Библиографическое описание:

Ратникова Е. О., Борискина О. С. Формирование нормативной звукопроизносительной базы дошкольников с ОНР путем оптимизации подхода к развитию подвижности артикуляционного аппарата, согласно принципу биоэнергопластики [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 144-146.

Авторы раскрывают цели биоэнергопластики, рассказывают о ее применении в образовательной работе с детьми с ОНР (общим недоразвитием речи). Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Ключевые слова:гимнастика, артикуляция, моторика.

 

Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

В. А. Сухомлинский

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией.

В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН М. М. Кольцовой, Е. И. Исениной отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики.

Анализируя специальные литературные источники можно говорить о том, что существует стойкая связь интеллектуального и речевого развития ребёнка со степенью сформированности у него мелкой моторики пальцев рук. Сведения, приводимые в литературе, указывают, на стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев рук относительно уровня развития речи.

В своей работе с детьми с общим недоразвитием речи мы используем новое и интересное направление этой работы биоэнергопластику.

Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки, т. е ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти.

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору — зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

Изученная литература (Ястребовой А. В. и Лазаренко О. И.) позволяет говорить о том, что сочетание движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны и раскрепощены, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме, а это — в свою очередь, положительно влияет на повышение уровня развития интеллектуальной деятельности детей, совершенствует координацию движений и мелкую моторику.

Цель:

-        развитие координации движений, мелкой моторики пальцев рук;

-        активизация интеллектуальной деятельности ребенка;

-        развитие памяти, произвольного внимания, межполушарной взаимосвязи;

-        формирование умения действовать по словесным инструкциям.

В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

В своей работе мы самостоятельно подобрали движения рук под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.

Общие упражнения выносились во фронтальные формы работы. Упражнения проводились ежедневно не менее двух раз — после утренней гимнастики и после дневного сна воспитателем. Длительность, последовательность и количество упражнений соответствуют особенностям проведения артикуляционной гимнастики в речевой группе. Выбор конкретного упражнения определялся этапом работы и темой фронтальных занятий.

Такого рода гимнастику, для развития подвижности артикуляционного аппарата мы используем весь учебный год. При этом важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.

Систематическое выполнение детьми дошкольного возраста с ОНР подобных упражнений позволит наиболее эффективно усвоить систему нормативного звукопроизношения.

На первом занятии мы знакомили детей с упражнением для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренировались в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекалась, при этом демонстрация упражнения, сопровождалась показом движения кисти одной руки.

На третьем-четвертом занятии артикуляции детей мы подключали движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой и амбидекстры работают правой кистью, леворукие дети — левой. Постепенно подключалась вторая рука. Таким образом, дети выполняли артикуляционное упражнение или удерживали позу и одновременно движением обеих рук имитировали, повторяли движение артикуляционного аппарата.

Применение комплекса игр и упражнений с использованием биоэнергопластики способствует развитию артикуляционной и пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка и губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

Проделанная работа позволяет сделать вывод о целесообразности применения биоэнергопластики в специализированной группе для детей с нарушениями речи.

 

Литература:

 

1.      Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.

2.      Ерошкина С. Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед.- 2007. N 4.

3.      Зайцева И. Ю. Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников.

4.      Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, гимнастика и дыхательно- голосовые упражнения.-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

5.      Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль, 1999.

6.      Новиковская О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. — СПб.: КОРОНА принт, 2005. — 272 с.

7.      Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.

8.      Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.

9.      Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: Сфера, 2001.

10.  Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем.- М.: ЗАО Центрполиграф,2005.

11.  Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.

12.  Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Хочу в школу. М.: Арктур, 1999.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle