Библиографическое описание:

Гильманова Р. Н. Духовно-нравственное воспитание школьников в практике учителя-словесника [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 184-187.

В статье представлена принципиальная позиция учителя-практика в вопросах духовно-нравственного воспитания школьников. В руках учителя-словесника бесценный опыт человечества. Именно литература и искусство, создавая нравственно-психологический идеал, способны влиять на школьника, предлагая ему переосмыслить свой житейский опыт и построить свою систему нравственных ценностей, систему отношений к труду, к людям, к самому себе. Именно этой благородной задаче — формированию в юноше мировоззрения — служат уроки русской словесности.

Ключевые слова: дух, духовность, нравственность, душа, добронравие, идеал, грех.

 

Воспитание самодостаточной личности, формирование его мировоззрения и сознания средствами языка, литературы и культуры — благородная миссия учителя-словесника. Духовно-нравственное развитие человека связано со становлением качества мудрости. «Дух» и «духовность» — это то, что создается самим человеком, как его основа личности. Духовно здоровый человек с широким кругозором обычно справедлив и терпелив или, как сегодня принято говорить, толерантен.

Отсутствие идеала в сознании молодого человека может привести к кризису личности, поэтому так важно создание образа положительного героя. Пример — воспитательный метод исключительной силы, он дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность.

Сегодня само понятие «духовно-нравственное» нуждается в серьезном переосмыслении. В педагогике созрела необходимость переосмысления задач и методов духовно-нравственного воспитания. Уточним дефиниции, используемых нами терминов.

Нравственность — это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Духовность — это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Следовательно, духовно-нравственное воспитание — это сложная система развития его составляющих — мировоззрения и сознания.

Индивидуальное нравственное влияние педагога на школьников имеет огромное воспитывающее воздействие, ведь только нравственная личность учителя может воспитывать нравственность учащихся. Каждый ученик подходит к своему подростковому возрасту уже сформировавшейся личностью со своими достоинствами и недостатками, которому необходимо строить свои жизненные планы и ориентироваться на соответствующую профессиональную деятельность. Эталоном успешного ученика должна стать благополучно развивающаяся в коллективе личность, личность «растущая», устремлённая вперёд, в перспективу. Старшие школьники взрослеют по-разному, одни из них ещё подростки, а другие — юноши, лишь немногие ведут себя по типу взрослого человека, но все они нуждаются в поддержке, дружеском участии.

Именно литература и искусство, создавая нравственно-психологический идеал, способны влиять на подростка, предлагая ему переосмыслить и построить свою систему нравственных ценностей, совершенно новую систему отношений к труду, к людям, к самому себе. Именно этой благородной задаче — формированию в юноше мировоззрения — служат уроки русской словесности.

Язык есть мир, который окружает человека, без языка невозможны ни жизнь, ни сознание, ни мышление, ни чувства, ни история, ни общество.

У русского человека поразительна вера в силу слова. Именно в языке запечатлен весь познавательный и исторический опыт народа, его духовные, нравственные, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Действительно, посредством изучения языка можно учить понимать мировоззрение русского народа и воспринимать язык как вершину духовной культуры, а не только как грамматическую систему.

Использование художественного текста на уроке является основополагающим моментом. Текст насыщен информативно, эмоционально, в нем заложена культурная составляющая, несущая историческую память. Иными словами, работа с конкретным текстом на уроке — это введение ученика в определенное поле культуры языка, соотнесённого с миром индивидуального сознания, что создает предпосылки духовно-нравственного воспитания личности. Кроме того эстетическая ценность текста, эстетическое переживание слова способствует развитию тонкости чувств ученика, формирует эстетические вкусы.

Внимание к этическому воспитанию школьников средствами русского языка, в первую очередь словом, способствует сохранению традиций русского народа в его представлениях о добре, справедливости, чести, благородстве. Использование пословицы в качестве языкового материала на уроке помогает решить возникшие проблемы и оказать непосредственное воспитательное воздействие на учеников.

Например, эта подборка пословиц поможет оценить такое положительное нравственное качество личности как трудолюбие.

Дело учит и кормит, а праздность — добра мужа портит.

Возвращай земле долг — будет толк.

Труд кормит, а лень портит.

А эта подборка пословиц укажет на качества личности, которые нужно осудить как безнравственные.

Берут завидки на чужие пожитки.

Завистливое око видит далёко.

Завистливому и свой хлеб не сладок.

Духовно-познавательный процесс на уроке русской литературы призван формировать устойчивые положительные нравственные чувства: совесть, честь, долг, ответственность, достоинство; а также нравственные качества: честность, правдивость доброту, дисциплинированность, смелость, принципиальность, добросовестность, надёжность. Обязательные нравственные знания необходимы выпускнику средней школы. «Все люди живут — сознательно или бессознательно — в силу своего принципа, своего идеала, т. е. в силу того, что они почитают правдой, красотою, добром. Многие получают свой идеал уже совершенно готовым, в определённых, исторически сложившихся формах; они живут, соображая жизнь свою с этим идеалом», — писал И. С. Тургенев ещё в 19 веке.

Изучение классики ложится только в подготовленную почву, к серьезному чтению надо подводить постепенно. Невнимание к личности подростка, к уровню его развития, нередко влекут за собой разрыв между тем, что ученик читает и говорит на уроке, и тем, чем увлекается и что говорит за стенами школы. Вот почему необходимо учить различать значение и смысл поведения, поступков, действий, не только самих учеников или окружающих их взрослых, но и расширить круг внимания и перенести проблемы возрастные, семейные из современной почвы в среду уже ушедшую, но оставившую свое решение в истории литературы. Покажите ученику, что ответы на вопросы — почему безобразничает и плохо учится его одноклассник, почему Пушкин никогда не посвящал стихотворений матери, почему Фет так не любил свою фамилию — имеют один и тот же ответ: семейные проблемы.

Изучение мотивов поступков великих людей позволит объяснить школьнику, что нравственное поведение предполагает личностную мотивацию поступков, то есть человек не просто приспосабливается к действительности, а наоборот, саму действительность, обстоятельства, жизненные ситуации подчиняет своим нравственным нормам, целям идеалам и представлениям. Учителю важно уметь связывать часть поднимаемых литературных вопросов с жизненными проблемами, волнующими учеников на данный момент; уметь сравнивать жизненные проблемы, с которыми сталкивался писатель, с теми житейскими ситуациями, в которых оказались ученики или их ровесники. Сравнение «века минувшего» и «века настоящего» — это самый беспроигрышный педагогический приём.

Знакомство с биографией писателя, исследование рождения замысла великого произведения является важной ступенью к постижению классики. Ученику нужно почувствовать и понять, что литературное творение есть колоссальный духовный труд писателя. Учителю должно ориентировать своих учеников на самопознание, на раскрытие ими своих внутренних сил и возможностей.

Впервые серьёзный разговор о нравственности предлагает юному читателю Д. И. Фонвизин в нетленном произведении «Недоросль». Ключевая фраза: «Вот злонравия достойные плоды!» перешагнула рамки своей эпохи, она указующим пестом оценивает каждого читателя. Где достойные плоды твоего добронравия? Эта антитеза «добронравие — злонравие» состоит из устаревших слов, но она существует как эталон нравственных категорий, обозначенных этими словами. Добронравие — это сумма положительных нравственных качеств личности, которыми в идеале должен обладать каждый человек. Таков вклад Фонвизина в создание нравственного идеала.

Значительных духовных усилий учителя и учащихся требуют совместные исследования творческого наследия великих гуманистов Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, которые в поисках нравственного идеала прошли путь от религиозного православного сознания к атеизму и обратно — к вере.

Вдумчивое чтение Достоевского всегда потрясает. Искренность и любовь к людям, стремление раскрыть себя в своих произведениях позволили писателю так глубоко проникнуть в загадку человека. Открывая психологизм романа «Преступление и наказание», важно объяснить ученикам идеи гуманизма, среди которых, прежде всего, стремление нести благо всем людям. Благо несет Сонечка Мармеладова Раскольникову. Её доброта, сострадание, милосердие пробуждают его к жизни. Не этого ли мы ищем в окружающих нас людях? Если — да, то сами станьте такими же добрыми, сострадательными, справедливыми, милосердными для людей.

Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого яркий образец духовно-нравственного совершенства. Конечно, писатель не был идеальным человеком, ведь идеал недостижим. Но он сам есть доказательство того, что человек состоит из физического тела, разума, души и духа, потому что в нем одинаково мощны и тело, и разум, и душа, и дух. Нам кажется, Л. Н. Толстой отделил прямое значения слов «душа» и «дух» от навязанного религиозного значения, за что и был предан анафеме. Обратим внимание на образ Пьера Безухова, его слова: «В плену держат меня. Кого меня? Меня — мою бессмертную душу!» Его смех подтверждает, что герой наконец-то нашёл ответ на мучившие его вопросы. Ведь душа — это сознание человека, психический мир, который принадлежит человеку, его нельзя пленить. А смех выдаёт иронию — «бессмертная душа» — в религиозных представлениях нематериальное бессмертное начало в человеке, которое неподвластно людям.

Вспомним эпизод, в котором описывается Кутузов во время Бородинского сражения: «Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, … нельзя одному человеку и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, …а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

Здесь «дух» тоже не религиозный термин, а внутренняя моральная сила. Как видим, Лев Толстой ясно определил «душу» и «дух» как положительные нравственные качества личности.

Продолжая воспитательную традицию, литература 20 века уже в самом начале переосмыслила значение слова «грех». Обратимся к раннему творчеству Максима Горького и Михаила Шолохова. Их личности объединяют те принципы, с которым они пришли в литературу.

Писатель Максим Горький читал в душах людей самые потаенные мысли, сострадал им, и ненавидел рабство души. Он считал, что «священно только недовольство человека самим собою и его стремление быть лучше, … священно его желание уничтожить на земле зависть, жадность, преступления, болезни, войны и всякую вражду среди людей, священен его труд». («О том, как я учился писать»)

Уже в раннем рассказе «Челкаш» М.Горький высказал своё писательское кредо: человечность в отношении к людям. А это и есть гуманизм. Заменить его теми или иными политическими взглядами невозможно. Художественная правда, которая звучит в образах Челкаша и Гаврилы, покоряет читателя сразу. Писатель, творчество которого многие годы узко трактовали как пролетарское, на самом деле пишет о библейских истинах: «НЕ УБИЙ! НЕ УКРАДИ!»

В самом начале творческого пути Михаил Шолохов создает рассказ «Родинка». Писателю всего 19 лет, а он потрясает читателя эпической широтой своего таланта. Автор описал самый трагический момент Гражданской войны: два родных человека — отец и сын — оказались врагами. Сын хотел победить в войне, чтобы такие, как он, сироты и батраки, имели возможность учиться и жить лучше. Отец хотел победить, чтобы вернуть то, что для него было дорого — отечество, дом, семья. Но всё разрушено.

Отец и сын. «Белый» и «красный». Враги по политическим мотивам. Родные люди по крови.

Трагедия личности. Атаман — профессиональный военный, убийство — часть его работы. Отсутствие высокой идеи, оправдывающей убийство в бою, сделало атамана убийцей, раскрыв читателю античеловеческую сущность Гражданской войны. Осознав потерю сына, атаман возвращается к человеческой жизни: судит себя сам, выносит приговор и приводит его в исполнение. Атаман вызывает сострадание. Теперь читатель понимает, какую боль носил в себе атаман.

Природа сочувствует трагедии: «За перелеском кто-то взвыл по-звериному и осёкся. Солнце скрылось за тучей, и на степь, на шлях, на лес, ветрами и осенью отёрханный, упали плывущие тени». Природа сочувствует и предупреждает, как в «Слове о полку Игореве».

Михаил Шолохов ставит сложную проблему — общечеловеческую и вечную — душа человека. Глубина постановки проблемы достигается, в частности, именно переосмыслением значения слова «грех». Грех — это поступок, совершённый в нарушение норм общественной морали, то, что лежит на совести, отягощает её как чувство вины. Безмерное чувство вины приводит героя к самоубийству. Сравним, Катерина в «Грозе» А. Н. Островского восклицает: «Если для тебя я греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Автор здесь имеет в виду религиозное значение слова — нарушение религиозных предписаний. Дословно слова Катерины означают: «Если для тебя я божьего наказания не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»

В литературе важны не только отражённые в ней явления, процессы, конфликты действительности, но и мысли, чувства, представления писателя, его личностная позиция, выраженная в системе художественных образов, тот угол зрения, под которым художник отбирает, оценивает, интерпретирует факты. Жизненный, нравственный, эстетический опыт, не почерпнутый из творений А. С. Пушкина, не может быть восполнен чтением произведений Н. А. Некрасова или И. С. Тургенева. Отсутствие знакомства с тем или иным писателем, с его оригинальным художественным миром оборачивается, к сожалению, потерей для юного читателя.

Школа не ставит и не может ставить задачу окончательно и навсегда помочь учащимся постичь всю глубину изучаемого произведения, но учитель–словесник обязан стремиться к тому, чтобы у учеников сформировалось желание обращаться к произведению многократно.

Интуитивная устремленность каждого человека к творению красоты, стремление к гармонии составляют основу духовности человека. Стремление стать лучше движет поведением ребёнка, поэтому только он сам может осознать, что в поведении, в поступках, как в зеркале, отражается нравственное лицо человека. А для определения внутренней сути личности человека иногда достаточно бывает одного поступка. Каждому предстоит пройти трудный путь осознания себя как личности в обществе. Жизненная удача выпала тому школьнику, кому повезло начать этот путь вместе с доброжелательно настроенным классным коллективом и уважаемым учителем.

Бесспорно, уроки русской литературы совершенно особое явление в школьной практике. Особенно сейчас, когда полемике о том, чему учить и как учить ещё не видно конца. Да, в определённой степени решение проблемы зависит от личности словесника, хотя обучение литературе и воспитание через литературу не частное дело учителя, каким бы талантливым он не был. Ведь всегда присутствует опасность превратить курс литературы из обучающего в информационный, а решение воспитывающих задач в нудное морализаторство. Именно поэтому, в системе теоретико-литературных школьных знаний ведущими важны знания об образной специфике литературы, о правде жизни и правде искусства, об объективном значении и субъективности художественного творчества, о роли художественного вымысла, о художественном пространстве, о соотношении автора и рассказчика.

И будем надеяться, что шедевры классической русской литературы будут продолжать создавать благоприятные условия формирования духовно-нравственного здоровья выпускника школы.

 

Литература:

 

  1. Конфуций. Афоризмы мудрости. М., 2007.
  2. Лихачёв Д. С. Письма о добром. С.-П., 2007.
  3. Психодидактика и Нравология в учебном процессе. Опыт внедрения (СОШ № 2 с. Чекмагуш РБ) Уфа -2008
  4. Рахимов А. З. Словарь-справочник по нравологии. Уфа, 2000.
  5. Я познаю мир: этикет, обычаи, быт. Энциклопедия. М., «Астрель», 2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle