Библиографическое описание:

Горькаева Е. Ю. Характеристика специальных дисциплин и их роль в профессиональном образовании [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 293-295.

Статья раскрывает основные характеристики специальных дисциплин технических специальностей, их роль в профессиональном образовании. Освещены требования работодателей к подготовке специалистов, также определено, на развитие каких способностей направленно преподавание дисциплин спецкурса.

Ключевые слова:среднее профессиональное образование (СПО), специальные дисциплины, педагогические технологии.

 

Постоянно совершенствующаяся система образования, научно-технический и социально-экономический прогресс являются важнейшими закономерностями современного общества. На данном этапе основная задача системы образования — подготовка высококвалифицированных специалистов, с учетом накопленного мирового опыта, умеющих адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям развития личности, требованиям к профессиональной компетенции.

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. [1]

Для подготовки специалистов высокого уровня, необходимо обеспечить преподавание специальных дисциплин совместно с организацией практической деятельности, что, в свою очередь, является определяющим фактором направленности технических специальностей. Образовательные учреждения СПО помимо передачи теоретических знаний и практических умений должны непосредственно инициировать и активировать научно-исследовательскую деятельность обучающихся, расширить кругозор и научить работать в коллективе. Быть в курсе тенденций развития отрасли и гибко подстраиваться под изменения в ней.

Решение поставленных задач невозможно без разработки новых технологий обучения по специальным техническим дисциплинам. Высокий уровень познавательной самостоятельности должен стать необходимым качеством личности будущего специалиста. [2]

Педагогическая технология, предусматривающая полную управляемость учебным процессом и воспроизводимость обучающего цикла, достигается за счет:

1.                  специфических черт обучения,

2.                  разработки диагностично — поставленных целей обучения,

3.                  ориентации всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей,

4.                  оперативной обратной связи, оценки текущих и итоговых результатов,

5.                  воспроизводимости обучающих процедур. [3]

Основополагающей характеристикой дисциплин технических специальностей является формирование как теоретических, так и практических основ, которые входят в программу специализированного обучения.

Технические науки характеризуются, прежде всего:

1)      научными методами исследования проблем;

2)      определенной организацией получаемых знаний;

3)      специальной организацией деятельности по выработке знаний и умений.

Специфика же дисциплин, преподаваемых в колледже, обусловлена их «обслуживающей» функцией. Обеспечение этой функции включает приложение и детализацию знаний естественных наук, однако не сводится к этому и предполагает формирование специального предмета исследования. [4]

Профессиональная подготовка выпускника колледжа базируется на содержании специальных дисциплин и должна осуществляться с учетом изменений, происходящих в системе образования. Традиционное содержание этих предметов не соответствует принципиально изменившимся экономическим, социальным и образовательным потребностям современного общества. Этим объясняется наличием таких факторов как:

1.                  постоянно совершенствующиеся практические требования к профессиональной подготовке;

2.                  умение адаптироваться к быстро изменяющимся условиям труда;

3.                  защита будущих специалистов от безработицы.

Все это имеет значительное влияние на повышение уровня профессиональной подготовки, развитие интереса учащихся к приобретению новых знаний, их профессиональной мобильности, гарантии трудоустройства. [5]

Подготовка специалистов в современных условиях ориентирована, в первую очередь на следующие требования работодателей:

1.                  знание современных технологий, тенденций научно-технического прогресса;

2.                  владение основами техники безопасности;

3.                  стремление к расширению профессиональных знаний;

4.                  владение основами законодательной базы;

5.                  развитие навыков физического самосовершенствования;

6.                  формирование личностных качеств специалиста.

Изучение специальных дисциплин позволяет студентам проанализировать различные виды источников информации о профессиональной деятельности с точки зрения ее ценности в современных условиях, использовать теоретические и практические знания на современном этапе развития общества. [6, c. 78–82]

Специальные дисциплины направлены на развитие таких способностей как:

1.                  познавательная активность и профессиональная направленность студентов;

2.                  мотивация и стимулирование учебно-познавательной деятельности;

3.                  формирование готовности к профессиональной деятельности;

4.                  оптимизации изучаемой информации;

5.                  актуализация полученных знаний и умений;

6.                  формирование способностей перехода с одного производства на другое, сопровождающееся сменой техники и обязанностей;

7.                  взаимодействие в команде;

8.                  эффективное достижение поставленных целей.

Успешное выполнение профессиональных обязанностей достигается путем качественной подготовки специалистов, которая в свою очередь, является важнейшим компонентом обучения в учреждении СПО. От того на сколько специалист готов к выполнению своих будущих обязанностей и как тонко он чувствует грань ответственности за свои поступки при выполнении должностных инструкций будет зависеть его дальнейшая карьера.

Проблема формирования учебно-методического обеспечения как средства совершенствования образовательного процесса в профессиональном образовании осознаётся в педагогической науке в качестве приоритетной. Учебная дисциплина «Введение в специальность» закладывает основы профессиональной деятельности, формулируя требования к личным качествам учащихся, показывая пути их совершенствования, включая перспективы использования учебного материала в профессиональной практической деятельности. [7]

Основные направления деятельности в учреждениях СПО, осуществляющих качественную подготовку специалистов:

1.                  организация творческой и научно-исследовательской деятельности;

2.                  подготовка высококвалифицированных специалистов;

3.                  повышение инновационного потенциала учреждений СПО;

4.                  организация образовательного процесса совместно с потенциальными работодателями;

5.                  продуктивное взаимодействие с институтами социализации;

6.                  увеличение качества предоставляемых образовательных услуг;

Именно в целостной, правильно организованной образовательной среде происходит формирование профессионала и специалиста, способного стать социально активной, конкурентоспособной, компетентной и творческой личностью и в современных социально-экономических условиях учреждения среднего профессионального образования становятся теми ресурсными центрами, которые способны концентрировать образовательные ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей.

 

Литература:

 

1.                  Законопроект «Об образовании в Российской Федерации», ст. 71.

2.                  Зонина С. В., Мухаметзянова Г. Ф. Особенности преподавания специальных технических дисциплин на современном этапе. Электронный журнал: Образование и наука закамья Татарстана. Журнал № 15 от 02.10.09 г. Режим доступа: http://nauctat.ru/.

3.                  Долженко О. В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе. М.: Высшая школа, 1990, -187с.

4.                  Симоненко О. Д. Специфика технических наук. Образовательный портал СЛОВО. Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/impressionism/36324.php.

5.                  Маркина Н. Ю. Проектирование содержания общетехнических и специальных дисциплин в колледже [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. кандидата наук: 13.00.01: Педагогические науки, информация и информационные системы / Н. Ю. Маркина; [Ин-т пед. инноваций РАО]. — М., 1999.

6.                  Чернышова А. В. Модель формирования готовности студентов к профессиональной деятельности в процессе изучения специальных дисциплин (на примере специальности «Социальная работа»), Научн. журн.: Фундаментальные исследования. № 8, с 78–82, 2011 г.

7.                  Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред, проф. образования. — М.: Мастерство, 2001. — 272 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle