекта — выяснить, чем интересен один из музеев города Липецка — музей Липецкого авиацентра имени Валерия Чкалова, создать профессиограмму «Профессия — летчик». Для человека, стоящего на пороге взрослости, возникает множество проблем, связанных с профессиональным самоопределением и с жизненными перспективами. Ведь от того, как человек правильно выберет для себя специальность, зависит вся его последующая жизнь.

Проводимые по выбранной теме исследования помогут учащимся избежать ошибок в дальнейших предполагаемых действиях по выбору профессии. Продукт данного проекта: составление профессиограммы — «Профессия — летчик», разработка внеклассного мероприятия — «Истории Липецкого авиацентра посвящается».

Мы решили совершенствовать знания учащихся о родном городе и о Липецком авиацентре в частности. Посетив музей Липецкого авиацентра имени В. Чкалова, мы познакомились с историей и современностью центра, увидели экспонаты музея, увидели, как с помощью компьютерной техники совершается дозаправка самолета в воздухе, получили возможность из первоисточников узнать о летчиках-героях, обучавшихся в центре, живущих и работающих в наше время. После посещения музея был разработан тематический классный час — «История и современность Липецкого авиацентра имени Валерия Чкалова».

Изучив необходимую литературу и документы, мы с семиклассниками создали профессиограмму «Профессия — летчик». Профессиограмма — это документ, содержащий описание содержания работы по определенной профессии (функции, обязанности, задачи, операции), требований к носителю определенной профессии (профессиональные, деловые, личные качества) [8, с.23].

Рис. 1. Посещение музея Липецкого авиацентра имени Валерия Чкалова

 

Мы определили, что летно-испытательная работа имеет целый ряд особенностей: необычные профессиональные условия; сверхтрудная деятельность в условиях дефицита времени; высокая ответственность за новые опытные образцы самолета; влияние больших перегрузок на состояние здоровья летчика; влияние стрессов на здоровье летчика; повышенные требования к состоянию здоровья летчика; высокая социальная стоимость летчика-испытателя; высокая социальная оценка труда летчика-испытателя.

В итоге нашей совместной проектной деятельности мы подготовили презентацию «История и современность Липецкого авиацентра имени Валерия Чкалова».

Начался новый век, но культура по-прежнему не входит в число приоритетов в нашей стране. Проблемы науки, образования, духовности отодвинуты на задний план под давлением экономики и всего, что с этим связано. Большой вред национальной культуре России нанесла и массовая западная культура.

Что же делать в сложившейся ситуации? Как вернуть ребенка к истокам культуры, к пониманию духовных ценностей, к тому, что хорошо, а что плохо?

Чтобы приобщить ребенка к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, нужно погрузить школьника в культурно-историческое пространство. Особая роль в этом принадлежит музею, именно он приходит на помощь образованию. Он выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. Поэтому очень важен процесс интеграции музейного дела, образования и культуры. Сливаясь в единое цело, музей и образование формируют духовность человека.

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится все более востребованной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.

 

Литература:

 

1.                  Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. \Труды Государственного исторического музея. Вып.52; под общ. ред. А. Б. Закс и Л. Е. Янбых.- М.: 2009. — 326 с.

2.                  Богуславский С. Р. Школьный музей-клуб: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 2009. — 234 с.

3.                  Борисов Н. С., Дранишников В. В., Иванов П. В., Кацюба Д. В. Методика историко-краеведческой работы в школе /Под ред. Н. С. Борисова. — М., 2007. — 256 с.

4.                  Бутиков Г. П. Воспитательный потенциал российских музеев — СПб.: Ассоциация музеев России, 2008. — 190 с.

5.                  В небе над Нижним Тагилом прошел воздушный бой. http://www.vesti.ru

6.                  Ванслова Е. Г., Юхневич М. Ю., Чумалова Т. П. Эстетическое воспитание подрастающего поколения в музеях различных профилей//Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. — М., 1999. — 35 с.

7.                  Воронин А. А. Музеи как креативное пространство культуры //Философские исследования. — 1994.– № I. — С.69–84.

8.                  Гарбер Е. И., Козача В. В. Методика профессиографии. Саратов: Изд-во Саратов. Ун-та, 1992. — 267 с.

9.                  Документальные памятники в школьных музеях: выявление, учет, использование. Учебное пособие для студентов вузов. \И. А. Альтман, А. А. Курносов, В. Е. Туманов и др.; Под ред. С. О. Шмидта.- М.: 2008. — 265 с.

10.              Кантор Ю. Заклятая дружба. Секретное сотрудничество СССР и Германии в 1920–1930-е годы. СПб.: Питер, 2009. C. 78–79

11.              Коваль М. Ю. Дети в музее: размышления психолога. — М.,2009. — 216 с.

12.              Логинов А. Рассекреченный город Липецк. ttp://www.mygorod48.ru

13.              Новоселова А. С. Зобачева Р. Д. Музейная педагогика как средство саморазвития личности.– Пермь, 2000. — 315 с.

14.              Огоновская А. С. Актуализация личности учащихся средствами музейной педагогики // Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Екатеринбург, 2007. — 46 с.

15.              Соколы России составят конкуренцию «Стрижам» и «Русским витязям» http://www.lipetsknews.ru

16.              Столяров Б. А. Музейная педагогика: история, теория, практика. — М., 2009. — 244 с.

17.              Тихонов Ю. Н. Рассекреченный город. — Саратов, 2011. — 246 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle