Библиографическое описание:

Галкина М. В. Развитие самоконтроля и самоорганизации и их значение в личностно-профессиональном становлении студентов ссуза [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 286-290.

Статья посвящена исследованию, проведенному среди студентов cсуза первого года обучения, на выявление, по их мнению, качеств, необходимых для успешного обучения по выбранной специальности в ссузе и разработке сценария практического занятия по развитию основного качества. Раскрываются понятия самоконтроля и самоорганизации, с позиции профессиональной деятельности. После анализа результатов проведенного исследования получены следующие данные: студентами перечислено 20 качеств, которые помогают им в личностно-профессиональном становлении. Все эти качества объединяет общее понятие — самоконтроль. На основании проведенного исследования разработано и проводится тематическое занятие, направленное на обучение студентов СТЖТ технике контроля своего времени, самоорганизации в повседневной практике с целью рационализации использования времени. В статье дано краткое описание методики.

Ключевые слова: становление личностное, становление профессиональное, инвентаризация времени, личный капитал времени, поглотители времени.

 

Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека. Вопросы личностного развития и формирования готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в период обучения в ССУЗе и это, влечет за собой необходимость обращения к категориям «становление личностное» и «становление профессиональное». Студентам нашего учебного заведения как будущим железнодорожникам, необходимы такие профессионально важные качества как ответственность, быстрая ориентация в ситуации, умение контролировать эмоции, умение слушать и слышать, готовность к установлению контактов, способность к самоанализу, организация времени, все эти качества объединяет понятие — самоконтроль. Что же такое самоконтроль? Самоконтроль — это умение подчинить эмоции собственному разуму. Самоконтроль — это сила характера, помогающая подавлять излишние эмоции, контролировать чувства и изживать комплексы. Самоконтроль — это готовность в каждый момент времени действовать наиболее рационально и правильно, вне зависимости от собственного внутреннего состояния. Самоконтроль — это волевое качество, необходимое каждому успешному человеку, независимо от рода его занятий.

Самоконтроль — это процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях влияния социального окружения или собственных механизмов. Преимущества самоконтроля:

-          самоконтроль даёт возможности — управлять своими действиями и эмоциями;

-          самоконтроль даёт спокойствие — основанное на уверенности в собственных силах, способностях и разуме;

-          самоконтроль даёт уважение — как самоуважение, так и уважение окружающих;

-          самоконтроль даёт умение — управлять не только собой, но и людьми;

-          самоконтроль даёт терпение — для преодоления внутренних недостатков и внешних препятствий.

Самоконтроль и самоорганизация ценятся в любой профессии, а в некоторых профессиях, являются обязательными. Поэтому, молодой специалист и железнодорожной, и любой другой области, умеющий себя контролировать, имеет уважение коллег, начальства и высокие шансы в карьерном росте.

Актуальность этой темы, была определена после проведения в СТЖТ филиале СамГУПС исследования, среди студентов первого года обучения, на выявление, по их мнению, качеств, необходимых учащимся для успешного обучения по выбранной специальности. Всего в исследовании приняло участие 309 человек. Для проведения исследования были выбраны следующие методики: изучение направленности личности (Методика В.Смекала и М.Кучера). Методика основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях; анкетирование для выявления самого важного (по мнению студентов) качества, необходимого им для дальнейшего продуктивного профессионального обучения и для личной самореализации и диагностика самоактуализации личности методика А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калина.

По результатам анкетирования студентами перечислено 20 качеств, которые помогают им в личностно-профессиональном становлении. Было выделено пять основных качеств первокурсников, необходимых им на начальном этапе обучения. Это: сила воли, внимание, ответственность, усидчивость, трудолюбие. Все эти качества объединяет общее понятие — самоконтроль. Многие студенты выделили это понятие отдельно, а именно — 52 человека из 309 опрошенных.

Вместе с этими качествами, были выделены 12 качеств, которые, по мнению опрашиваемых, мешают их личностному развитию. Основные из них: неумение контролировать время, лень, неумение выделить приоритеты и правильно поставить цели. Так же эти качества можно объединить в одно понятие — отсутствие самоконтроля. На основании исследования составлены диаграммы качеств важных для саморазвития и качеств, которые этому мешают.

Рис. 1. Качества, необходимые для личностного развития

 

Рис. 2. Качества, которые мешают личностному развитию

 

Результаты исследования по методике В.Смекала и М.Кучера, сведены в итоговую таблицу.

Таблица 1

Итоговая таблица исследования групп первого курса

Количество/Направленность

НС

ВД

НЗ

Количество "+"

+ 30

+29

+ 12

Количество "-"

- 17

- 18

- 35

Сумма

+13

+ 11

-23

+ 30

+ 43

+ 41

+ 7

 

Личностная направленность (направленность на себя — НС) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Личностная направленность у большинства первокурсников, преобладает над другими видами направленности. Коллективистская направленность (ВД), определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по учебе. Показатель этого вида направленности незначительно меньше, поэтому она тоже является у многих студентов доминирующей направленностью. Деловая направленность (направленность на задачу — НЗ) отражает преобладание мотивов, порождаемых учебой, как деятельностью, увлечение процессом деятельности, стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. К сожалению, показатель деловой направленности у студентов первого года обучения очень низкий.

По методике самоактуализации личности А. В. Лазукина выведена таблица, с описанием шкал и итоговыми результатами показателей по шкалам.

Таблица 2

Итоговые результаты показателейпо методике А. В. Лазукина

Шкала

Описание шкалы (сокращенное)

Средний показатель (max 15)

1

Шкала ориентации во времени

Показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь «на потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом.

6

2

Шкала ценностей

Высокий балл по этой шкале свидетельствует о том, что человек разделяет ценности самоактуа-лизирующейся личности, к числу которых относятся такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность.

8

3

Взгляд на природу человека

Эта шкала описывает веру в людей, в могущество человеческих возможностей.

6

4

Высокая потребность в познании

Характерна для самоактуализирующейся личности, всегда открытой новым впечатлениям.

7

5

Стремление к творчеству

Непременный атрибут самоактуализации, которую попросту можно назвать творческим отношением к жизни.

10

6

Автономность

Является главным критерием психического здоровья личности, ее целостности и полноты.

7

7

Спонтанность

Качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру, свойственных самостоятельным людям.

8

8

Самопонимание

Показатель по этой шкале свидетельствует о чувствительности, сензитивности человека к своим желаниям и потребностям.

5

9

Аутосимпатия

Естественная основа психического здоровья и цельности личности.

9

10

Шкала контактности

Измеряет общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими

10

11

Шкала гибкости в общении

Соотносится с наличием или отсутствием социальных стереотипов, способностью к адекватному самовыражению в общении, приносить удовольствие.

6

 

На основании результатов исследования по всем выбранным методикам, разработано и проводится тематическое мероприятие, направленное на обучение студентов СТЖТ технике контроля своего времени, самоорганизации в повседневной практике с целью рационализации использования времени. Фактор времени является самым мощным стрессором. Зная основы самоорганизации, учащиеся осваивают технику правильного выстраивания своей деятельности, учатся избавляться от стресса и находить время для отдыха. Мероприятие состоит из двух частей, в первой части, студенты знакомятся с теоретическими основами самоконтроля и самоорганизации и проводят самоанализ с помощью анкеты выявляющей умение самоорганизовываться. На основе опыта уже проведенных мероприятий, можно сделать следующий вывод. Большинству из подростков следует работать над инвентаризацией своего времени. Поэтому мероприятие переходит ко второй, практической части, которая начинается с расчета капитала собственного времени по специальным формулам. В результате расчета можно увидеть индивидуальные реальные цифры капитала своего рабочего времени, капитала своего свободного времени, и общую цифру личного капитала времени. Время — необратимо, нужно найти время и для учебы, и для работы, и для развлечений, и для дружбы, и для мечты. Хватит ли времени на все, что хочется сделать? Куда тратится время? Чтобы это узнать нужно в течение одного дня провести процедуру жесткой регистрации времени. И лучше это делать по заранее заготовленной схеме. Перед мероприятием студентам дается задание на дом, по заготовленной таблице проконтролировать свой день по минутам. А затем по специальным формулам, производится анализ полученной таблицы.

Таблица 3

Анализ видов деятельности и расходов времени

№ №

Вид деятельности

Время

Продуманность (в минутах)

А

Необходимая работа

Б

Оправданы ли затраты

В

Целесообразны ли затраты

Г

Определен ли регламент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После расчета всех видов работ, с помощью листка дневных помех и списка состоящего из 30 самых существенных «ловушек времени», учащиеся могут проанализировать полностью свое «потерянное время», наметить «свои» пять причин временных потерь, которые повторяются.

Таблица 4

Листок дневных помех

Помехи, интервал (от-до)

Продолжительность (в минутах)

Телефонный разговор или посетитель

Кто мешал?

Причины помех

 

 

 

 

 

 

 

Освободившись от «поглотителей» времени и выявив слабые места в самоорганизации, подростки могут высвободить значительные резервы времени для себя.

Работа, направленная на развитие личностных качеств, которые необходимы для будущей профессиональной деятельности, также помогает формированию общих компетенций студентов, таких как:

-          владение различными способами самоконтроля;

-          определение проблем собственной учебной деятельности и установки их причины;

-          владение навыками анализа и синтеза;

-          умение быть корректным к мнению других;

-          умение донести свое мнение до других, что делает данное направление работы актуальным в условиях реализации образовательной реформы и ФГОС нового поколения.

 

Литература:

 

1.         Абдулина, О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки / О. А. Абдулина // Высшее образование в России. — 2009. — № 3. — С. 23–24.

2.         Барабанова, В.В., Зеленова, М. Е. Представления студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения/ В. В. Барабанова, М. Е. Зеленова // Психологическая наука и образование. — 2012. — № 2. — С. 12–23.

3.         Вахромов, Е. Е. Вершины жизни и пути их достижения, самоактуализация, акме и жизненный путь человека/ Е. Е. Вахромов // Прикладная психология и психоанализ. — М., 2007. — С. 23–26.

4.         Диагностика самоактуализации личности (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина) / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Изд-во Московского ун-та: Академия. — 2012. — C.426–433.

5.         Гордиенко, Н. Н. Исследование психологических и психофизиологических особенностей студентов технических специальностей в ракурсе повышения качества подготовки специалистов // Режим доступа: www.t21.rgups.ru/doc2009/10/03.doc.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle