Характеристика специальных дисциплин и их роль в профессиональном образовании | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, декабрь 2014)

Дата публикации: 06.12.2014

Статья просмотрена: 3376 раз

Библиографическое описание:

Горькаева, Е. Ю. Характеристика специальных дисциплин и их роль в профессиональном образовании / Е. Ю. Горькаева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 293-295. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6545/ (дата обращения: 24.04.2024).

Статья раскрывает основные характеристики специальных дисциплин технических специальностей, их роль в профессиональном образовании. Освещены требования работодателей к подготовке специалистов, также определено, на развитие каких способностей направленно преподавание дисциплин спецкурса.

Ключевые слова:среднее профессиональное образование (СПО), специальные дисциплины, педагогические технологии.

 

Постоянно совершенствующаяся система образования, научно-технический и социально-экономический прогресс являются важнейшими закономерностями современного общества. На данном этапе основная задача системы образования — подготовка высококвалифицированных специалистов, с учетом накопленного мирового опыта, умеющих адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям развития личности, требованиям к профессиональной компетенции.

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. [1]

Для подготовки специалистов высокого уровня, необходимо обеспечить преподавание специальных дисциплин совместно с организацией практической деятельности, что, в свою очередь, является определяющим фактором направленности технических специальностей. Образовательные учреждения СПО помимо передачи теоретических знаний и практических умений должны непосредственно инициировать и активировать научно-исследовательскую деятельность обучающихся, расширить кругозор и научить работать в коллективе. Быть в курсе тенденций развития отрасли и гибко подстраиваться под изменения в ней.

Решение поставленных задач невозможно без разработки новых технологий обучения по специальным техническим дисциплинам. Высокий уровень познавательной самостоятельности должен стать необходимым качеством личности будущего специалиста. [2]

Педагогическая технология, предусматривающая полную управляемость учебным процессом и воспроизводимость обучающего цикла, достигается за счет:

1.                  специфических черт обучения,

2.                  разработки диагностично — поставленных целей обучения,

3.                  ориентации всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей,

4.                  оперативной обратной связи, оценки текущих и итоговых результатов,

5.                  воспроизводимости обучающих процедур. [3]

Основополагающей характеристикой дисциплин технических специальностей является формирование как теоретических, так и практических основ, которые входят в программу специализированного обучения.

Технические науки характеризуются, прежде всего:

1)      научными методами исследования проблем;

2)      определенной организацией получаемых знаний;

3)      специальной организацией деятельности по выработке знаний и умений.

Специфика же дисциплин, преподаваемых в колледже, обусловлена их «обслуживающей» функцией. Обеспечение этой функции включает приложение и детализацию знаний естественных наук, однако не сводится к этому и предполагает формирование специального предмета исследования. [4]

Профессиональная подготовка выпускника колледжа базируется на содержании специальных дисциплин и должна осуществляться с учетом изменений, происходящих в системе образования. Традиционное содержание этих предметов не соответствует принципиально изменившимся экономическим, социальным и образовательным потребностям современного общества. Этим объясняется наличием таких факторов как:

1.                  постоянно совершенствующиеся практические требования к профессиональной подготовке;

2.                  умение адаптироваться к быстро изменяющимся условиям труда;

3.                  защита будущих специалистов от безработицы.

Все это имеет значительное влияние на повышение уровня профессиональной подготовки, развитие интереса учащихся к приобретению новых знаний, их профессиональной мобильности, гарантии трудоустройства. [5]

Подготовка специалистов в современных условиях ориентирована, в первую очередь на следующие требования работодателей:

1.                  знание современных технологий, тенденций научно-технического прогресса;

2.                  владение основами техники безопасности;

3.                  стремление к расширению профессиональных знаний;

4.                  владение основами законодательной базы;

5.                  развитие навыков физического самосовершенствования;

6.                  формирование личностных качеств специалиста.

Изучение специальных дисциплин позволяет студентам проанализировать различные виды источников информации о профессиональной деятельности с точки зрения ее ценности в современных условиях, использовать теоретические и практические знания на современном этапе развития общества. [6, c. 78–82]

Специальные дисциплины направлены на развитие таких способностей как:

1.                  познавательная активность и профессиональная направленность студентов;

2.                  мотивация и стимулирование учебно-познавательной деятельности;

3.                  формирование готовности к профессиональной деятельности;

4.                  оптимизации изучаемой информации;

5.                  актуализация полученных знаний и умений;

6.                  формирование способностей перехода с одного производства на другое, сопровождающееся сменой техники и обязанностей;

7.                  взаимодействие в команде;

8.                  эффективное достижение поставленных целей.

Успешное выполнение профессиональных обязанностей достигается путем качественной подготовки специалистов, которая в свою очередь, является важнейшим компонентом обучения в учреждении СПО. От того на сколько специалист готов к выполнению своих будущих обязанностей и как тонко он чувствует грань ответственности за свои поступки при выполнении должностных инструкций будет зависеть его дальнейшая карьера.

Проблема формирования учебно-методического обеспечения как средства совершенствования образовательного процесса в профессиональном образовании осознаётся в педагогической науке в качестве приоритетной. Учебная дисциплина «Введение в специальность» закладывает основы профессиональной деятельности, формулируя требования к личным качествам учащихся, показывая пути их совершенствования, включая перспективы использования учебного материала в профессиональной практической деятельности. [7]

Основные направления деятельности в учреждениях СПО, осуществляющих качественную подготовку специалистов:

1.                  организация творческой и научно-исследовательской деятельности;

2.                  подготовка высококвалифицированных специалистов;

3.                  повышение инновационного потенциала учреждений СПО;

4.                  организация образовательного процесса совместно с потенциальными работодателями;

5.                  продуктивное взаимодействие с институтами социализации;

6.                  увеличение качества предоставляемых образовательных услуг;

Именно в целостной, правильно организованной образовательной среде происходит формирование профессионала и специалиста, способного стать социально активной, конкурентоспособной, компетентной и творческой личностью и в современных социально-экономических условиях учреждения среднего профессионального образования становятся теми ресурсными центрами, которые способны концентрировать образовательные ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей.

 

Литература:

 

1.                  Законопроект «Об образовании в Российской Федерации», ст. 71.

2.                  Зонина С. В., Мухаметзянова Г. Ф. Особенности преподавания специальных технических дисциплин на современном этапе. Электронный журнал: Образование и наука закамья Татарстана. Журнал № 15 от 02.10.09 г. Режим доступа: http://nauctat.ru/.

3.                  Долженко О. В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе. М.: Высшая школа, 1990, -187с.

4.                  Симоненко О. Д. Специфика технических наук. Образовательный портал СЛОВО. Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/impressionism/36324.php.

5.                  Маркина Н. Ю. Проектирование содержания общетехнических и специальных дисциплин в колледже [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. кандидата наук: 13.00.01: Педагогические науки, информация и информационные системы / Н. Ю. Маркина; [Ин-т пед. инноваций РАО]. — М., 1999.

6.                  Чернышова А. В. Модель формирования готовности студентов к профессиональной деятельности в процессе изучения специальных дисциплин (на примере специальности «Социальная работа»), Научн. журн.: Фундаментальные исследования. № 8, с 78–82, 2011 г.

7.                  Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред, проф. образования. — М.: Мастерство, 2001. — 272 с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, дисциплина, Подготовка специалистов, профессиональная деятельность, высокий уровень, качественная подготовка специалистов, образовательный процесс, профессиональная подготовка, современное общество, требование работодателей.

Похожие статьи

Проблема качества подготовки современного специалиста

Основным рабочим документом для высших учебных заведений в России является образовательный стандарт высшего профессионального образования, в который включены требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки инженеров.

Качество подготовки специалиста в системе высшего...

Проблема «вхождения» молодежи, получившей профессиональное образование, в рынок труда во многом обусловлена социально-психологическими факторами, связанными с тем, что представления выпускников о перспективах трудоустройства и о будущей трудовой...

Профессиональная подготовка специалистов

Статья посвящена компетентностному подходу в образовании студентов, имеющих инвалидность с использованием профессиональных стандартов; описанию формирования национальной системы квалификаций в Российской Федерации.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

Сегодня, когда новые технологии внедрены во все сферы деятельности человека, особенно значимо их влияние на систему профессионального образования, так как именно она является главным поставщиком высококвалифицированных рабочих кадров для современного...

Компетентностный подход в профессиональной подготовке...

Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалистов. Авторы: Булавко Ольга Владимировна, Пепеляева Алена Петровна, Мурий Наталья Петровна, Поединок Елена Александровна.

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

Повышение требований к качеству подготовки специалистов определяет необходимость целенаправленной деятельности по формированию и развитию профессионально важных качеств.

О роли преподавателя в подготовке специалистов технического...

профессиональное образование, преподаватель, технический профиль, студент, дисциплина, процесс обучения, повышение качества подготовки специалистов, учебный материал, учебное заведение, знание.

Специфика дисциплин в колледже и ее влияние на процесс...

профессиональная деятельность, дисциплина, профессиональная подготовка, процесс изучения, учебно-методическое обеспечение, знание, будущий специалист, профессиональное образование, современное...

Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель...

профессиональное образование, подготовка кадров, качество образования, человеческий капитал, образовательный процесс, конкурентоспособное образование.

Похожие статьи

Проблема качества подготовки современного специалиста

Основным рабочим документом для высших учебных заведений в России является образовательный стандарт высшего профессионального образования, в который включены требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки инженеров.

Качество подготовки специалиста в системе высшего...

Проблема «вхождения» молодежи, получившей профессиональное образование, в рынок труда во многом обусловлена социально-психологическими факторами, связанными с тем, что представления выпускников о перспективах трудоустройства и о будущей трудовой...

Профессиональная подготовка специалистов

Статья посвящена компетентностному подходу в образовании студентов, имеющих инвалидность с использованием профессиональных стандартов; описанию формирования национальной системы квалификаций в Российской Федерации.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

Сегодня, когда новые технологии внедрены во все сферы деятельности человека, особенно значимо их влияние на систему профессионального образования, так как именно она является главным поставщиком высококвалифицированных рабочих кадров для современного...

Компетентностный подход в профессиональной подготовке...

Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалистов. Авторы: Булавко Ольга Владимировна, Пепеляева Алена Петровна, Мурий Наталья Петровна, Поединок Елена Александровна.

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

Повышение требований к качеству подготовки специалистов определяет необходимость целенаправленной деятельности по формированию и развитию профессионально важных качеств.

О роли преподавателя в подготовке специалистов технического...

профессиональное образование, преподаватель, технический профиль, студент, дисциплина, процесс обучения, повышение качества подготовки специалистов, учебный материал, учебное заведение, знание.

Специфика дисциплин в колледже и ее влияние на процесс...

профессиональная деятельность, дисциплина, профессиональная подготовка, процесс изучения, учебно-методическое обеспечение, знание, будущий специалист, профессиональное образование, современное...

Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель...

профессиональное образование, подготовка кадров, качество образования, человеческий капитал, образовательный процесс, конкурентоспособное образование.