Библиографическое описание:

Фирсова Е. А. Ориентация учебно-методического комплекса социально-гуманитарных дисциплин на формирование исследовательской культуры старшеклассников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 25-28.

Ключевые слова: исследовательская культура старшеклассников, Федеральные государственные образовательные стандарты, учебно-методический комплекс, социально-гуманитарные дисциплины.

 

В отечественной психолого-педагогической науке разработана деятельностная парадигма образования, являющаяся постулатом в качестве цели образования развития личности учащегося. На основе освоения универсальных способов деятельности, одним из которых является исследовательская деятельность, процесс усвоения системы знаний и умений, в том числе исследовательских, составляет инструментальную основу компетенций обучающегося в ходе развития личности, обретения духовно-нравственного, культурологического, исследовательского опыта и социальной компетентности, в ходе которого формируется исследовательская культура.

Исследовательская культура старшеклассников характеризуется активной поисковой потребностью, совокупностью общепредметных, рефлексивных знаний, исследовательских умений. В ходе исследовательской деятельности, обучающиеся учатся владеть понятийным аппаратом по теме, соблюдать правила научной организации труда исследовательской работы [16]. Это способствует развитию мотивации и научного стиля мышления. Следует отметить, что задача по формированию исследовательской культуры школьников является одной из ведущих в нормативных образовательных документах современной России.

Это нашло отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. В нем отмечается, что Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования должна быть направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности…, формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, работа научных обществ, проведение школьных научно-практических конференций и т. д.).

В Государственных образовательных стандартах второго поколения в совокупности согласованы и классифицированы индивидуальные, общественные и государственные потребности в общем образовании, где выпускник российской школы должен уметь и владеть: научными знаниями и представлениями о природе, обществе, человеке, знаковыми и информационными системами; умениями учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; коммуникативными и информационными умениями; умениями оценивать объекты окружающей действительности с разных позиций; способностью к контролю и самоконтролю; способностью к творческому решению учебных и практических задач [9].

Содержание государственных образовательных стандартов включают в себя элементы исследовательских знаний, необходимые для формирования исследовательской культуры, раскрывающиеся через содержательные линии школьного гуманитарного образования предметных дисциплин: исторического курса — «человек в истории — развитие человека в различные исторические эпохи», «история отношений между народами, обществами», «проблема войны и мира»; обществоведческого курса — «общение», «ценности», «многообразие культур» и т. д.; культурологического — «диалог культур», «взаимодействие культур во времени и пространстве» и т. д.

Тем не менее, в Государственном образовательном стандарте цели и содержание задач гуманитарных дисциплин предполагающих формирование у старшеклассников исследовательской культуры в школьных предметных областях обозначены косвенно.

Образовательные стандарты реализуются через рабочие программы и учебники.

С этой целью нами рассмотрены особенности нормативных образовательных документов, учебников, учебных пособий на предмет формирования исследовательской деятельности старшеклассников.

В проводимом диагностическом исследовании ставилась цель выявления ориентации учебно-методических комплексов социально-гуманитарных дисциплин на формирование у старшеклассников исследовательской культуры.

Рассмотрим, как учебно-методический комплекс ориентирован на решение этой задачи.

Вструктуре Федерального Базисного учебного плана выделенные инвариантная и вариативная части образования отмечают приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формированию личностных качеств, соответствующих общественным идеалам и включают компонент внеучебной деятельности, обеспечивающий индивидуальный характер развития обучающихся, их интересы и склонности; интересы субъекта Российской Федерации в реализации содержания общего образования [6].

В примерной программе среднего (полного) общего образования по истории (История России и Всеобщая история) (базовый уровень) отмечается особая роль исторического образования, т. к. данный предмет является основополагающим для становления исследовательской культуры. Историческое образование способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обеспечению сформированности навыков критического мышления, анализа и синтеза, умения оценивать и сопоставлять методы исследования; формированию умений обобщать, анализировать и оценивать информацию; интерпретировать данные различных источников; владеть навыками проектной деятельности, исторической реконструкции и т. д. В пространстве гуманитарного образования многочисленные темы, являющиеся обязательными в государственном образовательном стандарте в курсе гуманитарных дисциплин, представляют интерес у школьников для более глубокого исследования, раскрывающие интеграционные процессы в различных сферах современного общества, возможности общения в условиях современных информационных технологий и т. д. Другими словами школьник находится в центре исторических процессов и пропускает все через свой внутренний мир, свое внутреннее «Я», через познание самого себя.

В примерной программе среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень) включая экономику и право, говорится о владении базовым понятийным аппаратом социальных наук; сформированности представлений методов познания социальных явлений и процессов; умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений и т. д. [15].

Особо выделен индивидуальный проект, представляющий собой учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов; умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность; умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования и т. д.

У выпускников должны быть сформированы умения выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности, способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач по обязательным предметным областям.

Наряду с общеобразовательными школьными дисциплинами во многих средних учебных заведениях введены и широко практикуются дополнительные курсы социально-гуманитарного направления, такие как история религии, история искусств, право, политология, философия, социология, экономика и т. д. Но, следует отметить, что потенциал содержания современного гуманитарного образования не реализуется в полном объеме в учебном процессе, и не способствуют формированию исследовательской культуры.

В учебных планах и программах гуманитарных дисциплин отмечается недостаточное ориентирование на организацию исследовательской деятельности старшеклассников. Эксперты, проводя исследования школьного образования, вынуждены констатировать факт снижения у школьников уровня исследовательских умений в гуманитарной познавательной деятельности. Думается, что это связано с уменьшением учебных часов социально-гуманитарных дисциплин и введением Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Поэтому исследовательская деятельность старшеклассников является в образовательной среде актуальным направлением для удовлетворения старшеклассниками своих познавательных исследовательских интересов.

Необходимо выделить и тот факт, что в последнее время в современном школьном образовании насчитывается около 70 учебников и учебных пособий по истории рекомендованных для изучения по школьной программе, где наблюдаются противоречия и двойные толкования известных исторических событиях, не говоря уже о формировании личностного отношения к изучаемому материалу или заинтересованности в исследовательской деятельности с целью формирования у школьников исследовательской культуры. Понятно, что при таком положении говорить о глубоком изучении истории не приходится.

В школьных учебниках по истории России А. А. Левандовского и Ю. А. Щетинова [5], В. И. Буганова и П. И. Зырянова [1] большое внимание уделяется констатирующему материалу, и лишь некоторые задания направлены на формирование личностного отношения к изучаемому вопросу и возможности самостоятельной исследовательской работе.

Учебник А. Н. Сахарова [12;13] по отечественной истории предлагает достаточно объемный материал, часть из которого предлагается для самостоятельного изучения через систему вопросов и заданий позволяющие формировать более ответственное отношение к учебной деятельности и зачастую формально для самостоятельного исследования, творческой познавательной работы. В учебниках отсутствуют задания, ориентирующие на формирование таких исследовательских умений, как, умение определять временных рамки текста культуры, обобщать, осмысливать и классифицировать полученную информацию, умение самостоятельно обобщать исторические факты, давать собственную оценку событиям, оценку позиции автора исследуемого текста культуры, анализировать различные источники информации и т. д.

Следует отметить, что в современном школьном образовании нет единого учебника по истории, где прослеживалась бы единая, не противоречивая трактовка исторических событий. Кроме того представлено недостаточно познавательных задач, предполагающих ведение самостоятельной исследовательской работы по интересующим школьников темам.

Методический аппарат учебников социально-гуманитарных дисциплин не предусматривает формирование исследовательской культуры старшеклассников, учебно-исследовательских знаний и умений. Следовательно, можно утверждать, что образовательные стандарты не в полной мере реализуются в учебном процессе.

Анализируя содержание учебников по обществознанию в 10–11 классах (базовый) под редакцией Л. Н. Боголюбова [7;8], стоит отметить, что он отвечает образовательному стандарту, четко структурирован, имеет хорошую методическую базу — документы, практико-ориентированные задания, темы для эссе. Это помогает качественной подготовке к итоговой аттестации (ЕГЭ). Но в учебниках недостаточно представлено практических, познавательных задач, способствующих организации проектной, исследовательской деятельности в учебном процессе.

Но в этом учебнике недостаточно представлено практических заданий — задач по разделу «Право», сложный теоретический материал, мало диаграмм и графиков, помогающих систематизировать сложный теоретический материал, и не представлены практические исследовательские задания связанные с современными проблемными вопросами.

Учебник Л. В. Полякова «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» [10] излагает ярко выраженную ориентацию на актуальные проблемы современности, настоящего этапа развития страны и мира в целом. Но в учебнике мало представлено заданий, ориентированных на задачи действующего образовательного стандарта и недостаточно представлена возможность самостоятельной исследовательской работы школьников, а, следовательно, формирования у них исследовательской культуры.

Таким образом, считаем, что задача создания оптимального школьного учебника обществоведческого курса актуальна. Такой учебник должен отвечать всем требованиям образовательного стандарта по формированию исследовательской культуры старшеклассников.

В связи с этим отметим, что комплексы вопросов и заданий рассмотренных учебников в большей степени ориентированы на констатирующие оценки и в меньше степени ориентированы на процесс формирования и становления исследовательской культуры старшеклассников. Представленные задания незначительно ориентированы на формирование учебных исследовательских умений (умение отбора и анализа признаков; умение обосновать собственное отношение к исследовательской культуре; умение прогнозировать и корректировать исследовательскую деятельность). Следовательно, реализация деятельностного аспекта исследовательской культуры затруднена.

Рассмотрим, как задачу по формированию исследовательской культуры решают учебно-методические пособия для учителей по курсу «История» и «Обществознание».

Например, в пособии А. Г. Колоскова «История России. ХХ век: дидактический материал» [4] присутствуют разнообразные обучающие и проверочные задания. Автор формирует цель развития творческого мышления, навыков самостоятельной работы учащихся с историческими фактами и документами. Но в пособии не представлены задания по организации познавательной деятельности школьников.

В практикуме по истории России с IX по XVIII вв.: пособии для учителей А. А. Романовой [11] представлены материалы для организации разнообразной самостоятельной работы учащихся 10 классов на уроках (семинары, лабораторные работы, творческие индивидуальные и коллективные работы), способствующей формированию собственной исследовательской позиции.

В пособии Н. В. Загладина «Всемирная история ХХ века. 11 класс: для учителей» [2;3] содержится теоретический, дополнительный фактический материал. Но в данных пособиях отсутствуют задания, направленные на формирование исследовательской культуры.

Отметим, что учебные пособия по обществознанию в основном представлены в тестовом варианте, в качестве подготовки к ГИА и ЕГЭ, пособия по курсу «История» не способствуют привлечению школьников к творческой, исследовательской деятельности.

Исключением, из проанализированных пособий, выглядит «Обществознание. Старшая школа. Раздел «Человек как творение и творец культуры» В. Н. Сырова [14], в котором освещается широкий комплекс вопросов, изучаемых в философии и социально-гуманитарных науках. Пособие обеспечивает развитие знаний об основных чертах и особенностях общественной жизни, формирование навыков поиска и осмысления полученной социальной информации, а также способствует выработке умения практически применять приобретенные исследовательские знания. Пособие подготовлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Таким образом, образовательный стандарт ставит задачу формирования исследовательской культуры старшеклассников, что находит отражение в программах социально-гуманитарных дисциплин. Но в тоже время примерные федеральные учебные программы по истории, обществознанию и культурологическим курсам лишь косвенно предполагают формирование исследовательской культуры старшеклассников.

В федеральных учебниках и учебных пособиях недостаточно материала, позволяющего раскрыть сущность исследовательской культуры старшеклассников и процесс формирования соответствующих исследовательских умений; комплексы вопросов и заданий, представленных в учебниках и учебных пособиях, в большей степени ориентированы на констатирующие оценки; и в меньшей степени уделяется внимание исследовательской деятельности с целью формирования исследовательской культуры; поиску, осознанию и принятию личностно значимого смысла «исследовательской деятельности».

 

Литература:

 

1.                  Буганов, В. И. История России. Конец XVII-XIXвв./В. И. Буганов. П. И. Зырянов.-М.:Просвещение, 2003.-302 с.

2.                  Загладин, Н. В. Всемирная история с древнейших времен до конца XIXвека: учеб. для 10 кл. общеобраз. учрежд./ Н. В. Загладин.-М.: Русское слово, 2002.-400 с.

3.                  Загладин, Н. В. История России и мира. XX век. Учеб. для 11 кл. общеобраз. учрежд./ Н. В. Загладин.- М.: Русское слово, 2002.-390 с.

4.                  Колосков, А. Г. История России. ХХ век: дидактический материал./ А. Г. Колосков.- М.:Дрофа.- 2000.

5.                  Левандовский, А. А. История России. XX-XXI век:учеб. для 10–11 кл. общеобраз. учрежд./А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов.- М.:Просвещение, 2003.-367 с.

6.                  О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации... Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ от 1 февраля 2012 года N 74.

7.                  Обществознание. Учебник. 10 класс. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, М. Ю. Телюкиной. Просвещение, 2012.

8.                  Обществознание. Учебник. 11 класс. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, В. А. Литвинова.- М.:Просвещение.- 2012.

9.                  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования.

10.              Поляков, Л. В. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке.: учеб. для 11 кл./Л. В. Поляков.-М.:Просвещение.- 2007.

11.              Романова А. А. Практикум по истории России с IX по XVIII век: Пособие для старшеклассников и преподавателей. — М.: АРКТИ, 2002. 120 с.

12.              Сахаров, А. Н. История России с древнейших времен до конца XVII в.: учеб. для 10 кл. общеобраз. учеб. учреждений/А. Н. Сахаров, В. И. Буганов. — М.: Просвещение, 2002–320 с.

13.              Сахаров, А.Н., Боханов А. Н. История России. XVII-XIXвека: учеб. для 10 кл. общеобраз. учеб. учреждений/ А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов.-М: Русское слово.-2003.-350 с.

14.              Сыров, В. Н. Обществознание. Старшая школа. Раздел «Человек как творение и творец культуры» / В. Н. Сыров.-М.: Интеллект-Центр, 2014.

15.              Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. Пояснительная записка к федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для образовательных учреждений Российской Федерации. 2012.

16.              Фирсова, Е. А. Ориентация нормативных образовательных документов на формирование исследовательской культуры старшеклассников / [Текст]// ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет». Волгоград, 2013.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle