Библиографическое описание:

Акчулпанова Р. У., Жданова Л. У. Средства ИКТ в духовно-нравственном воспитании студентов [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 316-319.

В сфере образования постоянно происходят реформы. Есть много нерешенных, тем более и не поставленных проблем. Одним из таких проблем является духовно-нравственное воспитание молодежи. Почему же эта проблема актуальна? А потому, что духовное здоровье современной молодежи резко падает. Это связано с разрушающими факторами человека, общества и государства, такими как бездуховность, низкая нравственность, грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени.

Образовательный процесс тесно связан с духовно-нравственным воспитанием. Недаром мыслитель И. А. Ильин замечает: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых карьеристов: оно развязывает и поощряет в человеке «волка» [2].

Духовно-нравственное воспитание — организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у студентов, а также качеств патриотизма и защитника Родины. В широком смысле духовно-нравственное воспитание — интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства [1].

Понятие духовно-нравственного воспитания в учебно-воспитательном процессе можно раскрыть, учитывая так называемый, рациональный фактор. Этот фактор подразумевает изучение национальной и мировой культуры. При этом в духовно-нравственное воспитание включается развитие интеллекта, осознанный поиск смысла жизни и своего места в ней, формируются умения управлять своей волей, эмоциями и чувствами. А так же человеком накапливается информация об окружающем мире с объективной, субъективной и иррациональной стороны, развития способности анализировать и синтезировать свои действия при определении добра и зла, способность адекватной самооценки [2].

Становление и развитие духовно-нравственного потенциала при использовании рационального фактора реализуется несколькими путями: через приобщение студентов к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности; через развитие образно-эмоциональной сферы молодежи в повседневной жизни, при этом гармония человека с внешней средой достигается через развитие потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование ускоренного развития социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств и через создание внутриличностного, межличностного психологического комфорта; через оценку и самооценку уровня развития знаний, навыков и умений, которые студент получает при жизненном опыте и при овладении учебными предметами [1].

В наш век компьютеризации можно сделать компьютер союзником в воспитании и творческом развитии студентов. Современные информационно-коммуникационные технологии обогащены шедеврами мирового искусства, литературы, музыки, а огромные мультимедейные возможностями персонального компьютера сможет внести существенный вклад в дело нравственного воспитания. Учебно-воспитательный процесс, нацеленный на духовно-нравственное развитие личности, должен вытеснить из области интересов обучающихся компьютерные игры, при этом заменяя их, на творческие, ролевые, исследовательские виды деятельности, что будет способствовать на формирование нового типа мышления, направляя студентов на саморазвитие, самообучение, осознание своих информационных потребностей и выработку культуры потребностей [3].

Одним из эффективных методов является метод проектов, как один из инновационных форм организации учебно-воспитательного процесса. Метод проектов можно рассматривать и как технологию сотрудничества. В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие студента с преподавателем на принципах равного партнерства [4].

Создание проектов осуществляется в несколько этапов [5].

Первый этап является очень важным, т. к. от этого этапа зависит успешность создания проекта. Здесь надо умело подать идею будущего проекта, но не само содержание и как проект должен выглядеть, другими словами задача работы над проектом определяется в общих чертах. При этом у студента есть свобода выбора, участие в выборе, определение целей и задач проекта, что создает условие сознательной работы студента, положительную мотивацию работы над проектом, а в целом и всей учебной деятельности, связанной с предстоящей работой.

Второй этап связан организацией будущей проектной деятельности студентов. А если это коллективная работа, то распределяются задачи между группами коллектива, планируется работа. Преподаватель выступает в роли координатора, который организует работу, помогает в освоении новых технологий и программных средств, оценивает проделанную работу.

На третьем этапе формулируются задачи первого шага по осуществлению проекта. При этом преподаватель должен иметь в виду, что задача должна формулироваться так, чтобы, с одной стороны, достичь учебно-воспитательной цели данного шага проекта, а с другой, дать максимальную свободу для творчества студентов.

Четвертый этап заключается в организации и проведении работы над поставленной задачей. Здесь преподаватель организует взаимодействие, взаимопомощь студентов, поощряя и направляя студентов на самостоятельность в поиске новой информации. А если потребуется преподаватель помогает в пополнении проекта новыми знаниями, организует практическую работу.

Пятый этап — последний завершающий этап. На этом этапе подводятся итоги работы студентов, оценивается проделанная работа. Оценка должна быть обязательно положительной, даже если проект не осуществлен на все сто процентов или даже не все задачи реализованы. А также подводятся итого воспитательного характера. Студент сам увидит, насколько удачна его работа, поэтому отметка становится, не настолько важна по сравнению таких результатов, как воспитание самокритичности, обучение самоанализу и рефлексии, тем самым появляется реальные условия для бесконфликтной педагогики.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что проектная деятельность интересна и преподавателям и студентам. Студенты собирают материалы из различных источников, тем самым учатся работать с информацией, развивается творческое воображение и фантазия. Одним из главных компонентов в организации обучения методом проектов является социальное взаимодействие, т. к. межличностное общение, построенное при проектной деятельности, создает атмосферу творчества, комфортности, а это способствует раскрытию индивидуальности каждого студента.

Темой проекта может быть исторический материал, посвященный географии и путешествиям по различным местам нашей планеты, круглым датам, подготовка методического материала к занятиям, культуре и традициям народов. А для создания самих проектов могут быть использованы текстовые, графические редакторы, программы, с помощью которых создаются презентации, фильмы, Web-сайты, публикации в виде электронных газет, альбомов, пособий, учебников [5].

Приоритетным направлением нравственно-духовного воспитания является стимулирование и поддержка сохранения и развития традиционной народной культуры, содействие приобщению молодежи к истокам народных традиций, отечественному духовному и культурному наследию.

Исходя из этого, группой студентов было создано электронное пособие «Культура и традиции народов Башкортостан». Для его создания были использованы следующие программы из пакета программ Microsoft Office: Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point,Widows Movie Maker [3].

Пособие создано с помощью программы Microsoft Office Power Point, в котором есть ссылки на другие документы: народные костюмы демонстрируются в виде презентаций, созданные с помощью программы Microsoft Office Power Point, рассказ о праздниках ведется страницах, созданные с помощью программы Microsoft Office Word, а народные танцы демонстрируются видеозаписями. Вот некоторые страницы пособия.

Рис. 1. Титульная страница

Рис. 2. Содержание

Рис. 3. О выбранной теме

Рис. 4. Страница с ссылками

Рис. 5. Башкирские народные костюмы

Рис. 6. Русские народные костюмы

Рис. 7. Страница виртуальных экскурсий

 

Итак, создание разнообразных проектов студентами, применяя средства ИКТ, в ходе которого они перерабатывают огромное количество информации, вооружает преподавателя не только в учебном процессе, но и является помощником в их воспитании.

 

Литература:

 

1.         Артюхова И. С. Ценности и воспитание // И. С. Артюхова.- Педагогика, 2002, № 4;

2.         Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности / Братусь Б. С. — М., 2005.

3.         Варламов С. Д., Сурков В. А. использование Microsoft Office в школе. История. Учебно-методическое пособие для учителей. — М.: «ИМА-пресс», 2007. — 111с.

4.         Цветкова М. С. Столетие проектного обучения. // Информатика (еженедельное приложение к газете «Первое сентября»). 2002. № 20. — С. 1–2.

5.         Шилова О. Н., Лебедева М. Б., Как разрабатывать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий: Методическая лаборатория программы Intel. –М.: 2010 г. — 150с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle