Библиографическое описание:

Ефимов П. П., Ефимова И. О. Направления использования современных информационных технологий в инновационной образовательной среде вуза [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 373-376.

Проводится анализ существующих проблем в современной образовательной среде вуза. На основании проведенного анализа обосновываются направления использования современных информационных технологий в инновационной образовательной среде вуза.

Ключевые слова: образовательная среда, инновации, информационные технологии.

 

В настоящее время одной из перспективных тенденций развития образовательной среды в вузе является её опора на современные информационные технологии. Действительно, необходимость использования инновационных педагогических подходов для повышения качества образовательного процесса требует применения современных, интегрирующих в себе как новые информационные, так и традиционные образовательные технологии. Использование возможностей современных образовательных технологий позволяет существенно расширить диапазон применяемых видов познавательной деятельности и получаемых слушателями умений и навыков. В настоящее время стало возможным включение активных форм обучения в их самостоятельную работу, ведение автоматизированного контроля и самоконтроля уровня знаний. Это актуально для высших учебных заведений в силу того, что здесь основной формой обучения слушателей является самостоятельная работа. В этой связи формирование инновационной образовательной среды в вузах за последние годы стало одной из определяющих тенденций развития системы образования [1].

Для решения ряда проблемных вопросов, стоящих перед системой образования, предлагается подход, базирующийся на наиболее передовых технологиях и средствах обучения. При этом определяющим является не только использование компьютеров и других технических средств обучения, но и приоритетность разработки педагогического сопровождения использования данных технологий, которое должно строиться на теоретико-методических основах, существенно отличающихся от тех, на которых остается пребывать традиционная система образования. Однако, анализ педагогической практики в вузах позволяет утверждать, что процесс внедрения информационных технологий протекает весьма стихийно, отсутствует единая методология понимания и применения современных информационных технологий. Все вышеперечисленное свидетельствует о необходимости поиска более эффективных методов, схем и моделей, в том числе с использованием современных информационных технологий.

Одной из основных задач в области информатизации является создание современного электронного вуза. При этом, следует сразу пояснить, в чем здесь отличие от традиционного вуза. В рамках электронного вуза:

обеспечивается современное информационное сопровождение учебного процесса;

предоставляются услуги дистанционного обучения, позволяющие обучающемуся в полной мере спланировать и реализовать индивидуальную образовательную программу;

организуется автоматизация планирования, управления, учета и контроля всех процессов и документооборота в вузе.

Следует отметить, что в настоящее время руководство учебных заведений помимо того, что обеспечивает образовательный процесс современными телекоммуникационными технологиями, в том числе, старается организовать электронный документооборот в вузе. Как показывает опыт ведущих вузов России, данный подход позволяет значительно повысить эффективность документооборота. В качестве одной из передовых целесообразно выделить систему управления вузом «Электронный университет» МГТУ им. Н. Э. Баумана, которая «представляет собой высокоэффективную, развивающуюся, современную систему управления высшим учебным заведением мирового уровня. …Система охватывает вопросы организации образовательного процесса, управления научными разработками, кадрово-экономический комплекс» [6].

Учитывая степень развития современных информационных технологий, внедрение данных систем, в настоящее крайне актуально. Как показывает анализ работ Утробина Г. Ф. «снижение конкурентоспособности традиционных институтов образования, а также недостаточная интеграция науки и производства свидетельствуют о необходимости создания принципиально новых организаций высшего образования. Сегодня традиционное образование как система получения знаний отстает от реальных потребностей современной науки и производства» [5, С. 41].

В рамках реализации интегрированной автоматизированной системы управления «Электронный университет» МГТУ им. Н. Э. Баумана удалось получить следующие результаты:

«полностью перестроить управление учебным процессом и вузом в целом, получить объективные показатели качества реализации основных бизнес-процессов путем внедрения во все сферы деятельности вуза информационных технологий, сопровождающих эти бизнес-процессы;

обеспечить соответствие исполняемых бизнес-процессов выработанным корпоративным стандартам качества работы университета через использование информационной системы управления;

организовать оперативный и исчерпывающий сбор данных в реальном масштабе времени и построение аналитических систем для их обработки и использования в принятии обоснованных управляющих решений;

унифицировать технологии управленческих функций и системы документооборота для организации образовательных услуг;

предоставлять разнообразные отчеты и сводки в электронном виде по установленным формам;

создать условия для дальнейшего развития и совершенствования технологий управления образованием на основе широкого внедрения информационных систем;

повысить качество образования за счет детального и оперативного контроля каждого технологического этапа процесса образования;

автоматизировать ключевые процессы деятельности вуза;

распространить новые принципы построения информационных управляющих систем для целей анализа и внедрения в государственное управление и промышленность;

реализовать информационную систему, соответствующую мировому уровню» [6].

Исходя из решаемых задач, следует констатировать, что в инновационной образовательной среде невозможно обойтись без подобной автоматизированной системы управления. Одним из возможных механизмов реализации данной идеи является создание подсистемы электронного документооборота в рамках ситуационно-прогностического центра [4].

Отдельно следует остановиться на сетевых технологиях обучения в рамках создаваемой инновационной образовательной среды

Действительно, развитие информационных образовательных технологий расширяет возможности Интернет (Интранет). Одной из технологий, которую целесообразно развивать в рамках инновационной образовательной среды вуза является технология на основе педагогики сетевых сообществ. Данная технология развивается в соответствии с современной концепцией развития Интернет (web 2.0). Под web 2.0 понимают «второе поколение сетевых сервисов, действующих в Интернете. В отличие от первого поколения сервисов, web 2.0 позволяет пользователям работать с сервисами совместно, обмениваться информацией, а также работать с массовыми публикациями (на основе веб-приложений социальных сервисов)» [6, С. 9]. Именно поэтому целесообразно рассматривать web 2.0 как субъект-субъектную технологию.

Рассмотрим основные возможности технологии web 2.0. В первую очередь следует выделить:

«использование сетевых сообществ для свободного распространения учебных материалов. В результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые можно использовать в учебных целях;

самостоятельное создание сетевых учебных материалов. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого содержания;

участие в новых формах деятельности без специальных знаний и навыков в области информатики. Новые формы деятельности связаны как с поиском в сети информации, так и с созданием и редактированием собственных цифровых объектов;

наблюдение за деятельностью участников сообщества. Общение между людьми все чаще происходит не в форме прямого обмена высказываниями, а в форме взаимного наблюдения за сетевой деятельностью» [6, С. 13].

В работе И. А. Малининой отмечается, что «применение Интернет-ресурсов второго поколения web 2.0 позволяет реализовать многие современные концепции преподавания благодаря своей доступности, простоте в использовании, социализации, возможности организации совместной деятельности и осуществлению контроля» [2, С.446].

Однако, анализ опыта использования технологии Web 2.0 позволил выявить ряд недостатков:

во-первых, это уязвимость конфиденциальных данных, которые хранятся на серверах;

во-вторых, недостаточно проработана защита авторских прав;

в-третьих, слабо отфильтрованный контент, который несёт важную информацию, что зачастую приводит к истинной подмене информации на ложную. Это обуславливает проблему доверия к информации, так как не все участники образовательного процесса являются добросовестными пользователями, поэтому информация нуждается в дополнительной перепроверке специалистами.

В этой связи целесообразно использовать технологию web 3.0, в которой делается акцент на создании высококачественного образовательного контента и сервисов силами профессионалов. Встречается упоминание технологии web 4.0, которая предполагает использование пользователями мини-компьютеров для получения образовательных услуг. Однако, данная технология, в целом, существенным образом не отличается от технологии web 3.0.

В настоящее время известно значительное количество образовательных площадок по предоставлению услуг на основе технологии web 3.0. Например, популярный российский проект «Универсариум», который предоставляет возможность получения качественного образования от ведущих университетов. Основные цели данного проекта — это:

«создание сетевой межуниверситетской площадки, обеспечивающей бесплатную энциклопедическую предпрофильную подготовку и целевое профильное обучение конечных потребителей образовательной услуги;

обеспечение доминирования в электронной части российского образовательного пространства ведущих российских университетов с целью формирования и сохранения думающих и заинтересованных кадров для российской промышленности и экономики» [7].

Итак, следует констатировать, что при исследовании путей дальнейшего совершенствования российской системы образования важное значение имеют направления использования современных информационных технологий в инновационной образовательной среде. Анализ объема и характера задач, решаемых в ВС РФ свидетельствует о значительном увеличении потребных информационных и образовательных ресурсов, что предполагает необходимость ускоренного перехода к системе подготовки специалистов, реализующей подходы на основе современных информационных технологий.

 

Литература:

 

1.         Ефимов П. П. Сущность инновационной образовательной среды вуза / П. П. Ефимов, В. Н. Костин // Молодой ученый. — 2014. — № 7. — С. 502–506.

2.         Малинина И. А. Использование Интернет-ресурсов второго поколения Web 2.0 в обучении аудированию / И. А. Малинина // Молодой ученый. — 2012. — № 11. — С. 446–448.

3.         Патаракин Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю / Е. Д. Патаракин — 2-е изд., испр. — М: Интуит.ру, 2007. — 64 с.

4.         Солодова Е. А. Создание ситуационно-прогностического центра управления качеством образования в вузе / Е. А. Солодова, П. П. Ефимов // Мир образования — образование в мире. — 2014. — № 1. — С. 181–186.

5.         Утробин Г. Ф. Организационный практикум. Учебное пособие. — М.: ВА РВСН, 2014. –308 с.

6.         http://eun.bmstu.ru/company/ — Электронное образование от МГТУ им. Н. Э. Баумана.

7.         http://universarium.org/project/ — О проекте «Универсариум».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle