Библиографическое описание:

Жгарова Ю. А. Применение метода «мозговой штурм» в образовании [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 13-15.

В современном постоянно развивающемся мире необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования и иметь установку на непрерывное самообразование. Образование сегодня — это воспитание личности творческой и ответственной перед собой, воспитание интеллигентного человека, открытого к диалогу, способного к саморазвитию.

Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед системой образования и общества в целом, является проблема активизации творческого мышления школьников.

Один из наиболее известных методов психологической активизации мышления — «Мозговой штурм». Мозговой штурм — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Он широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разных задач. Он активно развивает концентрацию внимания. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Психолог А.Осборн считается отцом классического мозгового штурма –brainstorming'a. В 1953 г. вышла книга А. Осборна «Управляемое воображение», в которой раскрыты принципы в процедуры творческого мышления. Что же пробудило к жизни метод мозгового штурма?

Прежде всего — преодоление стереотипов мышления. Именно на решение этой задачи направлены все известные эвристические методики (метод контрольных вопросов, метод фокальных объектов, ТРИЗ и т. д.). В определенный момент становится ясно, что типовые решения не работают, необходимы новые пути, необходимо творчество. Но известно, что и творческая деятельность часто не выходит за рамки шаблонных схем. Одна из частных задач мозгового штурма — как можно быстрее снять «пласт стереотипов», дать людям возможность высказать их и забыть.

Второе преимущество мозгового штурма А.Осборна — разделение процессов генерации и анализа. Так как способность к творчеству у разных людей развита неодинаково: многим проще заниматься аналитикой, экспертизой идей.

Метод мозгового штурма разделяется на два этапа решения задачи: сначала генерируются идеи, а на потом они анализируются и развиваются. Таким образом, группа делится на «автора» и «критика», которые реализуются в разное время.

Именно мозговой штурм — наиболее употребительный из всех эвристических методик решения проблем, ведь для проведения штурма достаточно кабинета, группы сотрудников и пары часов рабочего времени.

Задачи модератора:

1)                 Не позднее, чем за 2 дня разослать всем участвующим оповещение о мозговом штурме и времени его проведения с кратким описанием вопроса обсуждения (проекта), целей, имеющихся препятствий для решения задачи и т. д.

2)                 На дискуссии следить за тем, чтобы она протекала с вышеописанными требованиями.

3)                 В случае «зависания» процесса дать новый импульс, направить мысли участников в другую сторону, предложить неожиданные ассоциации.

4)        Не давать оценок высказанным идеям и самим участникам как личностям и специалистам.

5)        Постараться максимально раскрыть творческий потенциал каждого.

6)        Фиксировать (записывать) все поступающие идеи,даже те, которые кажутся абсолютно бесполезными.

7)        Продолжительность штурма необходимо оговорить заранее и придерживаться регламента. Идеальная длительность для дискуссии — от 20 до 40 минут.

8)        Участники должны знать, что время ограничено, и им необходимо выдать как можно больше идей в сокращенные сроки. Это активизирует их выложится в данное время.

9)        Во время мозгового штурма необходимо создать обстановку максимального психологического комфорта.

10)    В процессе генерации идей необходимо поддерживать доброжелательную атмосферу общения.

11)    Идеи могут быть любые — несбыточные, сумасшедшие, шутливые.

12)    Обоснование идей не требуется.

Во-первых, на обоснование нет времени. Во-вторых, участники и не способны к грамотному обоснованию — они, по определению, не являются профессионалами.

Неприемлема критика, анализ, развитие идей, высказанных участниками. Позволительно лишь комбинирование идей, помощь участников друг другу при формулировке высказываний, моральная содействие.

13)  Кризис и анализ производят группы экспертов.

Метод контрольных вопросов и аналогии должны использоваться для развития творческих идей в мозговом штурме. Контрольные вопросы — это наводящие вопросы, которые помогают модератору дать новое течение мыслям участников, проскочить период «зацикливания» на круге сходных идей. Один из классических списков контрольных вопросов принадлежит английскому изобретателю Т.Эйлоарту. Вот некоторые из них:

1)      Попробовать «национальные» решения.

Как бы решил проблему английский лорд? Предложите изящное французское решение и проч.

2)      «Метод эмпатии».

Эмпатия — вживание, представление себя на месте другого. («Я есть объект, о котором идет речь»)

3)      «Прямая аналогия»

Рассматриваемый объект, часть проблемы, сравнивается с другим объектом в природе, технике и т. д.

4)      «Символическая аналогия»

Суть проблемы или ее возможные решения предлагается сформулировать в виде метафор.

А.Осборн рекомендовал так готовить и анализировать ее результаты:

1)        Продумайте все аспекты проблемы. Отберите подпроблемы для «атаки». Обратитесь к списку всевозможных аспектов проблемы, тщательно проанализируйте их, выделите несколько целей.

2)        Обдумайте, какие данные могут пригодиться.

3)        Отберите самые предпочтительные источники информации.

4)        Придумайте всевозможные идеи — «родники» к проблеме. Это часть процесса мышления, безусловно, требует свободы воображения, не сопровождаемой и не перебиваемой критическим мышлением.

5)        Отберите идеи, которые вероятнее всего ведут к решению.

6)        Придумайте всевозможные пути для проверки. Здесь мы опять нуждаемся в творческом мышлении. Часто удается обнаружить совершенно новые способы проверки.

7)        Отберите наиболее основательные способы проверки. Принимая решение о том, как лучше проверять, быть строгим и последовательным. Отобрать те способы, которые кажутся наиболее убедительными.

8)        Необходимо представить себе все возможные области применения. Даже если окончательное решение подтверждено экспериментально, необходимо иметь представление о том, что может произойти в результате его использования в различных областях.

9)        Дайте окончательный ответ.

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи: стимулирование творческой активности учащихся; связь теоретических знаний с практикой; формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи; обучение работе в команде, проявлению терпимости к чужой точке зрения.

В современной культуре творческое мышление — общепризнанная ценность. Его формирование и развитие — одна из часто провозглашаемых задач современного образования в разных странах мира.

 

Литература:

 

1.                              Сокращено по источнику: Введение в ТРИЗ. «Основные понятия и подходы» (Официальное издание Фонда Г.С,Альтшуллера) http://www.altshuller.ru) Электронная книга.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle