Библиографическое описание:

Чалышева Е. М. Развитие представлений о мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 157-159.

Миссией образования является реализация каждым гражданином своего позитивного социального и культурного потенциала. Становление полноценной личности невозможно без осознания себя, как представителя определенного пола. Ребенок развивается, как мальчик или девочка, под воздействием различных социальных факторов [1, с. 7].

Полоролевая социализация, согласно «Словарю гендерных терминов» представляет собой: «Процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живёт, своеобразное общественное конструирование различий между полами». Полоролевая социализация предполагает воздействие социальной среды на индивида с целью привития ему определённых правил и стандартов поведения, социально приемлемых для мужчин и женщин.

Полоролевая социализация оказывает влияние на эмоциональное благополучие, формирование личностных качеств, на особенности поведения и отношений с окружающими. В современном обществе наблюдается противоречие между отрицанием традиционных представлений о мужской и женской роли и несостоятельностью новых ценностных ориентиров. В таких условиях, актуальной задачей воспитания становится формирование у подрастающего поколения представлений о полоролевом предназначении и развитие ценностного отношения к собственному и противоположному полу.         

В детском саду № 134 «Веснушки» г. Тольятти в 2013–2014 учебном году проведено диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста, с целью изучения представлений о половых ролях. В качестве диагностического материала использовалась «Беседа с ребенком», разработанная А. М. Щетининой, О. И. Ивановой.

Структура беседы состояла из трех блоков.         Первый блок выявлял представления ребенка о своем «образе Я» мальчика/девочки, особенности идентификации ребенка со своим полом, позитивное либо негативное отношение к своей половой роли.           Второй блок позволил изучить представления дошкольника о настоящей половой роли. Третий блок преследовал цель выявить представления ребенка о своей будущей половой роли.

По результатам диагностики у 19 % детей отмечен высокий уровень сформированности полоролевого образа. Дети данной группы: понимали необратимость пола; эмоционально положительно относились к себе в целом и к выполнению своих полоролевых функций в семье; имели представления об отличиях мальчиков и девочек, об особенностях их полоролевого поведения, знали ряд своих полоролевых функций в будущем и позитивно их принимали.

Показатели 72 % детей соответствовали среднему уровню полоролевого развития. Перечисляя отличия девочек и мальчиков, дети ориентировались на внешние признаки (одежда, длина волос), на имена, либо на негативные характеристики («девочки всегда плачут», «мальчики плохо себя ведут»), при этом не указывали положительные качества и особенности поведения. Своей основной функцией в семье дошкольники считали послушание. Дети данной группы испытывали затруднения при ответе на вопрос: «Каким бы ты хотел(а) стать мужчиной (женщиной)?». Преобладающие ответы для мальчиков: «Сильным, хорошим», для девочек: «Красивой, хорошей», что свидетельствует о недостаточной осведомленности и бедности словарного запаса по теме.

У детей с низким уровнем (9 %) было сформировано представление о своей половой принадлежности; они положительно относились к себе, как представителю определенного пола, однако не могли ответить на вопросы о том, чем мальчики отличаются от девочек, и какими бы они хотели стать в будущем.

В целом, результаты диагностического исследования показали, что все дети идентифицируют себя со своим полом, положительно относятся к своей настоящей и будущей половой роли. Однако у большинства из них ограничены представления об особенностях девочек и мальчиков (сводятся к внешним характеристикам), о социальных ролях сына и дочери, о женских и мужских качествах, что требует организации целенаправленной воспитательно-образовательной работы по решению задач полоролевой социализации.

На основе данных диагностического обследования были сформулированы основные задачи полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста:

1.      Способствовать формированию у детей представлений о половых ролях в обществе, закреплению позитивных стереотипов мужественности и женственности.

2.      Содействовать развитию специфических феминных и маскулинных свойств личности, проявляющихся в поведении, характерном для представителя определенного пола при выполнении им различных социальных ролей.

Анализ психолого-педагогической литературы и практического опыта по данной проблеме позволил выявить существующие противоречия:

-                   между назревшей необходимость решения проблем полоролевой социализации и недостаточной разработанностью данного направления;

-                   между потребностью дошкольных учреждений в научно-методическом обеспечении для реализации задач полоролевой социализации детей дошкольного возраста и отсутствием необходимых технологий.  

Полоролевую социализацию детей старшего дошкольного возраста необходимо осуществлять с учетом достижений современной науки и практики. Учитывая влияние полоролевого развития на сохранение нравственного, психологического, социального здоровья, для решения данной проблемы психологической службой детского сада выбрана здоровьесберегающей технология: «сказкотерапия».

Технология основывается на принципе развивающего образования. Комплексная сказкотерапия — это система развития эмоционального интеллекта. Благодаря методикам, разработанным в сказкотерапии, развивается самосознание, саморегуляция, социальная чуткость и способность управлять отношениями [2, с. 12].

Метод сказкотерапии связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и всесторонним воспитанием личности. Каждая сказка содержит проблемную ситуацию и нравственный урок, доступный для осмысления.

Сказкотерапия может использоваться с учетом интеграции образовательных областей. Посредством данной технологии решение задач полоролевой социализации осуществляется через интеграцию различных образовательных областей.

Предлагаемая технология опирается на адекватные дошкольному возрасту формы работы. Основная форма работы в рамках сказкотерапии — это игра.

Сказкотерапия отражает специфику национально-культурных условий. Сказки раскрывают народные традиции, за ними стоит мудрость веков и опыт предков, национальные и общечеловеческие ценности.

Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, восприятия художественной литературы, продуктивной.

Сказкотерапия применяется в сочетании с другими здоровьесберегающими технологиями: игротерапией, психогимнастикой, арт-терапией, пескотерапией, которые также могут использоваться для решения проблемы полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста.

Сказкотерапия имеет особое значение в аспекте полоролевого развития. В сказках отражаются эталоны мужественности и женственности, стратегии полоролевого поведения, повествуется о гармонизации взаимоотношений. В авторском методе комплексной сказкотерапии Т. Д. Зинкевич — Евстигнеевой значительное внимание уделяется развитию мужественности и женственности. Сотрудниками института комплексной сказкотерапии разработан практический материал для подростков и взрослых, однако возможности сказкотерапии в полоролевом развитии детей старшего дошкольного возраста изучены недостаточно.

Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева отмечает, что в полоролевом отношении все сказки, мифы, легенды можно условно разделить на 3 группы:

1)                 «мужские», главным героем которых является мужской персонаж;

2)                 «женские», с главной героиней женского пола;

3)                 «смешанные», в которых два главных героя обоих полов.

 В «мужских» и «женских» сказках содержание построено таким образом, чтобы герой или героиня самостоятельно преодолели возникшие трудности и получили некий ценный опыт. Сюжет «смешанных» сказок обязательно завершается воссоединением героев [3, с. 13].

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева выделила несколько видов сказок, которые необходимо услышать мальчикам и девочкам в старшем дошкольном возрасте.

Для мальчиков, в первую очередь, важны сказки, в которых герой учится правильно отдавать и принимать, строить отношения обмена. Сказки данного вида направлены на профилактику потребительского отношения к миру.

Следующий вид — это сказки о герое, на которого хочется быть похожим. Герои подобных сказок борются за справедливость, побеждают злых существ. В хороших мужских сказках у таких героев всегда есть опыт поражений, они учатся достойно переживать проигрыш, не затаивая обиду и не мстя сопернику. Третий вид сказок помогает мальчикам осознать важность принятия мужских решений. Сказки четвертого вида о герое, который становится мастером, преодолевая различные жизненные трудности и неудачи.

«Женские» сказки помогают девочке постичь смысл женственности и вариации взаимоотношений с мужчиной.      Для девочек старшего дошкольного возраста необходимо услышать сказки, героиня которых является хорошей хозяйкой; сказки, где есть образ доброй матушки, которая несёт героине любовь и помощь, чтобы впоследствии она сама становилась такой доброй матушкой.

Очень важны для воспитания девочек сказки, в которых есть образ желанной женщины. Сказки, где героиня засыпает («Спящая красавица», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»); сказки, где героиня загадывает загадки, испытывая женихов, как разборчивая невеста; сказки, в которых героиня забирается в высокий терем и нужно до неё ещё допрыгнуть, чтобы завоевать её руку. Во всех этих сказках есть образ желанной женщины, которая стимулирует мужчину к подвигу, создает такие ситуации, в которых раскрываются лучшие качества мужчины.

Опираясь на положения Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, психологической службой д/с № 134 «Веснушки» была организована работа по решению задач полоролевой социализации дошкольников. Реализация содержания осуществлялась в совместной деятельности с детьми разного пола, а также в совместной деятельности отдельно с мальчиками и отдельно с девочками, для проработки специфических женских и мужских стратегий поведения.

Основной акцент в работе был поставлен на аффективную составляющую и символические действия. Так, например, в сказке «Золушка» девочки, перебирая семена, учились трудолюбию и терпению, танцуя, постигали секреты жизнелюбия, а полученный опыт в виде разноцветных ленточек нанизывали на ожерелья. Через эмоционально окрашенную деятельность: восприятие сказки, символические действия, игру, развивались феминные и маскулинные свойства личности, проявляющиеся в полоролевом поведении.

Итоговая диагностика в конце 2013–2014 уч. г. показала, что образовательная деятельность организованная педагогом-психологом способствовала не только формированию у детей представлений о половых ролях (улучшение средневысоких показателей на 17 %), но и желанию реализовывать их в поведении. Кроме этого, положительная обратная связь получена от всех участников воспитательно-образовательного процесса: родителей, воспитателей, детей.

Таким образом, сказкотерапия обладает высоким развивающим и воспитывающим потенциалом и служит эффективным средством полоролевой социализации старших дошкольников.

 

Литература:

 

1.      Градусова, Л. В. Гендерная педагогика. Учебное пособие [Текст] / Л. В. Градусова. — М.: Флинта, 2011.

2.      Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. Пособие [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигеева. — СПб., 2002.

3.      Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Сказки для мальчиков и девочек / Т. Д. Зинкевич-Евстигеева // Обруч. — 2006. — № 6.

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle