Библиографическое описание:

Василенко Е. В. Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей раннего возраста (из опыта работы) [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 81-84.

Здоровье детей — это фундамент, на котором формируется здоровье взрослого. Распространенные в настоящее время проблемы со здоровьем, связаны в основном со сформированными в детском возрасте особенностями воспитания, поведения и образа жизни. По мнению И. М. Воронцова, 20 % вклада в здоровье формируется в раннем возрасте [Воронцов], а 70 % всего времени ребенок проводит в дошкольном образовательном учреждении. Поэтому перед нами стоит первостепенная задача, организовать воспитательно-образовательный процесс так, чтобы ребенок впоследствии достиг «духовного, интеллектуального, сенсорного и физического благополучия». [1, с.7] 2–3 года — время кризиса «Я сам», поэтому очень важно не упустить этот момент. Ведь если ребенок «доходит» до решения проблемы, поиска альтернативных вариантов самостоятельно, то он успешнее и быстрее овладеет теми навыками, которые ему необходимы. А мы должны правильно направить ребенка, создать ему условия для сохранения и укрепления здоровья.

Для этого мы выбрали здоровьесберегающие технологии. Существует множество трактовок данного понятия, но изучив требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) [5, с.8], мы пришли к выводу, что сущность здоровьесберегающих технологий раскрыта не полностью. Вследствие чего мы вывели свое понятие, которое включает в себя:

-          совокупность всех методов, приемов, технологий, методик и программ, направленных на организацию целостного процесса физического воспитания во взаимодействии педагога и ребёнка, где исследует и управляет сам ребенок, а педагог выступает лишь помощником, который мотивирует, основываясь на индивидуальных потребностях и особенностях ребенка, дает свободу выбора и возможность освоения необходимых знаний, умений и навыков;

-          конечный результат данного процесса — получение опыта в таком виде деятельности детей, как двигательная (общеразвивающие упражнения и основные упражнения); формирование первичных представлений о некоторых видах спорта, освоение подвижных игр с правилами; умение ставить перед собой цель в двигательной сфере; определение ценностей здорового образа жизни, понимание его норм и правил (в питании, закаливании, при формировании полезных привычек, двигательном режиме и др.).

Однако, чтобы воспитание детей проходило более плодотворно, здоровьесберегающие технологии необходимо внедрять в воспитательно-образовательный процесс в системе.

Именно поэтому, в период с сентября 2013 года по май 2014 года на базе МКДОУ Тесинского детского сада нами был проведен эксперимент по изучению того, способствуют ли здоровьесберегающие технологии успешному воспитанию детей раннего возраста, если они используются в системе. Мы внедрили в ДОУ комплексную целевую программу В. И. Усакова «Создание и функционирование здоровьесохраняющей среды в ДОУ» (далее Программа) [3], адаптировав ее для детей раннего возраста.

Данная программа предусматривает создание и функционирование здоровьесберегающей среды обучения, воспитания и оздоровления ребенка посредством последовательной реализации комплекса системных проектов.

Цель программы — обеспечение неотъемлемого права ребенка на укрепление здоровья и всестороннее развитие физических и психических способностей, проявляемых в различных областях деятельности в соответствии с его задатками.

Программа состоит из пяти основных проектов (Рис.1), которые создают условия для воспитания здорового ребенка. [3, с. 9]

Рис. 1. Комплексная целевая программа

 

Для эксперимента мы выбрали две группы детей, в возрасте 2–3 лет, по 10 человек в каждой. В первой (контрольной) группе, воспитательно-образовательный процесс осуществлялся согласно Основной общеобразовательной программы МКДОУ Тесинского детского сада (ООП), составленной на основании при мерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Во второй (экспериментальной) группе, помимо ООП, была внедрена Программа. Все пять проектов мы реализовывали в течение года одновременно, активно взаимодействовав со старшим воспитателем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, медперсоналом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем и другими воспитателями ДОУ.

Проект «Здоровье ребенка» проходил в три этапа:

-          диагностика;

-          использование программ, повышающих уровень здоровья

-          конечный результат.

Продиагностировав обе группы, мы обнаружили, что:

-          все дети относятся к I и II группам здоровья, и среди них нет ЧБД;

-          физическое развитие по тесту для детей 3 лет [4, с.35] находится на удовлетворительном уровне;

-          уровень достижения планируемых результатов динамики по формирования интегративных качеств средний.

По результатам диагностики были выбраны программы профилактические (витаминизация, прививки, закаливание, соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил, пропаганда здорового образа жизни), развивающие (полноценные, не вредящие нагрузки) и программа здорового образа жизни (ориентация мировоззрение ребенка на социальные ценности — в первую очередь на здоровье).

Используя данные программы нашим конечным результатом выступал стандарт здоровья, а это –

1.                  Отсутствие врожденных и приобретенных хронических заболеваний.

2.                  Оптимальная приспособляемость организма к изменениям окружающей среды.

3.                  Соответствие развития физических качеств, двигательных умений и навыков естественному морфофункциональному и психофизическому развитию человека на каждом возрастном этапе его жизни.

4.                  Высокий уровень психической устойчивости к стрессовым ситуациям.

5.                  Высокая биологическая надежность организма. [3, с. 16]

Проект «Физическая культура для всех». Цель данного проекта — создание условий для полноценного использования форм и методов системы физического воспитания для укрепления здоровья ребенка в семье и в ДОУ через естественные силы природы, гигиенические факторы окружающей среды и физических упражнений.

В рамках проекта использовались следующие физкультурно-оздоровительные или другими словами, здоровьесберегающие технологии: утренняя гигиеническая и общеразвивающая гимнастика, физкультурные паузы и минутки, физкультурная НОД, гимнастика после дневного сна, закаливающие процедуры, спортивные детские и семейные развлечения, подвижные игры, гимнастика — пальчиковая, артикуляционная, бодрящая, дыхательная, ортопедическая, корригирующая, технологии эстетической направленности, элементы самомассажа, игротерапия, релаксация, технологии музыкального воздействия, технологии воздействия цветом.

Проект «Спорт. Искусство. Интеллект». Цель — всестороннее развитие способностей ребенка в различных областях деятельности.

Проект предусматривает создание благоприятного психологического климата для ребенка, который участвует в различных видах жизнедеятельности. Нашей задачей было вовлечь каждого ребенка в активную творческую и двигательную деятельность через различные формы физического воспитания, интегрированных с различными формами эстетического, нравственного, интеллектуального развития. Этому способствовало рассматривание сюжетных картин, просмотр развивающих мультфильмов на спортивную тематику, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, просмотр театрализованных представлений, организованных старшими дошкольниками, составление семейных коллажей «Спорт в нашей семье», «Как мы укрепляем здоровье», проведение бесед на тему «Зачем нам ушки? (носик, ротик, руки, ноги и т. д.)"

Проект «Кадровое и научно-методическое обеспечение здоровьесохраняющей среды ребенка в ДОУ». Реализовывали мы этот проект с целью повышения профессионального уровня родителей и медико-педагогического персонала, посредством проведенных родительских собраний, консультаций, семинаров, круглых столов, мозговых штурмов по тематике здоровьесбережения. По данным анкетирования среди педагогов ДОУ и родителей по теме «Здоровый образ жизни» 89 % всех опрошенных имеют четкое представление о современных формах и методах сохранения здоровья и применяют их в жизни.

Проект «Материально-техническая база здоровьесохраняющей среды ребенка в ДОУ». Для реализации данного проекта в 1 младшей группе, в которой проходил эксперимент, помимо положенного инвентаря, были изготовлены родителями и воспитателями массажные дорожки, «сухой душ» (атласные и полиэтиленовые ленты, подвешенные на уровне ребенка, для закаливания после сна), массажеры их «киндер-сюрпризов».

В конце года мы провели повторную диагностику и результаты были следующие.

Заболеваемость детей в экспериментальной группе значительно снизилась (Таблица 1):

Таблица 1

Заболеваемость (количество случаев).

Группа

2012–2013

2013–2014

1 (контрольная)

34 случая

31 случай

2 (экспериментальная)

37 случаев

24 случая

 

Физическое развитие детей улучшилось (Таблица 2):

Таблица 2

Физическое развитие по тесту для детей 3 лет (баллы/уровень).

Группа

Начало года

Конец года

1 (контрольная)

2,8 (удовл.)

3,5 (удовл.)

2 (экспериментальная)

3,2 (удовл.)

4,5 (хор.)

 

Уровень достижения планируемых результатов динамики по формирования интегративных качеств увеличился (Таблица 3):

Таблица 3

Уровень достижения планируемых результатов динамики по формирования интегративных качеств (%/уровень).

Группа

Начало года

Конец года

1 (контрольная)

67 % (ср.)

83 % (выс.)

2 (экспериментальная)

66 % (ср.)

99 % (выс.)

 

Из данных диагностики видно, что в обоих группах наблюдается положительная динамика роста всех показателей, однако в экспериментальной группе результат намного лучше. Из этого можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий и внедрение Программы в рамках эксперимента эффективно влияет на воспитание детей раннего возраста, на их физическое развитие и общее состояние здоровья.

 

Литература:

 

1.         Антонова Л. Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л. Н. Антонова, Т. И. Шульга, К. Г. Эрдынеева. — М.: Изд-во МГОУ, 2004.

2.         Воронцов И. М., Шаповалов В. В., Шерстюк Ю. М. Здоровье. Опыт разработки и обоснование применения автоматизированных систем для мониторинга и скринирующей диагностики нарушений здоровья. — СПб: ООО «ИПК «Коста», 2006.

3.         Усаков В. И. Сохранение и развитие здоровья детей дошкольного возраста в альтернативных дошкольных учреждениях (вариативная часть основной образовательной программы). Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. — Красноярск, 2012.

4.         Усаков В. И. Педагогический контроль в физическом воспитании дошкольников: учебное пособие/ Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. — Красноярск, 2011.

5.         Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle