Библиографическое описание:

Федотова И. В. Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала учащихся начальной школы через применение проектной технологии [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 109-111.

 

В современной школе возникает потребность формирования у ученика понимания необходимости и умения учиться в течение всей жизни, а также применять новые знания в собственной практической деятельности.

Актуальными становятся задачи воспитания личности, способной адаптироваться в условиях постоянных изменений и находить решения в любых профессиональных и жизненных ситуациях.

Настоящий этап развития общества диктует необходимость такой организации образовательного процесса, где ведущими целями становятся развитие способностей и познавательных интересов детей. Научить каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в самоопределении и саморазвитии — задачи, стоящие перед любым педагогом, адекватно осознающим реалии времени. [1, c.5]

Задача современного образования состоит в том, чтобы дать возможность учащимся раскрыть творческий потенциал, развивая при этом коммуникативные способности.

Проектный метод представляет собой такой способ обучения, который, по словам Дж. Дьюи, можно охарактеризовать, как «обучение через делание» [1, c.7]. Учащиеся самым непосредственным образом включены в активный познавательный процесс, самостоятельно формулируют учебную проблему, осуществляют сбор необходимой информации, планируют возможные варианты решения проблемы, делают выводы, анализируют свою деятельность, учатся выступать перед аудиторией, защищая свой проект. [1, c. 9]

Проектный метод — это образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирования у школьников специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска. [2, c. 4] Метод создаёт предпосылки для развития целеустремлённости и самостоятельности у учащихся в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и творческий потенциал. Проектный метод может найти применение на различных этапах обучения в работе с учащимися различных возрастных категорий, в том числе с учащимися начальной школы.

Активная позиция ученика и реализация принципа «учиться, делая» является отличительной особенностью проектной работы.

Центральным принципом проектной работы является совместная работа учителя и учащихся, т. е. ученики вместе с учителем формулируют тему работы, определяют задачи, разрабатывают план работы, контролируют этапы выполнения работы и оценивают конечный результат.

Проектная деятельность основана на активном использовании элементов игры. Игровая компонента помогает усилить мотивацию и увеличить количество обрабатываемой информации.

Эффективность проектной работы во многом зависит от того, насколько учитель уважает выбор сделанный учениками, в определении темы, организации рабочего места в выполнении самой работы. С другой стороны, учащиеся несут полную ответственность за сделанный выбор и выполнение плана работы вплоть до получения конечного результата.

Конечный продукт проектной работы может быть представлен в виде письменного отчёта, статьи, доклада, фильма, презентации, выставки или в каком-либо другом виде.

Возможность активизации познавательной деятельности и развитие творческого потенциала и коммуникативных способностей заложена в самой концепции проектного метода. Этот метод создаёт предпосылки для активного вовлечения учащихся в процесс, поиска необходимой информации, её критического и творческого осмысления, актуализации знаний через их применение на практике.

Классификация проектов:

-          по количеству учащихся:

·           индивидуальный

·           групповой

-          по содержанию:

·           монопредметный (один предмет)

·           межпредметный (два и более предмета)

-          по продолжительности:

·           краткосрочные (минипроекты 1–2 урока)

·           среднесрочные (от 1 до 4 недель)

·           долгосрочные (от4 недель до 1 года)

-          по доминирующему виду проектной деятельности:

·           информационные (реферат, статья, доклад, схема, таблица, график, фото-видео материалы)

·           исследовательские (отчёт, публикация, участие в конкурсах проектов)

·           творческие (сценарий праздника, подготовка радиопередачи, съёмка видеофильма, выставка, выпуск газеты)

·           практико-ориентированные (создание каталогов, газетных статей, работы с техническими средствами) [2, c.16]

В своей работе, на протяжении многих лет, использую проектный метод с учащимися начальной школы, например: «Выпуск математической газеты».

Цель: создание условий для развития элементов проектировочной деятельности при работе над выпуском математической газеты.

Задачи:

-              развитие коммуникативных навыков,

-              творческих способностей,

-              умение ориентироваться в источниках информации,

-              осуществлять сбор необходимой информации,

-              умение планировать различные варианты решения проблемы,

-              анализировать свою деятельность и делать выводы,

-              комбинировать материал из разных источников и определять его соответствие теме проектной работы,

-              умение работать в команде,

-              оформлять работу.

Тип проекта:

-              монопредметный,

-              групповой,

-              среднесрочный,

-              творческий.

Творческий проект создаёт условие для формирования и развития у учащихся креативных способностей.

Этапы работы:

I Подготовительный

-          формирование групп по интересам

-          формулирование темы проектной работы

-          цель и задачи проекта

-          разработка плана

-          изучение источников и литературы по теме

II Планирование деятельности по выполнение проекта

-          определяются сроки представления результатов (конечные и промежуточные)

-          обсуждение возможных результатов работы по теме

Главная задача этого этапа — формулирование проблемы и выдвижение гипотезы. В каждой группе распределяются обязанности каждого члена группы, который должен неси ответственность за выполнение конкретной части проекта

III Этап организационно исследовательский

-          расписывается последовательность выполнения проектной работы

-          распределяются конкретные задания

-          собирается и обрабатывается информация

-          оформляются результаты работы (учащиеся заканчивают оформлять продукт своего труда, печатать, подбирать картинки)

IV Этап представления результатов

-          подготовка к презентации

-          публичная презентация проектной работы

-          оценка работы групп [3, c. 9]

Выпуск математической газеты осуществлялся в трёх группах. В первой группе получился журнал «Решай, смекай, отгадывай» с занимательными заданиями по математике. Во второй группе сборник под названием «В мире математики». В этом сборнике у каждого учащегося была своя страница, где каждый мог проявить своё творчество (сказочные примеры и задачи), головоломки, логические задания, материал из истории математики. Результатом труда третьей группы стала стенгазета «В царстве смекалистых». Красочно оформленная стенгазета имела рубрики — «кармашки». Например: «Весёлая геометрия», «Разгадай закономерность» и другие. Газета имела обратную связь с читателями класса, где каждый мог, отгадав задание, вставить в кармашек свои ответы.

В каждой группе получился различный продукт деятельности. Учащиеся творчески подошли к созданию своей газеты, журнала, и эта работа настолько заинтересовала и сплотила ребят, что у них появилась идея выпускать общую газету класса «Решай, смекай, отгадывай» и в дальнейшем, с помощью педагога или старшеклассников, разместить её на сайте лицея.

В своей практике с учащимися начальной школы проводила творческий проект «Наш парк», где осуществлялась межпредметная связь: технологии, психологии, экономики.

Опыт работы по внедрению проектной технологии показывает, что она востребована как педагогами, так и учениками. Классно-урочная система «загоняет» учителя и ученика в жесткие рамки программ, учебников, образовательных стандартов. Проектная технология, наоборот, создает простор для инициативы и творчества и направлена на формирование креативных черт личности всех участников образовательного процесса.

 

Литература:

 

1.                  Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. — М.: АРКТИ, 2005.

2.                  Романовская М. Б. Метод проектов в образовательном процессе. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.

3.                  Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Основы проектной деятельности школьника: Методические рекомендации по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе). Под ред. проф. Е. Я. Когана. — Самара: Изд-во «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2006.

4.                  Мысль. Разум. Интеллект. Практическое руководство по развитию умственных способностей. — «Ридерз Дайджест», 2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle