Библиографическое описание:

Дудина Е. А. Критическое мышление как условие успешности педагога [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 40-42.

В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования учителю необходимо уметь выстраивать учебный процесс в современной информационной образовательной среде.

Учебный процесс в современных условиях направлен на:

-          создание опыта работы с информацией, ее применения в нестандартных и непривычных жизненных ситуациях, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию учащихся;

-          формирование способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

На смену традиционных методов обучения пришли обновленные методы:

-          «Обучение через задавание вопросов», или «процесс направляемых открытий»;

-          метод диагностических вопросов (метод Сократа) — ответы на которые позволяют увидеть и скорректировать оставшееся непонятным;

-          задания на объяснение — учащийся должен объяснить что-то однокласснику или учителю;

-          создание учащимися «карт памяти», опорных и других конспектов, в которых необходимо вычленить главные мысли и установить взаимосвязи между ними [1, с.19].

Изменились и требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы:

-          уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения;

-          непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения.

Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний. В результате повышения квалификации педагог овладевает новыми методами решения профессиональных задач, повышает свой профессиональный уровень, что особенно важно в постоянно меняющихся условиях и требованиях общества.

Технология развития критического мышления учащихся является одной из востребованных педагогических технологий, используемых при построении урока в информационной образовательной среде.

Что такое критическое мышление? Как его развивать у учащихся?

Критическое мышление — естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимы умения не только овладеть информацией, но и критически оценить, осмыслить, применить.

Профессия педагога особая — от результатов нашей деятельности зависит будущее учеников как граждан страны, насколько удачным оно будет от правильного выбора выпускниками профессии, выработки у них убежденности в самосовершенствовании и постоянном продолжении образования в течение всей жизни.

Главное условие успешного использования педагогами технологий, направленных на развитие критического мышления, является собственное понимание и принятие учителем идеи о необходимости развития критического мышления. Кроме того, чтобы научить детей критически мыслить, учитель должен сам уметь это делать. Значит необходимо развивать критическое мышление педагогов.

Каждый педагог работает на своем уровне творчества, постоянно его повышая. Сначала молодому учителю характерно пользование готовыми рецептами и рекомендациями, следование сценарию урока или мероприятия без учета особенностей классного коллектива и условий его работы. Надо признать, этот уровень пока еще лишен элементов творчества.

Другим характерно уже критическое оценивание методических рекомендаций, они могут отказаться от каких-то элементов урока, заменив их более эффективными для данных условий — это достаточный уровень мастерства.

Третьи имеют определенную систему работы. При подготовке к урокам используют не конкретные разработки, а общие положения и идеи — это высокий уровень мастерства.

И для четвертых характерно конструирование собственной методической системы, которая постоянно совершенствуется на основе данных педагогической науки и передового педагогического опыта — это вершина педагогического мастерства.

Для того чтобы учитель был заинтересован в высоких результатах образовательной и инновационной деятельности, в повышении своей профессиональной компетентности у него должна быть сформирована самооценивающая деятельность. Адекватная самооценка и умение оценить свою деятельность является важнейшими признаками сознательной саморегуляции личности [2, с.11].

Для осуществления этого вида деятельности требуется творческое мышление — мышление, позволяющее использовать ранее приобретенные знания, чтобы создавать новые. Учитель должен уметь мыслить критически и правильно оценивать результаты своих профессиональных действий.

В качестве одного из приемов упорядочивания процесса осознания своего профессионального развития можно использовать алгоритм, состоящий из вопросов:

1.      Какова цель моей предстоящей работы?

2.      Что известно и что надо сделать, чтобы найти недостающую информацию?

3.      Какие навыки мышления позволят мне достичь поставленной цели?

4.      Достигнута ли поставленная мною цель?

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования — соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей [3, с.7–8].

Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Каким же должен быть педагог, чтобы оправдать доверие и ожидание детей, родителей, чтобы выполнить все задачи обучения и воспитания, которые ставит перед нами современное общество и условия жизни?

Какой он, современный учитель?

Современный учитель — это человек:

-          способный создавать условия для развития творческих способностей

-          развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний

-          учить их самостоятельно мыслить

-          самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности,

-          повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования и многое другое!

Изменилась и роль современного учителя. Современный учитель — это исследователь, консультант, организатор, руководитель проектов, навигатор эффективной работы со знанием, «коллективный учитель».

Главная задача учителя — создание и организация условий, инициирующих учебную деятельность школьников, ведущую к образовательным результатам, отвечающим новым запросам общества.

Таким образом, закрепление и развитие навыков критического, творческого мышления должно предоставить дополнительную возможность для повышения уровня социальной адаптации учителей, создать дополнительные ресурсы необходимые для успешной деятельности педагога.

Критически мыслящий педагог может работать более организованно, может ориентироваться сам и ориентировать учащихся на современные установки общества.

 

Литература:

 

1.      Технология развития критического мышления. Фишбоун. // Новое образование. — 2006. № 4, с.19.

2.      Парсонс Т.О структуре социального действия. — М., 2000, с.11.

3.      Василенко И. С. Динамика мотивации профессионального самосовершенствования в инновационном процессе: Автореф. дис. канд. соц. наук. — Ростов–на–Дону, 2003, с.7–8.

4.      http://www.eurekanet.ru

5.      http://www.ecsocman.edu.ru

6.      http://bd.fom.ru

7.      http://www.eurekanet.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle