Библиографическое описание:

Бороненкова Л. С. Организация одной из форм внеучебной деятельности со студентами колледжа — проект «Мы за собственное здоровье!» [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 3-7.

В настоящее время, студент суза должен быть способен к работе во временных командах, коллективах и должен быть готов к совместному обсуждению и решению поставленных задач перед академической группой. Сейчас весь образовательный процесс в СПО строится согласно компетентностному подходу, который предполагает ориентацию на результаты обучения, что означает стремление достичь большей точности в определении того, чем завершится этот процесс для каждого студента. Результатом обучения выступают усвоенные знания и освоенные компетенции [3, с. 20]. Основой составляющих образовательных технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов, он универсален по отношению к предметному содержанию и эффективен поскольку:

1)      стимулирует практическую деятельность студентов, позволяя формировать весь набор компетенций;

2)      организует естественную среду для студентов колледжа [1, с. 18].

В этой статье речь пойдет о принятом решении, организовать внеучебную деятельность со студентами колледжа посредством специально созданного проекта «Мы за собственное здоровье!». Внеучебная воспитательная деятельность является важной частью воспитательной среды колледжа, она носит направленность на обеспечение взаимодействия с преподавателями и студентами. Необходимо проектирование и создание в учебном заведении индивидуальной модели внеучебной воспитательной деятельности, которая будет учитывать особенности студенческого коллектива, его интересы и склонности, а также организовывать отдельную составляющую сотворчества преподавателей (кураторов) и студентов являющуюся обеспечением целостности и единства сфер обучения и внеучебной деятельности [2, 76].

Надо отметить, что если рассматривать проект и на его основе созданную практическую модель, которая в последствии реализуется в рамках реального образовательного процесса, то результатом во внеучебной воспитательной деятельности является реализация системного, практико- и личностно-ориентированного содержания воспитания каждого мероприятия и в целом всего комплекса мероприятий. Важнейшим в данной теоретико-практической модели является условие создания основы для самовоспитания и самореализации академических групп, каждой личности, спортивной команды позволяющим преодолеть поставленные ориентиры и дойти до конца с полученными результатами.

Внеучебная работа не может быть полной, если не будет сопровождаться системой колледжевских соревнований, мероприятий и спартакиад. Все внеучебные занятия строятся на мотивации и интересе к ним студентов. На сегодняшний день в колледже на очном отделении обучается 17 групп, а все студенты в учебное время посещают занятия по «Физической культуре».

«Мы за собственное здоровье!» — это практически выполнимая программа мероприятий, обладающая определенной цикличностью и проводимая в течение запланированного промежутка времени (на академический 2014–2015 год). Проект направлен на организацию внеучебной деятельности студентов по физической культуре и спорту в колледже, представляет собой программно-нормативную основу воспитания обучающихся во внеучебное время.

Анализ сложившейся ситуации, за период 2012–2013 учебного года коллективом преподавателей, наработан большой положительный опыт в организации внеучебной деятельности по физической культуре в колледже: разработана часть положений — этапов программы проекта; в начале каждого года разрабатывается и утверждается администрацией колледжа режим работы преподавателей физической культуры; рабочей группой преподаватели составляют календарный план спортивных мероприятий и расписание работы секций в колледже; ежегодно осуществляется отбор лучших спортсменов в команды, по различным видам спорта; после проведения мероприятий из календарного плана преподавателями единично оглашаются результаты.

За последний год, анализируя организацию внеучебной деятельности в колледжах, выявлен ряд проблем: 1) превалирует типовая организация процесса внеучебной деятельности, она ограничивается составлением календарного плана спортивных мероприятий колледжа и его утверждением; 2) не разработан календарь мероприятий включенных в проект; 3) нет сводной информации для студентов о результатах выполнения группами всей программы по проекту за год; 4) нет перечня требований к программе; 5) нет универсального оценивания деятельности групп и кураторов; 6) нет четкого распределения обязанностей для организаторов и исполнителей проекта; 7) отсутствует практика проведения систематически построенного проекта в учебном заведении рассмотренного в данной статье.

При написании проекта определяется перечень требований к студентам, а затем рассматриваются условия участия обучаемых в этапах программы, а потом разрабатывается и внедряется шкала оценивания результатов реализации проекта, в документации СПО. Согласно вышеизложенному, если, полученную наблюдением информацию объединить в одну общую проблему, то она будет сформулирована таким образом: «В колледже отсутствует системный подход к организации и планированию проведения внеучебной деятельности основанной на этапности и цикличности спортивных мероприятий объединенных в проект, который назван «Мы за собственное здоровье!».

Цель проекта «Мы за собственное здоровье!»: способствует формированию необходимых знаний, умений, навыков и приобщает студентов к систематическим занятиям спортивно-оздоровительной деятельностью; осуществляет пропаганду сохранения здоровья обучаемых СПО; облегчает проведение мониторинга результатов; улучшает физическую подготовленность учащихся «Пермского педагогического колледжа № 1». Задачи проекта: формирование и развитие у студентов устойчивой потребности в физическом совершенствовании и сохранении здорового образа жизни; повышение физической, нравственной и духовной культуры обучаемых; создание спортивной традиции колледжа; воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья; содействие общественной активности и развитию творческой инициативы, самостоятельности и организаторской способности у студентов.

Принципы проекта:

Оздоровительная направленность, заключается в целевой направленности мероприятий основанных на выполнении физкультурной деятельности носящей рекреативный характер. Этот принцип характерен для всех мероприятий входящих в программу проекта.

Адаптированность заключается в принадлежности к определенному учебному заведению, специально созданным условиям и вариативности, запланированной деятельности рассчитанной на контингент студентов (18–23 года), и делящихся по гендерному фактору (преимущественно девушки).

Личностно-ориентированная направленность — все мероприятия учитывают участие групп очного отделения, группа участница должна выставить команду от 2 до 10 человек или поучаствовать полностью всем составом.

Доступность, непрерывная информированность в виде текстовой информации на сайте в колледже: акции пиара (фотогалерея, фильмы и фото-презентации по сюжетам соревнований); графики собраний с кураторами и физоргами групп; информация (положения соревнований и результаты).

Комплексность оценивания и научная доказательность — определенность с критериями и показателями результатов практической модели.

Обязательность медицинского контроля — каждая заявка для участия в мероприятиях включает контингент участников, и согласуется с медицинским работником колледжа, где ставится отметка о допуске студентов к соревнованиям.

Непрерывность и преемственность — мероприятие сменяется одно на другое согласно, определенному графику.

Учёт средовых условий в колледже по проекту при организации внучебной деятельности со студентами включаются в программу только такие виды спорта, по которым есть возможность их проведения, а именно соответствует база колледжа.

Целенаправленность, согласованность и последовательность внеучебной деятельности, ориентирована не на разовые акции и отдельные мероприятия по видам спорта, которые в созданных условиях не утрачивают собственную значимость. Программа проекта рассчитана на циклические и долгосрочные периоды от одного до трех лет.

Опора на положительные модели поведения студентов происходит при деятельности академической группы или команды, и формируется непосредственно в студенческой среде, в режиме соревнований.

Установка на прямой личный контакт студентов, с коллективом преподавателей физической культуры, кураторами групп, студентами-волонтерами и гостями мероприятий.

Этапы внедрения проекта: первый этап — «подготовительный» — начало реализации практической части сентябрь-декабрь 2014г; второй этап — «продуктивный» — январь-апрель 2015г (первые результаты по реализации проекта и текущий мониторинг); третий — «заключительный» — май–июнь 2015г (подсчет и анализ полученных результатов, определение балльного рейтинга групп участниц).

Прогнозируемые эффекты реализации проекта: социальный эффект (организация участия групп и кураторов в предложенных формах внеучебной деятельности суза, укрепление традиций учебного заведения);управленческий эффект (повышение технологической и исполнительской дисциплины преподавателей физической культуры и кураторов групп, повышение организации и управления этапами программы мероприятий проводимых в колледже, и осуществление постоянного мониторинга результатов проекта «Мы за собственное здоровье!»).

Кадровое обеспечение: созданы рабочие группы по подготовке мероприятий и утверждению положений; привлечен медицинский работник и кураторы групп, а также волонтеры и студенческое самоуправление. Координирует деятельность по реализации проекта автор Л. С. Бороненкова и исполняют два преподавателя физической культуры.

Материально-техническое обеспечение: компьютерное оснащение 1шт.; программное обеспечение сайт суза; одно открытое спортивное сооружение; один спортивный зал.

Продуктивная часть проекта основана на календарном плане, рассмотренном в таблице 1.

Таблица 1

Программа проекта «Мы за собственное здоровье!»

Мероприятия проекта

Ответственные

Время

I семестр

Скоростно-силовое

троеборье

Бороненкова Л. С.

Цветов Ю. П.

8–20 сентября

Первенство колледжа по метанию

мяча из-за головы

Бороненкова Л. С.

Цветов Ю. П.

6–10 октября

Конкурс Эссе, посвященный празднованию Всемирного дня трезвости и борьбы с алкоголизмом

Бороненкова Л. С.

1–2 октября

Первенство колледжа по

настольному теннису

Бороненкова Л. С.

Цветов Ю. П.

13–17 октября

Первенство колледжа

по волейболу

Цветов Ю. П.

20–31 октября

Первенство колледжа

по баскетболу

Цветов Ю. П.

10–21 ноября

Конкурс стенгазет, посвященный всемирному дню борьбы со СПИДом

Бороненкова Л. С.

1 декабря

Процентное соотношение посещаемости занятий по дисциплине «Физическая культура» за I семестр

Бороненкова Л. С.

Цветов Ю. П.

9 декабря

II семестр

Олимпиада

для I-III курсов

Бороненкова Л. С.

Цветов Ю. П.

Карпов С. А.

Январь

Неделя

спорта

Бороненкова Л. С.

Цветов Ю. П.

Февраль

Первенство колледжа

по спортивным танцам

Бороненкова Л. С.

Цветов Ю. П.

Март

Первенство колледжа

по Дартс

Бороненкова Л. С.

Цветов Ю. П.

Март

Первенство колледжа

по метанию мяча

Бороненкова Л. С.

Цветов Ю. П.

Май

Общеколледжевская

легкоатлетическая эстафета

Бороненкова Л. С.

Цветов Ю. П.

Май-

Июнь

Конкурс стихотворений и поэм, посвященных всемирному дню борьбы с курением

Бороненкова Л. С.

Май Июнь

Конкурс рисунка, на асфальте посвященный международному дню защиты детей

Бороненкова Л. С.

Цветов Ю. П.

Судьи студ. совет

Июнь

Процентное соотношение посещаемости занятий по дисциплине «Физическая культура» за II семестр

Бороненкова Л. С.

Цветов Ю. П.

Июнь

 

Оценивание победителей и призеров проекта отображено в таблицах 2–3.

Таблица 2

Процедура оценивания деятельности студентов при участии в проекте

п.п.

Наименование деятельности участников СММ

Кол-во баллов

Присуждение баллов

для всех спортивно-массовых мероприятий (СММ) — личного первенства

1

Присутствие всей группы и наличие у каждого участника индивидуального результата (норматив в баллах).

5

за каждое мероприятие

2

Присутствие половины группы или 75 % от группы и соответствующее количество результатов (нормативов).

4

за каждое мероприятие

3

Менее половины без уважительной причины.

2

за каждое мероприятие

4

На собраниях присутствие физоргов от групп.

0,5

за каждое посещение

5

Команда болельщиков с отличительными знаками (4 человека).

2,5

за каждое мероприятие

6

Команда болельщиков без отличительных знаков (4 человека).

2,0

за каждое мероприятие

7

Итог:

8

за каждое мероприятие

для всех спортивно-массовых мероприятий (СММ) — командного участия

8

Участвует полностью укомплектованная команда от академической группы (10–5-2 студента).

5

за каждое мероприятие

9

Участвует не полностью укомплектованная команда и объединенная с другой академической группой.

2,5

за каждое мероприятие

10

Команда болельщиков с отличительными знаками (4 человека).

2,5

за каждое мероприятие

11

Команда болельщиков без отличительных знаков (4 человека).

2,0

за каждое мероприятие

12

На собраниях присутствует физорг от группы.

0,5

за каждое посещение

13

Команда победительница занявшая I место.

3

за каждое мероприятие

14

Команда победительница занявшая II место.

2

за каждое мероприятие

15

Команда победительница занявшая III место.

1

за каждое мероприятие

16

Итог:

11

за каждое мероприятие

 

Таблица 3

Оценивание детальности исполнителей участвующих в профилактико-оздоровительных мероприятиях проекта «Мы за собственное здоровье!»

п.п.

Наименование деятельности участников СММ

Кол-во баллов

Присуждение баллов

для всех спортивно-массовых мероприятий (СММ) — личное первенство

1

В сроки выполнено и сдано творческое задание. Академическая группа посещает систематически занятия по физической культуре.

8

за каждое мероприятие

2

90–95 % проголосовали за творческое задание, от всех голосовавших студентов колледжа. 90–95 % успевающих по программе дисциплины «Физическая культура».

3

за каждое мероприятие

3

89–60 % проголосовали за творческое задание, от всех голосовавших студентов колледжа. 89–60 % успевающих по программе дисциплины «Физическая культура».

2

за каждое мероприятие

4

1–59 % проголосовали за творческое задание, от всех голосовавших студентов колледжа. 1–59 % успевающих по программе дисциплины «Физическая культура».

1

за каждое посещение

5

Итог:

11

за каждое мероприятие

 

Определение победителей и призеров проекта отображено в таблице 4.

Таблица 4

Критерии оценки деятельности участников проекта «Мы за собственное здоровье»

Категории участников

Академическая группа

Физорг групп

Название критериев

I семестр

II семестр

I семестр

II семестр

Выполнение условий проекта

Четкое и верное выполнение алгоритма участия, прописанного в положении и в этапах программы мероприятий согласно требованиям проекта «Мы за собственное здоровье!»

Мотивационные предпочтения студентов

Предпочтение формы СММ из обработанной анкеты или беседы — опроса

Количество присутствующих в % по направленности мероприятий программы

Добросовестность и поддержка

Эффективно работает самоуправление в группе, выбран физорг, он справляется со своими обязанностями, есть болельщики, созданы отличительные знаки для команды участницы от коллектива, есть название и девиз у коллектива

Активное исполнение своих обязанностей

Количество мероприятий, в которых поучаствовала группа

Количество присутствий на собраниях и жеребьевке за год

Качество исполнения

По общему количеству оценивания результаты в баллах

По общему количеству оценивания результаты в баллах

Прогнозирование

Более 50 % участие групп в большинстве мероприятий, точное и показательно-информативное оценивание результатов проекта в баллах

 

Награждение призёров проекта «Мы за собственное здоровье!» сладкие призы (торты) и дипломы за I-II-III место, за не призовые места и личное первенство грамоты, и награждение лучших физоргов сувенирами.

 

Литература:

 

Воровщиков С. Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся Опыт проектирования//Управление школой. — 2009. -№ 7. С. 17–28

Кагерманьян В. С. Примерная программа воспитания активной личности студента. Рабочая версия. -М.: НИИВО, 2002. — С. 74–76.

Практические рекомендации по выбору типовой системы управления качеством образования для вузов и сузов. -СПб.: СПГЭУ «ЛЭТИ», 2001. С. 20

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle