Библиографическое описание:

Мусатова М. А. Технология интерактивного обучения младших школьников в учебно-воспитательном процессе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 210-213.

Актуальность данной статьи.

В программе развития образования Cамарской области на 2011–2015 годы представлен комплекс проблем, сохраняющихся на различных уровнях образования. Например:

-        невключенность значительной части образовательных учреждений в процессы инновационного развития;

-        недостаточное использование современных образовательных технологий.

В связи с этим весьма актуальным становится введение в уроки новых форм и методов обучения, основанных на диалогичности и общении, в частности, технологии интерактивного обучения. В основе этой технологии лежит взаимодействие как центральное звено образовательного процесса. Обучение становится процессом управления взаимодействием, что расширяет его возможности не только в дидактическом, но и развивающем и воспитательном планах. Знаниевый подход в обучении предмету за последние годы претерпел значительные изменения. Требования времени привели к необходимости пересмотра самой подачи материала. Задача формирования ключевых компетенций, стоящая перед современным образованием, невозможна без развития коммуникабельности у обучающихся.

Возникает проблема: нужно учить детей по-новому, но для этого не хватает знаний учителя. Тогда и возникла потребность в изучении учителем теории и концепции новых педагогических технологий.

Первоначально я решила изучить технологию интерактивного обучения.

Целью этой технологии является не просто передача информации, а привитие учащимся навыков самостоятельного нахождения ответов.

Использование интерактивных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет преодолевать сложности, возникающие в процессе обучения.

Обучение путем «обращение к себе» — это путь индивидуального развития, поскольку такой путь становится основой для самостоятельного истинного существования.

Использование интерактивных технологий обучения — не самоцель. Это только способ создания условий, в которых обучающиеся вовлекаются в познавательно — учебную деятельность.

Возникает противоречие между необходимостью решать новые задачи в области развития и обучения школьника (новые требования к личности школьника, формирование определенных качеств, которые помогут успешному обучению и дальнейшей реализации выпускника в социуме) и отсутствием эффективных способов достижения этого.

Данное противоречие побудило меня к поиску наиболее оптимальных и эффективных в плане развития познавательных интересов способов и методов обучения. Использование интерактивных методов позволяет не только формировать предметные знания, но и развивать интеллектуальные способности учащихся.

Проблема процесса обучения — это взгляд на обучение не только как приобретение знаний о мире, но и овладение способами познания этого мира разнообразными личностными ресурсами, когда человек сам планирует свою деятельность, выбирает способы активного осуществления своих планов, а не ориентируется только на полученный результат.

Знания обесцениваются, если ребенок не владеет методами, способами, средствами познания.

Применение технологии интерактивного обучения не только положительно влияет на результативность образования, но и стимулирует активную мыслительную и творческую деятельность учащихся.

На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения становится оптимизация учебного процесса в школе вообще и в начальной школе в частности. Именно начальная школа является той базой, на которую опирается дальнейшее обучение и воспитание школьника. Каждый возрастной период должен способствовать накоплению определенного опыта, чтобы стать затем прочным базисом для последующих надстроек, обеспечить безболезненный переход к следующему возрасту. Большое значение для успешного прохождения периода адаптации ко второй ступени обучения в школе имеет сформированность некоторых особенностей познавательного процесса. Так, при окончании начальной школы ребенок должен уметь запоминать материал не механически, а с пониманием смысла, уметь аргументировать свой ответ, логически рассуждать. Немаловажно и наличие положительной учебной мотивации. Существенная роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей — умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими.

Тема: «Технология интерактивного обучения младших школьников в учебно воспитательном процессе».

Цель: изучить условия эффективного использования интерактивных технологий при обучении младших школьников

Задачи:

1.      Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2.      Изучить педагогический опыт использования интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников;

3.      Выявить и экспериментально проверить условия эффективного использования интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников;

4.      Разработать рекомендации учителям начальных классов по эффективному использованию интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников.

Результаты применения технологии интерактивного обучения в практике учителя.

Применение ТИО позволяет учителю соединить деятельность каждого школьника: возникает целая система взаимодействий: учитель — учащийся, учитель — класс, учащийся — учащийся, группа — группа.

Таким образом, технология интерактивного обучения решает одновременно три основные задачи: познавательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентационную.

И позволяет:

-        реализовать субъект — субъектный подход в организации учебной деятельности;

-        формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся;

-        усилить мотивацию к изучению предмета;

-        создать благоприятную атмосферу на уроке;

-        исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников;

-        самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения;

-        отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся.

«Концепция и технология интерактивного обучения основаны на явлении интеракции (от англ.interaction — взаимодействие, воздействие друг на друга). В процессе обучения происходит межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его субъектов. Развитие индивидуальности каждого школьника и воспитание его личности происходит в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом.

 

Технология интерактивного обучения

Цель

развитие коммуникативных способностей

Концептуальные идеи

-   обучение в сотрудничестве (в команде);

-   обучение через общение, взаимодействие;

-   создание общего продукта деятельности, выработка общей позиции;

-   успех может быть достигнут только при взаимодействии всех членов группы (команды);

Вид УПД

коллективно-распределительная продуктивная деятельность

Алгоритм деятельности

Вводный этап (коллективная дискуссия)

Обучающий этап (групповая практическая работа и дискуссия)

Заключительный этап (коллективная дискуссия)

Методы и приёмы обучения

Дискуссия, диспут, практическая работа

Методика «Пила», методика «Обучение в команде»

Формы обучения

Коллективная, групповая, парная (статичные и динамические)

Средства обучения

Проблемный вопрос, ситуационная задача, схема, таблица, кластер

 

Изучив литературу по данной проблеме, пришла к выводу, что суть технологии состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, когда практически все учащиеся оказываются вовлеченными в учебный процесс познания в составе малых групп сотрудничества. Интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приемов, целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия. Изучив литературу, попробовала провести несколько занятий по данной технологии. Поняла, что это интересно не только мне, но и моим детям. Выдвинув гипотезу, что обучение в процессе взаимодействия более продуктивно, перешла к практическому этапу работы. Процесс интерактивного обучения строится на определенных принципах:

-        диалогическое и полилогическое взаимодействие;

-        работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;

-        активно-ролевая (игровая) и тренинговая организация обучения.

Опыт работы многих учителей показывает, что особую роль в интерактивной технологии играет учитель. Работа учителя должна быть построена так, чтобы учащиеся осознали, что ответственность за получение их собственных знаний лежит на них самих.

Выбирая ту или иную форму урока, прежде всего необходимо руководствоваться его целью, задачами и качественным составом учебного коллектива.

Можно выделить следующие этапы проведения интерактивных форм:

1.      Разминка

2.      Объединение в группы

3.      Организация учебной деятельности учащихся в группе

4.      Подведение итогов

5.      Презентация групповых решений

6.      Рефлексия.

Результаты обучения учащихся позволяют оценить педагогическую эффективность интерактивного обучения.

Применение интерактивных технологий даёт

ученикам:

-                 развитие личностной рефлексии;

-                 осознание включённости в общую работу;

-                 становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

-                 развитие навыков общения;

-                 принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;

-                 повышение познавательной активности.

классному коллективу:

-                  формирование класса как групповой общности;

-                  повышение познавательного интереса;

-                  развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

мне, как учителю:

-                    нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

-                    формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

Применение интерактивных методов обучения влияет не только на успешное усвоение материала, что также выражается в увеличении хороших оценок, но и на отношение учащихся к предмету. Наблюдение за работой учеников на уроках показывает, что в процессе использования интерактивного обучения изменяется психологический климат на уроке. Урок перестаёт быть актом передачи информации от учителя к ученику, формируются новые отношения, в которых учитель и ученик выступают в роли партнеров при достижении одной цели, каждый из которых вносит индивидуальный вклад. Ученик при этом испытывает ощущение успешности. Создается ситуация моего творческого роста, благодаря которой я выхожу на более высокий виток своего профессионального развития.

Школа закладывает фундамент для дальнейшего продолжения образования. Используемая система работы позволяет реализовать данную задачу.

Использование интерактивной доски.

Я использую в образовательном процессе возможности современного инструмента — интерактивной доски Smart Notebook, которая стационарно установлена в классном кабинете в комплекте с компьютером и проектором.

Апробировав возможности доски, я пришла к выводу: поскольку структура, цели, задачи и содержание уроков не меняются, формы и методы обучения сохраняются, то использование интерактивной доски не вносит в педагогическую практику ничего принципиально нового.

Любой урок имеет двух субъектов — учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать не может. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска — это полезный инструмент в руках учителя. Должен сработать, прежде всего, подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка.

У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).

Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе — наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т. д.). Данная среда обучения принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения.

При использовании доски, не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, не трачу время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т. е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока.

Благодаря размерам интерактивной доски изображения видны всему классу, а это в свою очередь — способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.

Ещё один важный момент при работе с доской — управление демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) происходит с помощью электронного маркера, а учитель, как и раньше — в центре внимания.

Заключение

Применение Технологий Интерактивного Обучения позволяет учителю соединить деятельность каждого школьника: возникает целая система взаимодействий, таких как, учитель — учащийся, учитель — класс, учащийся — класс, учащийся — учащийся, группа — группа, а также связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение.

 

Литература:

 

1.                  Программа развития образования Самарской области на 2011–2015 годы

2.                  Кашлев, С.С., Технология интерактивного обучения / С. С. Кашлев. — Мн., 2005.

3.                  Бугримов, И. В. Использование интерактивных технологий на занятиях… / И. В. Бугримов // Пазашкольнае выхаванне. — 2005. — № 4.

4.                  Коротаева, Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е. В. Коротаева. — М.: Сентябрь, 2003.

5.                  Развитие педагогического взаимодействия и создание условий для повышения качества образования учащихся через технологию интерактивного обучения: материалы семинара-тренинга), Мн., АПО, 2006.

6.                  Сиротенко Г. А. Современный урок: интерактивные технологии обучения. — Х.,2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle