Библиографическое описание:

Биглова О. В. Логопедическая работа детьми дошкольного возраста в условиях ФГОС [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 248-250.

Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития нам актуально рассматривать в современном дошкольном образовании, как основу воспитания и обучения детей. Для оказания эффективной логопедической и психологической помощи учителю-логопеду необходимо своевременно выявить имеющиеся у ребенка нарушения речи, которые отрицательно сказываются на всем психическом развитии малыша, отражаются на его деятельности, поведении.

Проблема мышления и речи принадлежит к кругу тех психологических проблем, в которых на первый план выступает вопрос об отношении различных психологических функций, различных видов деятельности сознания. Л. С. Выготский в своей книге «Мышление и речь» отмечал, что центральным моментом всей этой проблемы является, конечно, вопрос об отношении мысли к слову [1, с. 12]. Таким образом, тяжелые нарушения речи тормозят умственное развитие, особенно формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности, речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

01.01.2014 вступил в силу стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), согласно которому устанавливаются нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, призванной обеспечить развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Разработкой методических рекомендаций по проблемам речевых нарушений к основной общеобразовательной программе занимались Филичева Т. Б., Каше Г. А., Чиркина Г. В., Нищева Н. В., Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. и др. В современном дошкольном образовании существовало несколько комплексных программ, на основании которых мы осуществляли воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях. На данный момент не все эти программы соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, который в свою очередь направлен, прежде всего, на перестроение всего воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Это и отмена учебной деятельности, и обновление планирования, и перевод его в комплексно-тематический вид, и интеграция образовательных областей, и совершенствование мониторинга. Если ранее в дошкольном учреждении мы стремились к формированию у детей большего количества знаний, умений, навыков, то современные требования направлены на качественный уровень, на развитие интегративных качеств дошкольника. Теперь мы, педагоги, должны стремиться к развитию дошкольника, а не к овладению им большим багажом знаний. Кроме того, сам подход к организации воспитательного процесса должен быть нами пересмотрен.

Цель нашей работы — снижение тяжести речевого и психического нарушения у детей раннего возраста, всестороннее развитие и коррекция ребенка с учетом его актуальных и потенциальных возможностей.

Основными нашими задачами логопедической помощи детям дошкольного возраста являются: формирования здорового образа жизни детей, охрана жизни и укрепление здоровья детей, обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка, осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка, взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Все эти задачи мы решаем интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением [2, с. 12].

Деятельность учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении направлена на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития, включения детей в систему социальных отношений, формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

-        развитие у детей с речевой патологией свободного общения со взрослыми и детьми;

-        развитие у детей лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм во фронтальной, подгрупповой, индивидуальной деятельности, в режимные моменты в группе, в игре, беседе, обсуждении, рассматривании, логоритмических упражнениях и др. формах и видах детской деятельности;

-        практическое овладение воспитанниками нормами речи, повышение мотивации к правильной и красивой речи.

-        развитие восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов, сенсорное развитие в играх на мелкую моторику рук;

-        развитие познавательно-исследовательской деятельности, т. е. наблюдения за предметами, объектами и явлениями, экспериментирование, совместные с воспитателем целевые прогулки и экскурсии, а также решение различных проблемных ситуаций при составлении рассказов, пересказе текстов, грамматических упражнениях и др.;

-        формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей через совместную с логопедом деятельность.

-        развитие игровой деятельности детей в целом, использование сюжетно-ролевых игр с правилами, коммуникативных игр, театрализованных игровых заданий;

-        приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в быту, в местах общего пользования, обыгрывание различных ситуаций, решение проблемных социальных задач;

-        формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

-        формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

-        развитие литературной речи в упражнении по пересказу, составлению рассказов, сказок, грамматических заданиях;

-        приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса при работе с потешками, чистоговорками, скороговорками и т. д.;

-        сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

-        формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них в тематических беседах при фронтальной и подгрупповой работе;

-        приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения, моделирование ситуаций, диалогическая работа;

-        передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Образовательный процесс учителя-логопеда включает три составляющие:

-        работа с родителями;

-        совместная деятельность ребёнка с педагогом, где присутствует партнерская (равноправная) позиция взрослого и партнерская форма организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности); осуществляемая через различные виды детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение);

-        свободная самостоятельная деятельность детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, которая обеспечивает выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать идивидуально. Но стоит обратить внимание на то, что дети с нарушениями речи могут иметь затруднения в общении и из-за этого отстраняться от других. Психологическое состояние ребенка необходимо контролировать педагогам (логопед, воспитатель, психолог) совместно.

При создании предметной развивающей среды учителю-логопеду необходимо руководствоваться полифункциональностью, трансформируемостью и вариативностью среды, следует учитывать гендерную специфику и принцип интеграции образовательных областей. Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в логопедической группе и кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности [3, с. 18]. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его недирективным руководством

Опираясь на интеграцию образовательных областей воспитатели, логопед, музыкальный руководитель разрабатывают комплексно-тематическое планирование на год.

Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных воспитательно-образовательных задач области «Коммуникация» осуществляется во всех областях программы, а ребенок во время пребывания в дошкольном учреждении должен приобрести сформированные интеллектуальные качества, потребность в приобретении новых знаний, сформированные физические качества и потребность в двигательной активности, любознательность, активность, самостоятельность действий, эмоциональность, отзывчивость, общительность, умение вести себя в обществе и контролировать свое поведение [4].

В заключении хочется отметить, что в настоящее время педагогам предстоит большая творческая работа. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в корне меняет взгляд, подход, систему работы на дошкольное воспитание. Дошкольное воспитание должно выйти на более качественный уровень. Выпускники должны обладать не только багажом знаний, умений, навыков, но и уметь их применять, искать новые, развивать полученные.

 

Литература:

 

1.      Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999–325 с.

2.      Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Изд. 3, испр. — СПб.: интернет ссылка http://www.firo.ru/, 2014–203 с.

3.      Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Коррекция нарушений речи. Изд. 3, — М.: Просвящение, 2010–272 с.

4.      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. М.: интернет ссылка http://www. rg.ru/ ФГОС дошкольного образования, 2014

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle