Библиографическое описание:

Лукьянова С. А. Проектирование матрицы для создания фонда оценочных средств по профессиональному модулю как основа оценивания уровня компетенций студентов среднего профессионального образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 302-304.

Одним из приоритетных направлений реформирования отечественного образования стало обновление содержания, форм и методов подготовки специалиста на основе нового поколения образовательных стандартов, основанных на компетентностном подходе. В связи с этим принципиально меняется отношение к результатам обучения и, соответственно, к формам и методам их измерения. Структурным элементом новых образовательных стандартов, основанных на компетенциях, является образовательная область в виде профессиональных модулей, предназначенных для освоения конкретных видов профессиональной деятельности. Базовыми элементами профессиональных модулей становятся профессиональные и общие компетенции, совокупность которых рассматривается как интегральный показатель качества его освоения. В. И. Блинов определяет компетенцию как готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации, готовность действовать в ситуации неопределенности.

Компетенции подразделяются на общие и профессиональные. Общие компетенции применимы в различных жизненных ситуациях и являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе. Профессиональные компетенции некоторые авторы рассматривают и как интеграцию опыта, теоретических знаний, практических умений и важных для специалиста личностных качеств, и как сферу востребованности, которая ограничивается той или иной областью профессиональной деятельности человека.

Обобщая, можно отметить, что компетенция не может быть определена через определенную сумму знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Компетенция одновременно тесно связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной деятельности. Специфика педагогических целей по развитию компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, с точки зрения эффекта его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта.

Актуальность проблемы оценивания уровня компетенций студентов обусловлена тем, что в период обучения закладываются основы профессионализма, формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях. В этой связи особенно важно, чтобы студенты, активно включались в процесс овладения знаниями и способами их освоения с начальных этапов обучения, осознавали, что результаты учебно-профессиональной деятельности становятся подлинным достоянием личности. В этой связи компетенция обучаемых является основным качественным показателем образовательного процесса и, следовательно, ее достижение можно считать педагогической целью.

Наряду с развитием компетенций возникает логичный вопрос их оценки, как проверки результативности, что является одним из требований ФГОС. (п. 8.4. Требование к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы: оценка уровня освоения учебных дисциплин (МДК), оценка компетенций обучающихся.)

Кроме того, оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для ГИА — разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения;

Одним из шагов реализации компетентностного подхода при проектировании и корректировке рабочей программы профессионального модуля через контрольно-оценочную деятельность является разработка проектировочной матрицы фонда оценочных средств.

Проектировочная матрица для создания фонда оценочных средств профессионального модуля представляет собой таблицу, в которой содержится информация по распределению типов и количества оценочных средств (текущего контроля, промежуточной аттестации, программы преддипломной практики, государственной итоговой аттестации) по общим и профессиональным компетенциям.

Для разработки проектировочной матрицы необходимо:

1.         Указать в соответствии с программой профессионального модуля коды и наименования результатов обучения для ПМ (ОК, ПК);

2.         Определить ОПОР (основные показатели оценки результатов) — продукт, процесс, качественные показатели поэтапно для ПК, ОК, в соответствии с ФГОС.

3.         Внести показатели оценки результата по каждому из объектов оценивания и соответствующие им критерии.

Выбор показателей осуществляется в соответствии с разделом 5 профессионального модуля. Необходимо обратить внимание на корректность формулировок показателей. Следует помнить, что показателем освоения компетенции является либо продукт практической деятельности, либо процесс практической деятельности. Критерии для показателей должны содержать указание на соответствие выполненного студентом процесса (продукта) эталону. Если отсутствует нормативно закрепленный эталон можно использовать качественные характеристики продукта или процесса (правильность, точность и т. д.), но в этом случае необходимо установить для них критерии.

При оценке продукта деятельности приемлемо придерживаться следующих формулировок:

соответствие(оформления витрины, демонстрационных стендов, эстетической выкладки товара, цветового решения) содержанию и правилам (оформления торговых предложений);

соответствие(простейших опросных анкет по сбору количественной и качественной информации) целям и задачам (опроса);

соблюдение требований к (структуре при составлении простейших объявлений);

достижение (поставленных целей и задач занятия).

Например: ПМ 3. Методическое обеспечение образовательного процесса

ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.

Продукт:

Соответствие предметно-развивающей среды (макета, эскиза, имитационных моделей) целям и задачам образовательного процесса в системе дополнительного образования.

Процесс:

-          Соответствие предметно-развивающей среды требованиям СНиП, СанПиН.

-          Соблюдение последовательности создания в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями.

-          Соблюдение требований эстетики при создании предметно-развивающей среды в кабинете (мастерской, лаборатории) как задачи дополнительного образования на современном этапе.

Качественный показатель:

-          Обоснованность отбора материалов и средств для создания в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающей среды.

-          Рациональность и эстетичность разработанной предметно-развивающей среды.

При формулировке ОПОР необходимо помнить, что показатели должны содержать указания на соответствие выполненного обучающимся продукта или процесса эталону: ГОСТу, ФГОС НОО, техническому регламенту, технологической карте, методическим рекомендациям, указаниям, нормам, правилам, кодексам и т. д.

Особенности формулировок показателей оценки общих компетенций.

Общие компетенции — результат освоения целостной ОПОП.

При изучении того или иного ПМ и / или дисциплины формируются общеучебные, коммуникативные, организаторские, аналитические умения, обеспечивающие развитие общих компетенций, следовательно, для определения показателей оценки ОК в программе ПМ надо:

1.                  Определить, какой вклад изучение ПМ вносит в формирование каждой ОК, т. е. какие общие умения он формирует.

2.                  Определить показатели для оценки общих умений с учетом специфики содержания ПМ и времени его изучения.

При проектировании ОПОР ОК с учетом того, что ОК оценивается по завершению освоения всей ОПОП, необходимо придерживаться следующего порядка:

-          ОК

-          ПК

-          область профессиональной деятельности;

-          объект профессиональной деятельности;

-          вид профессиональной деятельности;

-          квалификационные характеристики;

Для формулировки ОК выбирается качественный показатель (или процесс)

Пример:

1 шаг — выбрать ОК

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

2 шаг — определить качественный показатель

Оперативность....

3 шаг — соединить с ПК

ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

4 шаг — формулирование

Оперативность поиска и полнота анализа и оценки информации, необходимой для оформления педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений

Далее необходимо заполнить проектировочную матрицу, используя любые знаки и обозначения, указывая, где будет осуществляться контроль (текущий контроль, промежуточная аттестация, квалификационный экзамен) и в какой форме, сформированных и накопленных компетенций.

Таким образом, проектировочная матрица позволяет спроектировать систему контроля и оценки по основным показателям оценки результатов под каждой профессиональной и общей компетенции, отобрать их для вынесение на квалификационный экзамен по ПМ, на ПДП, ВКР, ГИА с учетом выбранной тематики, направленности и характера ВКР.

 

Литература:

 

1.         Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 050148 — «Педагогика дополнительного образования»

2.         Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 3–10.

3.         Савенков, А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А. И. Савенков // Исследовательская работа школьников. — 2004. — № 1. — С. 22–31.

4.         Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. — М.: АРКТИ. 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle